Имидж женщины-руководителя

В настоящее время число женщин-руководитей увеличивается. Поэтому рассмотрение имиджа женщины-руководителя является очень актуальным.

Модная одежда в образе женщин-руководителей играет важную роль.

Модная, стильная, дорогая, сшитая на заказ известным кутюрье одежда, является одним из средств чувствовать себя независимо и уверенно в любой ситуации. Мода выступает как особый социальный знак, выполняя функцию символа престижа. Следуя моде или выступая против нее, человек либо обособляется от какой-то социальной группы, либо уподобляется ей, отождествляя себя с ней и получая новый, более выгодный, для него статус. Мода несет информацию о характере общения, что в случае публичности является очень значимым моментом.

Существует такое идеальное сочетание – одеваться модно и со вкусом. Оно универсально по своей трактовке. Однако вкусы людей зависят от многих обстоятельств. Среди них ведущая роль отводится общей культуре, материальным возможностям, возрасту, социальному статусу. В обществе, которое относится к руководителям предвзято, имеется и некий стандарт хорошего вкуса, хорошего тона. Чтобы его выдержать, надо при выборе одежды и ее ношении принимать во внимание множество факторов, из которых один основной – одежда должна быть удобной, из дорогих натуральных тканей, изготовленной специально с учетом всех индивидуальных особенностей и подчеркивать при этом все его достоинства.

Каждая женщина призвана быть уникальной. Вот почему женская одежда динамична, разнообразна и ярка. Но главная трудность состоит в том, что женщина не может быть одета так, как другие. Для нее одежда является фоном для самопрезентации своих самых лучших качеств. Предназначением женской одежды было и остается подчеркивание индивидуальности, личной незаурядности и элегантности женщины. Женщины всегда обладают правом на оригинальность своей одежды, на свой стиль ее ношения. Несмотря на все это, можно назвать ряд устойчивых эталонов женской моды в одежде женщин-руководителей.

По-прежнему пользуются большим спросом классические линии. Деловой костюм типа «шанель», строгий и стильный, универсальные женские костюмы и юбки чуть ниже колен. В деловом костюме, безусловно, хорош блейзер. Отсутствие лишних деталей, пестрых расцветок, спокойный цвет в классической линии призваны подчеркнуть вкус ее обладательницы.

Безусловным успехом пользуется женщина, удачно решающая проблему гармоничного сочетания цвета своей одежды. Воздействие цветом является мощным психологическим раздражителем. Им можно успокоить и настроить на минорный лад, можно вызвать неприязнь. Подобное, как правило, случается на подсознательном уровне. Женщины это прекрасно понимают, но еще лучше чувствуют. Отсюда у женщин-руководителей потребность в тщательном выборе своего цвета, наиболее созвучного духовному настрою, темпераменту, социальному положению, настроению и т.д.

Женщина не будет чувствовать себя полноценной женщиной, если она не имеет украшений. Их предназначение – придать ей изящество, создать тот штрих в ее образе, без которого он не будет завершенным. Ношение украшений – это показатель не материальных возможностей женщины, а ее культуры, индивидуальности и изысканности вкуса. Специалисты по имиджу деловой женщины считают, что корректным украшением является обручальное кольцо и еще небольшое дополнение по необходимости. В аксессуарах на работе главное – это не переборщить.

Другое дело – приемы, где необходимо презентовать себя во всей красе. В этом случае подойдут украшения – символы вкуса, благополучия, стиля.

Всем людям, а особенно руководителям, нужно общение и признание. Умеренность, сочетаемость, гармоничность, следование, с одной стороны, неукоснительным правилам этикета, а с другой – моде и индивидуальности в одежде – это те правила, которые помогают женщине чувствовать себя более уверенно в различном обществе и небезосновательно рассчитывать на эффективную с ним коммуникацию. [30]

По признанию ряда экспертов, желание выделить какой-то особый женский стиль управления во многом продиктовано сложившимися гендерными стереотипами и поведенческими моделями. Так, например, традиционно приписываемая женщине большая эмоциональность на деле компенсируется наличием и весьма эмоциональных мужчин-руководителей. Данные исследований свидетельствуют о том, что успешный менеджмент не имеет пола, а эффективные менеджеры демонстрируют смешанный тип лидерства, не имеющий четких половых признаков.

В отечественной деловой культуре прочно прописались некоторые из стереотипов:

· у женщин-руководителей более слабый «профессиональный капитал» - меньше знает и умеет;

· эффективный менеджер - это, прежде всего, мужчина, поскольку женщина непригодна для роли лидера;

· женщине «мешают» домашние обязанности и заботы.

Объективно, у женщин гораздо больше задач, чем у мужчин – домашнее хозяйство, семья, да и для успешного управленца необходимы такие качества, как жесткость, умение принимать непопулярные решения, наличие какого-то специфического мышления. Женщины меньше стремятся самоутвердиться в общественно-административной сфере, выбирая основным приоритетом для себя семью. Но в то время, ни для кого не секрет, что многие с недоверием относятся к способностям женщин соответствовать требованиям, предъявляемым к руководителям высшего ранга. Слишком долго в России практически не выдели женщин во властных структурах.

Женщинам намного легче быть руководителями, чем мужчинам. Да к тому же у женщин нет препятствий на карьерной лестнице, ведь способность к управлению – это не гендерная особенность. А небольшой процент женщин-руководителей может быть связан лишь с их меньшими амбициозными запросами.  

Ни объективно, ни исторически нет предпосылок к тому, что женщины слабее. А ответ на вопрос, почему руководителей-женщин меньше, чем мужчин прост – это колоссальная нагрузка, которая ложится на менеджеров, особенно на этапе продвижения карьеры. Женщины не хотят выходить на этот путь борьбы не в силу своего несоответствия высоким должностям, а просто потому, что для них в жизни существуют иные ценности.

По данным исследований, в ближайшие годы количество женщин-управленцев будет только расти. Однако при этом отмечается такой сдерживающий момент как достаточно жесткие законы существования в бизнесе. 

По признанию многих женщин, сотрудников ведущих компаний, работодатели часто недооценивают их сильные стороны как руководителей. С одной стороны, в угоду каким-то своим личным амбициям, с другой, в силу сложившихся стереотипов.

Человека всегда надо оценивать по результату. Если он сильный, с задатками лидера, то шанс проявить себя независимо от того, мужчина он или женщина очень высок.

Основное, что может сделать любая компания, предоставляющая профессиональные услуги – заботься о клиенте. А женщины по своей природе предназначены для того, чтобы заботиться. К тому же они часто проявляют большую гибкость. А в клиентском бизнесе гибкость – это очень важное качество. 

Работодатели достаточно трезво оценивают качества женщин. Правильнее было бы говорить о более продуктивном использовании таких специфических качеств слабого пола как гибкость, меньшая амбициозность, в хорошем смысле слова, готовность признать свою ошибку. К тому же женщины больше склонны договариваться, а не утверждать.

Да и сам женский подход к рабочему процессу отличается от мужского. Женщины более глубоко погружаются в заданную тему, потому что у них сильнее аналитический склад ума, у мужчин – стратегический, женщины всегда легче находят путь к сердцам и умам своих подчиненных, потому что видят жизнь более полно: в красках, эмоциях.

Для руководителя особенно важно поддерживать рабочий климат в коллективе, создавать позитивный настрой сотрудников, нацеленный на результат. Именно поэтому большинство из них относятся отрицательно к самому понятию «конфликта». Эксперты же уверены, что при правильном подходе конфликтная ситуация может многому научить, а следовательно, конфликт следует считать не достаточным недоразумением, а нормой производственных отношений. Поэтому главное – сработать на опережение, не позволив втянуть в зону конфликта всю компанию, а значит оценить объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личные причины и выработать оптимальную стратегию поведения.

Исследования стилей лидерства мужчин и женщин позволяет убедиться в том, что женщины обладают большей гибкостью в творении своего менеджмента и используют те стили лидерства, которые наиболее эффективны, не становясь последовательными приверженцами одного из них. При этом женщины эффективно реализуют не только «стратегии выживания», но и стратегии развития компании, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами. В целом, вывод исследователей однозначен – женщины-руководители не только не проигрывают мужчинам, но иногда действуют успешнее, обеспечивая более устойчивые условия существования для своей компании.[31]

В мире политики ярким примером является имидж Юлии Тимошенко. Она периодически меняет свой внешний облик и этим привлекает  внимание к собственной персоне. Степень узнаваемости Тимошенко выше, чем у какого-либо другого политика или бизнесмена. По сути, её главный аргумент в переговорах – «женские штучки». Когда надо – он железная леди, когда потребуется, будет мягкой и пушистой. В 1996 году Юлия Тимошенко наняла имиджмейкера, который должен был отучить её от нелепых жестов, объяснить, как быть красивой в толпе. Она нашла беспроигрышную формулу успеха у избирателей. Надо быть красивой, но не вызывающей, скромной и обаятельной, как сельская учительница. Ответы на любые вопросы журналистов и избирателей должны быть простыми и радикальными. Сама Юлия считает, что её внешность – ценный капитал. Она слишком следит за фигурой. В одежде предпочитает строгое сочетание чёрного и белого. Невысокий рост компенсируется очень высокими каблуками. Долго экспериментируя над причёсками, Юлия выбрала знаменитую косу.

Премьер-министр Тимошенко, как известно, в своем облике наследовала стратегию Екатерины Великой – ни дня без нового платья. Банты, рюши, пышные юбки, полупрозрачные блузки, кружева – во что только не облачалась Юлия Владимировна, чтобы подчеркнуть собственную женственность и скрыть мужскую сущность своего характера. Однако с началом предвыборной кампании внешний вид Юлии Тимошенко резко изменился. Из ее гардероба исчезли наиболее игривые наряды, а им на смену пришли гораздо более сдержанные костюмы, юбки и блузки. Из всей палитры цветов Юлия Владимировна нынче предпочитает белый, что позволяет ей наиболее эффектно смотреться на фоне своего политического блока. Харизма, как дискурсивно-психологический властный ресурс, в последнее время наиболее активно и эффективно использовалась командой Юлии Тимошенко в ходе президентской и парламентской избирательных кампаний в Украине в 2004 г. и 2006 г. В имидже Тимошенко акцентируются следующие элементы харизмы:

· стигматы (женственная, эмоциональная составляющая политического имиджа, по-украински уложенная коса, сочетание европейского и национального стиля в одежде);

· новизна (первая в Украине женщина премьер-министр);

· ритуалы (многочисленные личные встречи с избирателями из разных регионов страны, пламенность публичных выступлений);

· борьба (борьба с социальной несправедливостью, с авторитаризмом, с коррупцией и криминалитетом во властных структурах).

Имидж Юлии Тимошенко как женщины-руководителя является самым узнаваемым в мире политики.

 

 

Заключение

 

На основании проведенного исследования мною сделаны следующие заключения:

Со временем  имидж руководителя приобретает все большее значение. Руководитель является лицом всей организации. Ему необходимо ежедневно решать возникающие в связи с осуществлением его функций проблемы, при этом немаловажную роль играет умение грамотно общаться с людьми, внушать доверие, убеждать. Вот тут-то и играет свою роль имидж. От того, какое мнение сложится о руководителе, зависит не только личный успех, но и успех предприятия в целом.

Современные руководители должны уделять большое внимание созданию своего имиджа, для этого необходимо знать не только основные составляющие имиджа и пути их формирования, но и уметь использовать психологические и управленческие приемы.

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты имиджа руководителя, а так же приведены практические рекомендации по работе над созданием имиджа.

Привлекательный имидж руководителя неотделим от знания делового этикета и уверенного владения соответствующими навыками. Первым лицом организации является руководитель и по тому, насколько он знает правила этикета и реализует их в повседневной жизни, можно судить обо всей организации.

Большую часть рабочего времени руководитель проводит, общаясь с подчиненными. Руководитель должен с уважением относиться к подчиненным, к их мнению. Даже расходясь по принципиальному вопросу, по-человечески надо стараться не ущемить работника, не унизить его.

Существует достаточно много способов совершенствования имиджа, однако для всех можно считать справедливым правило о том, что главная задача в этой деятельности - определение цели. После выбора цели возникает вопрос адекватной самооценки и анализа оценки, которую могут дать окружающие. Выбор собственно метода формирования имиджа является сугубо индивидуальной задачей, и зависит от решения первых двух. Кроме того, выбор определяется имеющимися в наличии финансовыми, временными и другими ресурсами.

 Деловые качества, умение добиваться результатов, владение методами управления, уровень интеллекта присущи любому управляющему независимо от пола. Наиболее значимым качеством, на мой взгляд, является единство слова и дела. Именно деловой руководитель всегда верен взятым на себя обязательствам, в этом проявляется его профессионализм.

Список использованной литературы

1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – 2-е изд. М.: Дело, 2001. – 112с, с 11-17.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 208с, с 142-143.

3. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. 608с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»), с 579-583.

4. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 431с, с 5-8.

5. Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник, М.: Издательство: «Экзамен», 2007. – 591с, (Серия «Учебник для вузов»), с 257-265.

6. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 359с, с 249-250.

7. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук. – 4-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 256с. (Высшее образование).

8. Основы менеджмента: учеб. пособие // Н.И. Кабушкин. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336с, с 323-333.

9. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. проф. И.Ю. Солдатовой, проф. М.А. Чернышева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 256с, с 157.

10. Попов С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2006. 176с., с 132-149.

11. Прикладная имиджелогия: учебное пособие / В.Г. Горчакова. – М:, Академический проект, 2007. – 400с, с 269-275.

12. Розанова В.А. Психология управления, учебное пособие – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез». 1999. – 352с, с 185-186.

13. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента, учебник. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 300с, с 198-203.

14. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: учеб. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006. – 184с.,с 119-120.

15. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 240с, с 139-141.

16. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368с, с 274-278.

17. Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г.М. Шеламова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192с, с 30-33, с 59-69.

18. А.В. Васищева, А.В. Ненашева. Имидж: определение центрального положения имиджелогии. // Социально-гуманитарные знания. №4 2005. с 311-317.

19. Горчакова В.Г. Имидж личности. // Маркетинг в России и за рубежом. №3 2008. с 133-138.

20. Колосова С. В чем искусство самопрезентации. Современные стандарты внешнего имиджа и поведения руководителя. // Современная торговля. №4 2003. с 50-53.

21. Рогачева М.И. Имидж - составляющая успеха руководителя и организации. // Управление персоналом. №17 2004. с 60-62.

22. С. Плетнева. Бизнес-леди начинают и побеждают. // Управление персоналом. №10 2008. с 34-39

 

 

Приложение

Таблица 1

Рекомендации имиджмейкеров для элегантного мужчины [32]

 

Костюм Рубашка Галстук Носки Обувь
Серый Белая Светло-голубая или розовая Цвета слоновой кости Синяя Светло-серая Любого цвета (даже зеленый, желтый) В тон галстуку Черные Черного цвета
Темно-серый Белая Светло-розовая Цвета слоновой кости Светло-голубая Синяя Светло-серая Красно-черный Полосатый Бордовый Светло-серый   Черные Темно-голубые Темно-бордовые Черного цвета
Темно-синий Белая Голубая Цвета слоновой кости Светло-серая Светло-голубая Васильковая В белую, голубую и красную полоску Красный Темно-бордовый Светло-синий Темно-голубые Темно-бордовые Черные Черного цвета
Песочный Светло-голубая Розовая Коричневая Синяя Пастельных тонов Темно-голубой Темно-коричневый Коричневый Бежевый Бордовый Темно-бордовые Бордовые Коричневые Светло- и темно-коричневого цвета
Темно-коричневый Белая или бежевая Светло-розовая Светло-голубая Цвета слоновой кости Коричневый Красно-черный или в зеленую и коричневую полоску Бордовые Коричневые Коричневого цвета
Черный костюм – ежедневный вариант Любых пастельных тонов или синяя В тон рубашки или синий   Черные Черного цвета
Черный костюм – выходной вариант Только белая Серебристо-серый Красно-черный Светло-серый Бордовый Черные Черного цвета

 

 


[1] Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г.М. Шеламова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192с, с 59-69.

[2] Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368с, с 274-278.

[3] Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук. – 4-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 256с. (Высшее образование). С 16-17.

[4] Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента, учебник. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 300с, с 198-203.

[5] Горчакова В.Г. Имидж личности. // Маркетинг в России и за рубежом. №3 2008. с 133-138.

[6]Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368с, с 274-278

[7] Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента, учебник. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 300с, с 198-203

[8] Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г.М. Шеламова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192с, с 59-69.

[9] Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 431с.

[10] Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник, М.: Издательство: «Экзамен», 2007. – 591с, (Серия «Учебник для вузов»), с 257-265.

[11] Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. 608с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»), с 579-583.

 

[12] Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г.М. Шеламова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192с, с 59-69.

[13] Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – 2-е изд. М.: Дело, 2001. – 112с, с 11-17

[14] Попов С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2006. 176с., с 132-149.

[15] Рогачева М.И. Имидж - составляющая успеха руководителя и организации. // Управление персоналом. №17 2004. с 60-62.

[16] А.В. Васищева, А.В. Ненашева. Имидж: определение центрального положения имиджелогии. // Социально-гуманитарные знания. №4 2005. 326с, с 311-317.

[17] Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 359с, с 249-250.

 

[18] Прикладная имиджелогия: учебное пособие / В.Г. Горчакова. – М: Академический проект, 2007. – 400с, с 269-275.

[19]Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 208с, с 142-143.

[20] Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г.М. Шеламова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192с, с 59-69.

[21] Розанова В.А. Психология управления, учебное пособие – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез». 1999. – 352с, с 185-186

[22] Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. проф. И.Ю. Солдатовой, проф. М.А. Чернышева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 256с, с 157.

[23]Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 240с, с 139-141.

 

[24] Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник, М.: Издательство: «Экзамен», 2007. – 591с, (Серия «Учебник для вузов»), с 257-265.

[25] Попов С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2006. 176с., с 132-149.

 

[26] Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: учеб. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006. – 184с.,с 119-120.

[27] Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук. – 4-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 256с. (Высшее образование). с 127.

[28] Основы менеджмента: учеб. пособие // Н.И. Кабушкин. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2002. – 336с, с 323-333.

[29] Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов / А.С. Ковальчук. – 4-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 256с. (Высшее образование). с 124-129.

[30] Колосова С. В чем искусство самопрезентации. Современные стандарты внешнего имиджа и поведения руководителя // Современная торговля. №4 2003. с 50-53.

 

[31] С. Плетнева. Бизнес-леди начинают и побеждают. // Управление персоналом. №10 2008. с 34-39.

 

[32] Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – 2-е изд. М.: Дело, 2001. – 112с, с 11-17.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: