Культура Древней Индии

 

Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Около 2500 г. до н.э. в долине реки Инд народ неизвестного происхождения создал развитую городскую цивилизацию. Здесь зарождались ремесла, процветала торговля, возникла письменность. На пике своего развития Индская цивилизация охватывала территорию почти в 1,3 млн кв. км – от подножия Гималайских гор до берегов Аравийского моря и от бассейна реки Ганг до Камбейского залива, на северном побережье которого находится современный Бомбей.

Архитектура. Крупнейшими городами Индской цивилизации были Мохенджо-Даро (в переводе «холм мертвых») в низовье Инда и Хараппа на берегу реки Рави, крупнейшего притока Инда в Пенджабе. В Хараппе, имевшем площадь 25 кв. км, проживало до 100 тыс. человек.

Оба города мало отличались друг от друга как по размеру, так и по внутренней планировке, что позволяет сделать вывод о едином архитектурном замысле. В отличие от большинства населенных пунктов древнегомира, развивавшихся спонтанно, Хараппа и Мохенджо-Даро строились по плану: обращенную фасадом на запад цитадель окружали кварталы жилых домов, на юге и севере имелись городские ворота. Улицы городов шли абсолютно прямо, пересекаясь под прямым углом.

Постройки Индской цивилизации отличались достаточно высоким для своего времени уровнем комфорта. В городах преобладали двух- и трехэтажные дома. Многие жители могли пользоваться системой водоснабжения и канализации (большая редкость в странах древнего мира). В Мохенджо-Даро в благоустроенных домах имелась ванная комната с мощеным полом и каменным водоотводом. Вода в нее доставлялась из облицованных камнем колодцев, которые в основном находились прямо в здании.

Главным источником благосостояния Индской цивилизации было ирригационное земледелие. Выращивались в основном ячмень и пшеница. Природные условия позволяли собирать 2 урожая в год. В Хараппе и Мохенджо-Даро имелись огромные зернохранилища, площадь которых достигала 1000 кв. м.

Письменность. О религии и литературе жителей долины Инда мы знаем мало, поскольку их письменность не удалось до конца расшифровать. Предполагается, что язык индейцев относился к дравидийской языковой семье.

Индийское письмо было иероглифическим, в нем насчитывалось около 400 символов. Материалом для письма служили глина, медь, стеатит, из которых изготавливались резные печати. В долине Инда найдено более 2 тыс. таких печатей. Кроме иероглифов на печатях изображались животные, чаще всего священные – бык, буйвол, коза, слон.

К концу XIX в. до н.э. города пришли в упадок, точную причину которого назвать трудно. Предположительно, изменились климатические условия, что привело к оскудению земли. Установлено, что население долины Инда страдало от эпидемий, в частности малярии. Так или иначе около 1800 г. до н.э. жители покинули города в долине Инда. Древнейшая культура и цивилизация исчезла, почти не оказав воздействия на пришедшую ей на смену в середине II тысячелетия ведическую культуру - ариев, заложивших практически заново основы древнеиндийской культуры.

Культура ведийского периода (середина II – середина I тысячелетия до н.э.). Во второй половине II тысячелетия до н.э. в долинах Инда и Ганга начали расселяться индоевропейские племена ариев, пришедшие в Индию с северо-запада. В процессе становления древнеиндийской цивилизации приняли участие разные племена и народы, но этнос, язык и религия ариев играли при этом доминирующую роль.

О культуре древних индоариев известно гораздо больше. Главным источником наших знаний являются древнейшие индийские письменные памятники – Веды (от глагола «ведать», «знать»). Язык, на котором написаны Веды, – индоевропейский, весьма близок к санскриту и разговорным языкам Индии, которые принято называть пракритами. Сами Веды – это четыре сборника священных текстов, которые составляли основу мировоззрения ариев еще до их прихода в Индию.

Первой и наиболее авторитетной из Вед является Ригведа (Веда гимнов). Действительно, Ригведа состоит из гимнов, или обращений к богам. Гимны содержат просьбы людей о даровании урожая, мира, благополучия, о наказании врагов, об установлении благоприятной погоды. Второй Ведой является Самаведа (Веда мелодий). Ее тексты пелись во время богослужения. Считалось, что это благоприятно воздействует на богов. Третьей по значению считается Яджурведа (Веда жертвоприношений). Именно в Яджурведе описаны порядок и правила совершения жертвенных обрядов и ритуалов. Четвертой из Вед является Атхарваведа (название произошло от имени жрецов-атхарванов). Она включает в себя заговоры и магические заклинания, цель которых – отпугивание злых духов, излечение от болезней, обращение к богам и мелким божествам.

Влияние и авторитет Вед в Древней Индии были настолько велики, что почти все более поздние достижения индийской духовной культуры так или иначе оказались связаны с ними. Священные знания заложили основы последующей религии, философии, науки Древней Индии. Именно поэтому древнеиндийскую культуру часто именуют ведийской, или ведической.

Религия индоариев, или ведийская религия, представляла собой многобожие с очень развитым ритуалом, в основе которого лежали жертвоприношения. Боги воспринимались в антропоморфном (человекоподобном) виде. Индоарии поклонялись богу грома Индре, богу огня Агни, грозному богу Варуне, которого считали хранителем мирового порядка, богу опьяняющего напитка Соме, солнечному богу Сурье, богине зари Ушас и многим более мелким божествам.

Дальнейшим продолжением ведийской религии стал брахманизм (I тысячелетие до н.э.), возникший благодаря контактам с местными (неарийскими) племенами. В нем на первый план был выдвинут Брахман – абсолютное безличное духовное начало, лежащее в основе всего существующего. Брахманизм установил свою иерархию богов, среди которых начали выделяться Брахма (создатель Вселенной), Вишну (охранитель мира) и Шива (разрушитель мира). Эта триада (впоследствии названная «тримурти») окончательно оформилась в индуизме.

Брахманизм дал религиозное обоснование делению общества на четыре варны (брахманы – жрецы, кшатрии – правители и воины, вайшьи – ремесленники и крестьяне, шудры – слуги), которое позднее было дополнено дроблением на касты, главным образом по профессиональному признаку.

Основу брахманизма составляет учение о вечном переселении душ, которое называется сансарой. Положение человека в сансаре обусловлено кармой – совокупностью поступков верующего и его предков, определяющих судьбу индивида в последующих перевоплощениях. Смысл жизни индивида состоит в улучшении кармы, что повышает шансы на новое лучшее рождение, а конечная цель бытия заключается в слиянии его души с мировым духом – Брахманом, ибо все живые существа есть лишь его частицы. Нарушение требований религии, неправедная жизнь приводят к несчастливым перерождениям.

Среди достижений первой половины I тысячелетия до н.э. следует назвать признанные священными комментарии к Ведам: брахманы – обширные толкования ритуала (наиболее известна «Брахмана ста путей»), араньяки – наставления по отшельничеству и упанишады – философские комментарии и наставления, из которых берут начало многие индийские философские учения.

Культура Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. В 321 г. до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – империя Маурьев. Она охватывала обширную территорию, соразмерную землям современной Индии (кроме крайнего юга) Пакистана, части Афганистана. Расцвет империи пришелся на время правления царя Ашоки (ок. 273–232 гг. до н.э.), при котором в качестве государственной религии утвердился буддизм.

Религия. Создателем буддизма – первой мировой религии – считается Сиддхартха Гаутама, который родился в 565 г. до н.э. в Лумбини (современный Непал) в семье кшатриев. В 40-летнем возрасте он достиг состояния просветления и стал называться Буддой, т.е. «просветленным». Закончил свой земной путь около 486 г. до н.э.

Согласно учению буддизма, жизнь есть мучение и жить – значит страдать. Именно поэтому не стоит стремиться к возрождению в другом существе, поскольку это влечет за собой новые страдания. Чтобы вырваться из круговорота жизни, несущей страдания живому существу, необходимо отказаться от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, к власти, богатству, понять преходящий характер всего земного. Путь к спасению от страданий мученической жизни состоит в переходе из сансары (цепи перерождений) в нирвану. Нирвана представляет собой особое состояние, для которого характерно отсутствие всех желаний, отрешеность от внешнего мира, внутреннее (духовное) просветление. Достигнуть нирваны должен стремиться каждый. Будда наметил путь к освобождению: на этом пути необходимо следовать основным заповедям, прежде всего четырем благородным истинам и восьмиричному пути.

Религия буддизма не признает сословной иерархии, проповедует равенство всех варн, обещает спасение всем верующим вне зависимости от социальной или национальной принадлежности, проповедует умеренность, святость живого и гуманность.

В одно время с Буддой жил Махавира (540 – 468 гг. до н.э.) – основатель джайнизма, еще одной весьма влиятельной древнеиндийской религии ненасилия (с уклоном в аскетизм), хотя и не получившей в дальнейшем такого распространения, как буддизм.

Литература. Вторая половина I тысячелетия до н.э. явилась временем подъема древнеиндийской культуры. Оформился и был объявлен священным язык санскрит («обработанный»). На нем написаны великие эпические поэмы Древней Индии «Махабхарата» (в составе которой находится «Бхагавадгита» – священная книга индуизма) и «Рамаяна», многие пураны (памятники индуистской литературы), знаменитые «Законы Ману», политический трактат «Артхашастра», свод индийской медицины «Аюрведа».

Многие культурные достижения древних индийцев вобрали в себя богатейшую мифологию и народную мудрость. Наиболее полно это величайшее наследие дошло до нас в поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата» известна своими литературными достоинствами и религиозным руководством. Автором ее считается мудрец Вьяса. Поэма состоит из почти 100 тыс. стихов, она содержит изложение дхармы, образцовых норм поведения царя, воина, любого человека, живущего в период бедствий, а также наставления для того, кто стремится освободиться от цепи перерождений.

Название «Рамаяна» переводится как «Путь Рамы». Поэма написана на санскрите в III в. до н.э. поэтом Вальмики. В дошедшем до нас виде «Рамаяна» насчитывает около 24 тыс. стихов. Поэма до сих пор пользуется широкой популярностью не только в Индии. Ее сюжеты распространились в Юго-Восточной Азии, а герои, вместе с героями «Махабхараты», стали традиционными персонажами народного театра.

Архитектура. Необычайным своеобразием отличается древнеиндийское искусство. Ведущая роль в нем принадлежит архитектуре, памятники которой дошли до нашего времени. Буддистские храмы появились в III в. до н.э. В отличие от Древнего Египта и Месопотамии, где в строительстве широко использовались камень и глина, в Индии основным материалом Древнего строительства было дерево.

Камень начал применяться в Индии с III в. до н.э. для сооружения храмов, и это связано с принятием буддизма в качестве официальной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в монументальном искусстве. Гражданские здания (даже дворцы) строить из камня не разрешалось, поэтому они не сохранились до наших дней; увековеченная древняя и средневековая архитектура Индии представлена в основном храмами и другими сооружениями культового назначения.

К таким сооружениям относятся мемориальные колонны, соединяющие в себе элементы зодчества и скульптуры. Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб, нередко превышающий 10 м и завершающийся капителью со скульптурными изображениями священных животных. Самая знаменитая из стамбх – Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н.э.). По преданию, она была поставлена на том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Ныне ее изображение является государственным символом Индии.

Одним из главных типов буддийских сооружений в Индии является ступа – постройка в виде большого сферического купола. По легенде, на вопрос о том, каким должно быть его погребальное сооружение, Будда перевернул круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела полусферическую форму и являет собой символ Неба, нирваны и самого Будды. Наиболее знаменита ступа из Санчи (середина III в. до н.э.), которая сложена из сырца и облицована обожженным кирпичом. У нее имеется ограда с четырьмя воротами – торанами, ориентированными по сторонам света и украшенными рельефами.

Начиная с III в. до н.э. храмы в Индии сооружали, выдалбливая помещения в цельной скале – чайтьи. Пещерный храм включал в себя зал с культовым символом – ступой или статуей Будды. Это сложное сооружение с колоннами и множеством крупных и мелких деталей целиком высекалось из скалы.

Поверхности каменных столбов, балок и других элементов в храмах покрывали рельефом. За образец бралась резьба по дереву. Обильный, сочный, пластичный рельеф – одна из характерных черт индийской архитектуры. Стены построек покрывались резьбой, находили свое продолжение в скульптурных композициях. Сами сооружения приобретали вид огромных фантастических скульптур.

Достижения древнеиндийской культуры I тысячелетия до н.э. заложили основу для ее дальнейшего развития в последующий период – эпоху Кушанской и Гуптской империй.

Индийская культура в эпоху Кушанской и Гуптской империя (I в. до н.э. – VI в. н.э.). С образованием новых мощных империй возросло значение интегральных верований индуизма, которые постепенно вытесняли буддизм.

Религия. Многоликий индуизм – религия, распространенная в Индии вплоть до настоящего времени. Это итог взаимодействия буддизма и брахманизма, синтез и конечный вариант всех индийских религиозных поисков. Его важными чертами являются: поклонение священным животным (коровам, быкам, обезьянам), культ предков, отсутствие единой церковной организации, множество сект, признание кастовой иерархии, вера в вечность души, строгая регламентация прав и обязанностей человека от его рождения до смерти, вера в перевоплощение душ и троицу главных богов – Брахму, Вишну и Шиву. Два последних божества почитаются больше, что нашло отражение в двух основных течениях индуизма – шиваизме и вишнуизме. В пантеон индуизма включен и Будда как девятое воплощение Вишну, а также Кришна – как его восьмое воплощение.

Искусство. Кушано-гуптский период считается классическим в индийской художественной культуре. В это время в искусстве Индии параллельно с индуистскими инновациями развивались традиции, заложенные в империи Маурьев. Широкое распространение получают буддистские пещерные храмы. Примером может служить храм в Карли (I в. до н.э.). Перед пещерой возведены две колонны, увенчанные капителями с изображениями животных. Центральный коридор храма отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В центре пещеры находится ступа.

В I–IV вв. н.э. в художественной культуре Индии произошли значительные изменения. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, пришедшие на смену символам (священному дереву Бо, Колесу Закона и т.п.). Черты эллинистического искусства заметны в статуе сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Будды ясен и спокоен, полон сосредоточенности и умиротворения. Его поза со скрещенными и поджатыми ногами (поза «лотоса») с того времени стала основной для буддийской скульптуры. По положению рук, ладоней и пальцев статуи можно судить об этапах священного пути Будды.

В эпоху Гуптов продолжало развиваться пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV –VII вв.), состоящий из 29 пещер. Ансамбль Аджанты известен в первую очередь благодаря своей живописи, так как это едва ли не единственный сохранившийся образец данного вида искусства Гуптской эпохи. Росписи пещер различны по содержанию, главное в них не композиция, а линия и цвет. Богатое сочетание красок производит огромное эмоциональное впечатление.

В Гуптский период последний расцвет переживало в Индии буддийское искусство, постепенно уступая место индуистским храмам и изображениям.

Наука. Значительными достижениями отмечена наука Древней Индии. Начиная со второй половины I тысячелетия до н.э. математика и астрономия оказывали значительное влияние на развитие соответствующих областей арабской и персидской науки. Почетное место в истории математики занимает Арьяпхата, живший в V – начале VI в. н.э. Этот ученый предложил оригинальное решение линейного уравнения с использованием числа «пи». Кроме того, именно в Древней Индии система счисления впервые стала десятичной за счет добавления к ней нуля. Сегодня она называется арабской и составляет основу современной арифметики. Наибольшее развитие получила алгебра. Понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии.

Дошедшие до нас трактаты по астрономии свидетельствуют о высоком уровне развития этой науки в Древней Индии. Независимо от античных ученых Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси. Введение десятичной системы способствовало точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

Почетное место в индийской науке занимает медицина. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата и наследственности на здоровье человека, большое внимание уделяли личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия: медицинский трактат «Сушру- та Самхита» содержит описание 300 операций, которые делали древнеиндийские врачи, применявшие более 120 хирургических инструментов.

До сих пор в Индии большим почетом пользуется «Аюрведа», включавшая учение о долголетии. Популярная тибетская медицина основана именно на «Аюрведе».

Литература и театр. Высокого уровня развития достигла в Древней Индии теория литературного творчества, особенно поэзии. Ученые составляли подробные правила стихосложения, писали трактаты по теории, метрике и поэтике. Несколько школ «поэтической науки» состязались между собой, вели споры о жанрах, о цели литературы и особенностях художественного языка.

Концепция божественного характера речи заметно повлияла на развитие науки о языке. Согласно ей, другие науки и искусства имеют в своей основе речь. В грамматике Панини (V–IV вв. до н.э.) анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые ваходят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

Большую роль в индийской культуре играл театр. Заслуга его создания приписывалась богу Брахме. Первые театральные действа были связаны с ведийским культом Индры. Спектакль включал диалоги, музыку, песни, пантомиму, действия факиров, но главную роль играл танец. Любопытно, что в спектакле использовались разные языки – до 10 диалектов и наречий. Например, герой всегда говорил на санскрите, а героиня – на каком-либо диалекте. Со временем выделялись отдельные жанры – драма, клоунада, танцевальное представление. Крупнейшим древнеиндийским поэтом и драматургом считается Калидаса (прибл. V в. н.э.), которого называют «индийским Шекспиром». Мировую известность Калидасе принесли драма «Шакунтала», а также поэмы «Рождение Кумары» и «Облако-вестник».

Философия. Величайшее значение для духовной культуры Древней Индии имела философия. По традиции все древнеиндийские философские школы делились на ортодоксальные, признававшие авторитет Вед, и неортодоксальные, отвергавшие их непогрешимость. К первым относятся веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса и йога. Ко вторым – буддийские и материалистические, атеистические школы, наибольшее распространение среди которых получила чарвака (локаята).

Отличительной особенностью культуры Древней Индии является ее синтетический характер, нерасчлененность религиозных, моральных, эстетических начал. Индийское искусство неразрывно связано с религиозным и социальным ритуалами. Другими важными чертами культуры Древней Индии являются преклонение перед любовью, чувственностью, жизнью, природой. Для нее также характерна исключительная живучесть традиций. Многие достижения древнеиндийской культуры вошли составной частью в информационный фонд современной Индии, а наиболее ценные из них обогатили общее культурное наследие человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: