Ресурсное корректирование нормативных показателей
Одним из важнейших принципов рациональной организации ТО и ремонта автомобилей является применение обоснованных нормативов выполнения профилактических и ремонтных работ. В технической эксплуатации существуют нормативы: периодичности ТО, трудоемкости ТО и ремонта, продолжительности ТО и ремонта, а также ресурса до капитального ремонта (КР).
ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
КР подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурса. В виде исключения допускается производство среднего ремонта автомобилей для случаев их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях. Средний ремонт автомобиля предусматривает: замену двигателя, требующего капитального ремонта; диагностирование Д-2 технического состояния автомобили и одновременное устранение выявленных неисправностей агрегатов с заменой или ремонтом деталей: окраску кузова; других необходимых работ, обеспечивающих восстановление исправности всего автомобиля. Средний ремонт проводится с периодичностью свыше одного года.
|
|
КР подвижного состава, агрегатов и узлов производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, дефектацию, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.
Техническое состояние подвижного состава, агрегатов или узлов, сдаваемых в КР, и, качество его выполнения должны соответствовать требованиям государственных стандартов и другой нормативно-технической документации на КР.
Основополагающим нормативным документов, регламентирующим планирование, организацию и содержание ТО и ремонта автомобилей, определение ресурсов, является «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
При корректировании учитываются следующие факторы:
- категория условий эксплуатации учитывается коэффициентом К1;
- модификация подвижного состава учитывается коэффициентом К2;
- природно-климатические условия учитываются коэффициентов К3.
Lк’ = LкнК1К2К3
Li’ = LiнК1К2К3,
Где Lкн – нормативный пробег автомобиля до капитального ремонта, км;
|
|
Liн – нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1, ТО-2), км.
Значения нормативного пробега автомобиля, нормативной периодичности ТО (ТО-1, ТО-2), а также коэффициенты К1, К2, К3 определяются на основе данных приведенных в приложении 1.
К1 = 0,9
К2 = 1,0
К3 = 1,0
Результаты расчетов сводятся в таблицу.
Таблица 1
Марка автомобиля | LТО-1н, км | LТО-2н, км | Lкн, км | LТО-1’, км | LТО-2’, км | LКР’, км |
ЗИЛ-131 | 3 000 | 12 000 | 300 000 | 2 700 | 10 800 | 270 000 |
ЗИЛ-130 | 3 000 | 12 000 | 300 000 | 2 700 | 10 800 | 270 000 |
УРАЛ-377СН | 3 000 | 12 000 | 150 000 | 2 700 | 10 800 | 135 000 |
Корректирование показателей по среднесуточному пробегу
Периодичность ТО-1 рассчитывается по формуле
n1 = LТО-1н’ / Lcc,
где Lcc – среднесуточный пробег автомобиля, км.
n1 ЗИЛ-131 = 2 700 / 157 = 17 дн.
n1 ЗИЛ-130 = 2 700 / 169 = 16 дн.
n1 УРАЛ-377СН = 2 700 / 164 = 16 дн.
LТО-1’’ = Lcc × n1
LТО-1 ЗИЛ-131’’ = 17 × 157 = 2 699 км
LТО-1 ЗИЛ-130 ’ = 16 × 169 = 2 704 км
LТО-1 УРАЛ-377СН’’ = 16 × 164 = 2 624 км
Периодичность ТО-2 рассчитывается по формуле
n2 = LТО-2’ / LTO-1’’
LTO-2’’ = LTO-1’’ × n2
n2 ЗИЛ-131 = 10 800 / 2 699 = 4 дн.
n2 ЗИЛ-130 = 10 800 / 2 704 = 4 дн.
n2 УРАЛ-377СН = 10 800 / 2 624 = 4 дн.
LTO-2 ЗИЛ-131’’ = 2 699 × 4 = 10 796 км
LTO-2 ЗИЛ-130’’ = 2 704 × 4 = 10 816 км
LTO-2 УРАЛ-377СН’’ = 2 624 × 4 = 10 496 км
Периодичность КР рассчитывается по формуле
n3 = LKP’ / LTO-2’’
LKP’’ = LТО-2’’ × n3.
n3 ЗИЛ-131 = 270 000 / 10 796 = 25 дн.
n3 ЗИЛ-130 = 270 000 / 10 816 = 25 дн.
n3 УРАЛ-377СН = 270 000 / 10 496 = 26 дн.
LKP ЗИЛ-131’’ = 10 796 × 25 = 269 900 км
LKP ЗИЛ-130’’ = 10 816 × 25 = 270 400 км
LKP УРАЛ-377Н’’ = 10 496 × 26 = 272 896 км
Результаты расчетов сводятся в таблицу.
Таблица 2
Марка автомобиля | n1, дн. | LТО-1’’, км | n2, дн. | LТО-2’’, км | n3, дн. | LКР’’, км |
ЗИЛ-131 | 17 | 2 699 | 4 | 10 796 | 25 | 296 900 |
ЗИЛ-130 | 16 | 2 704 | 4 | 10 816 | 25 | 270 400 |
УРАЛ-377СН | 16 | 2 624 | 4 | 10 496 | 26 | 272 896 |
Определение числе КР, ТО на один автомобиль за жизненный цикл
Число КР и ТО на один автомобиль за жизненный цикл определяется отношением циклового пробега к пробегу до данного вида воздействия. Цикловой пробег Lц = LКР’’, то есть количество КР за цикл NКРц = 1.
Lц ЗИЛ-131 = 296 900 км
Lц ЗИЛ-130 = 270 400 км
Lц УРАЛ-377СН = 272 896 км
NТО-2ц = LКР’’ / LТО-2’’ – NКРц
NТО-2ц ЗИЛ-131 = 296 900 / 10 796 – 1 = 27
NТО-2ц ЗИЛ-130 = 270 400 / 10 816 – 1 = 24
NТО-2ц УРАЛ-377СН = 272 896 / 10 496 – 1 = 25
Количество ТО-1 за цикл на одно автотранспортное средство:
NТО-1ц = LКР’’ / LТО-1’’ – (NКРц + NТО-2ц)
NТО-1ц ЗИЛ-131 = 296 900 / 2 699 – (1 + 27) = 82
NТО-1ц ЗИЛ-130 = 270 400 / 2 704 – (1 + 24) = 75
NТО-1ц УРАЛ-377СН = 272 896 / 2 624 – (1 + 25) = 78
Количество ежедневных обслуживаний (ЕО) за цикл на одно автотранспортное средство:
NЕоц = LКР’’ / Lсс.
ЕО включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы но поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарную обработку кузова.
ЕО выполняется на автотранспортном предприятии после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.
NЕоц ЗИЛ-131 = 296 900 / 157 = 1 891
NЕоц ЗИЛ-130 = 270 400 / 169 = 1 600
NЕоц УРАЛ-377СН = 272 896 / 164 = 1 664
Результаты расчетов сводятся в таблицу.
Таблица 3
Марка автомобиля | Lц, км | NТО-2ц | NТО-1ц | NЕОц |
ЗИЛ-131 | 296 900 | 27 | 82 | 1 891 |
ЗИЛ-130 | 270 400 | 24 | 75 | 1 600 |
УРАЛ-377СН | 272 896 | 25 | 78 | 1 664 |