Основные различия в экономической социологии между

 США, Россией, Западной и Восточной Европой

Экономическая социология в США выглядит значительно более изощренной и технологичной с точки зрения используемых методологических инструментов. Исследователи здесь более привержены количественным методам, хотя, конечно, рядом с ними развиваются исторические и этнографические исследования, ориентированные на изучение социокультурных факторов (можно привести в пример работы М. Аболафии, В. Зелизер и др.). Следует также подчеркнуть, что несмотря на все разнообразие подходов, американские экономсоциологи говорят на одном языке (лингвистически и профессионально). Европейская традиция (или правильнее будет сказать «традиции») с этой точки зрения куда более фрагментарна. Здесь более популярны «мягкие», качественные методы. А восточно-европейцы в этом отношении выступают как неотъемлемая часть европейского профессионального сообщества (вне зависимости от того, вступила ли страна в Европейский Союз). Вдобавок, социология в Восточной Европе даже более гетерогенна в силу неоднородности образовательного фона социологов. И еще один момент, который может оказаться важным для понимания будущего. Не следует забывать, что большинство классических фигур в социологии (и в экономической социологии) вышло именно из Европы, в особенности из Германии (К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель), Франции (Э. Дюркгейм), Венгрии (К. Поланьи) и России (П. Сорокин), если назвать только бесспорные имена. И хочется верить, что в перспективе Европа сумеет восстановить свои позиции – главного источника новых социологических идей.

Вывод: В настоящее время данной наукой занимаются не то чтобы чьи-либо школы – уже целые институты, университеты ведут полномасштабные исследования в этой области. В отечественной науке первое определение предмета экономической социологии или, как еще тогда именовали данную дисциплину, социологии экономической жизни, предложили в середине 1980-х годов новосибирские социологи Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина: это – «социальный механизм развития экономики» как устойчивая система экономического поведения общественных групп. Тесная связь их подхода с теорией стратификации позволила увидеть предмет экономической социологии шире, чем мыслилась тогда сфера социологии труда и особенно индустриальной социологии. Нынешние интересы специалистов данной дисциплины направлены на изучение потребительских рынков: внимательно следим за теми фундаментальными и стремительными изменениями, которые происходят в розничной торговле, когда российские рынки начинают захватываться глобальными торговыми операторами. По мнению социологов, для них это представляет собой захватывающее зрелище – наблюдать, как совершенно новые рыночные структуры и институты появляются на свет за столь короткий промежуток времени и как они трансформируют ранее существовавшие конкурентные отношения и деловые практики.

 

ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ, ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: