Перспективы вовлечения России в мировой туризм

 

Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие туризма в России, у туристского бизнеса в нашей стране большое будущее. В перспективе, несмотря на трудности, переживаемые Россией, специалисты Всемирной туристской организации и Всемирного совета по туризму и путешествиям прогнозируют рост ее доли на мировом туристском рынке. Эксперты считают, что туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, выйдя в 2012-2014 гг. на второе место в мире по этому показателю. Уже в 2012 г. количество международных туристов, прибывающих в Россию, удвоится. Прирост числа посетивших Россию иностранных туристов в 2014 г. составит 10%. Прогнозируется, что к 2020 г. число приезжих иностранцев достигнет 47,1 млн. При этом, согласно экспертным оценкам, емкость туристских ресурсов России может составить 100 млн. человек в год при среднем времени пребывания 6 дней.

Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать местом массового летнего пляжного отдыха, у нас остается много проблем с туристской инфраструктурой. Тем не менее, страна обладает тем, что в ближайшие десять лет будет пользоваться наибольшим спросом у путешественников, – уникальными историко-культурными достопримечательностями и природными ценностями, экстремальностью и неповторимым своеобразием.

Территория России простирается с запада на восток на 10 000 км и почти на 3000 км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.

Наличие гор открывает возможности для всех видов горного туризма (альпинизм, спелеотуризм, пешие походы, рафтинг по горным рекам, горнолыжный туризм, маунтинбайкинг, полеты на дельтаплане), а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод.

Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена буквально созданы для круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Моря северо-запада страны – одно из направлений круизного туризма. Многочисленные озера чисты и живописны. Причем вода в них чиста не только внешне – в Карелии и на Байкале ее вполне можно пить.

Леса Центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и Дальнего Востока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров. В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для экологических туров. В отличие от многих европейских стран, путешествуя по просторам России, турист может за долгое время не встретить ни одного человека. В Сибири за несколько часов езды по шоссе, проложенному прямо через тайгу, можно не встретить ни одной машины! Зато не исключено, что удастся пару раз заметить среди деревьев бурого медведя. В Астраханской области во время трансферта к месту рыбной ловли в дельте Волги егерь покажет фламинго, пеликанов и других редких птиц. Конные походы по сказочному краю – Горному Алтаю – не оставят равнодушным никого из любителей природы.

В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего туризма – делает современных россиян интересными друг другу. Великие князья, монархи и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и усадьбы, создавали музеи, разрушали церкви и буддийские храмы, оставляли после себя мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую эру, создавали уникальные образцы вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события сделали Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.

Заслуживает внимания и развитие круизного, приключенческого, экологического, культурно-познавательного, спортивного, лечебно-оздоровительного туризма. Учитывая огромную территорию России, нельзя упускать из виду трансграничный туризм. Эксперты разбили карту России на туристские зоны (районы), для каждой из которых выделили приоритетные типы и направления туризма. Далее с помощью специальных экспертных методик и шкал они оценили основные параметры района, характеризующие туристскую привлекательность районов, а также факторы, влияющие на уровень сложности их посещения туристами; климатическую и экологическую ситуацию, развитие гостиничного бизнеса и состояние инфраструктуры, территориальный фактор (площадь территории и взаимоотдаленность населенных пунктов), доступность района для массового туриста, наличие объектов культурно-исторического значения, курортных и рекреационных комплексов. В результате интегрирования всех параметров был получен туристский потенциал района – условная величина, иллюстрирующая, в какой степени, при условии вложения необходимых инвестиций, он может быть востребован туристами с учетом их комплексных потребностей в туристских продуктах различного типа. Такие потенциалы районов, а также сделанные на их основе оценки минимальных объемов средств, необходимых для инвестирования в тот или иной регион России, приведены в таблице[5] (Приложение 2).

Усредненный показатель туристского потенциала России – 55,8%, – весьма высок. Это значит, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений. Для сравнения: туристский потенциал Турции составляет 38,4%, Греции – 35, Италии – 49, Франции, Германии и Испании – чуть более 50% (естественно, что потенциалы отдельных районов и областей могут быть значительно выше)[6]. Следовательно, Россия – страна весьма перспективная с точки зрения комплексного туризма.

Наиболее же привлекательной для массового туризма и проведения олимпийских игр в ближайшие 3-5 лет, при прочих равных условиях, по-прежнему останется южная курортная область, инвестиции в которую оцениваются в объеме, не меньшем 2,5 млрд. долларов. Так же высоким потенциалом обладают Центральная, Северная и Поволжская территории.

Выездной туристский рынок страны также обладает большим, но пока слабо задействованным потенциалом. По сравнению с другими странами российские граждане малоактивны. Если в Германии, например, ежегодно свыше 75% жителей отправляются в путешествия, то в России этот показатель составляет всего 21%. Результаты обследования, проведенного в 2007 г., показали, что подавляющая часть россиян (60%) отдыхала, не выезжая из дома. Среди тех, кто все же предпринял путешествие, особенно выделялись москвичи. В дальнее зарубежье жители Москвы ездили чаще жителей Севера в 3 раза, Сибири и Дальнего Востока – в 6 раз, Юга страны – в 11 раз и во много раз чаще, чем население Поволжья и Урала. Однако существуют многие объективные факторы, обеспечивающие в России хорошие перспективы для выездного туризма:

- урбанизация,

- высокий уровень образования,

- повышенный интерес россиян к жизни других стран и народов,

- большое количество свободного времени (по числу праздников и перенесению праздничных дат с целью продления каникул наша страна занимает одно из первых мест в мире),

- изменение приоритетов в сторону духовных ценностей,

- улучшение материального благосостояния и др.

В целом указанные выше тенденции развития мирового туризма относятся и к России. Например, переход от пассивного отдыха к активному или увеличение частотности и снижение длительности поездок. Еще раз необходимо подчеркнуть, что в России есть большие возможности для развития таких перспективных видов туризма, как приключенческий (в настоящее время для нужд туризма природно-материальные богатства используются лишь на 7-15%), круизный, космический и, конечно, культурно-познавательный.

Кроме того, особенность географического положения дает России два существенных преимущества на рынке туристических услуг. Во-первых, Россия граничит с Европой, которая остается и будет оставаться в дальнейшем главным поставщиком туристов на рынке. Во-вторых, Россия расположена близко к странам Азии. В ближайшие 20 лет самыми высокими темпами туризм будет развиваться именно в этом регионе. В 2009 г. одной из ведущих стран по развитию въездного туризма стал Китай, который вышел на уровень 36,8 млн. иностранных туристов в год, что составило 5% мирового рынка. Места в первой десятке наиболее популярных стран мира достались также Японии и Корее. Все это дает России шанс увеличить число приезжающих к нам иностранных туристов.



Заключение

 

Из всего написанного выше можно сделать следующие выводы: на современном этапе включения России в мировой рынок туризма формирование комплекса туристических услуг наиболее востребовано в сфере инсентив-туризма. Инсентив-туризм целиком и полностью строится на уникальных комплексах туристических услуг, предложенных и доработанных в соответствии с требованиями клиентов туроператором.

Наиболее популярными видами туризма в Российской Федерации к 2020 г. станут: приключенческий, экологический, культурно-познавательный, тематический (в том числе посещение тематических парков), а также круизы. Соответственно, приоритетность этих направлений туризма скажется и на бизнес-туризме, особенно в секторе инсентив: уже сегодня многие российские компании предпочитают отправлять своих лучших сотрудников среднего звена на приключенческие сафари и экстремальные поездки в различные экзотические места земного шара. Соответственно, и инновационные туристические разработки необходимо вести в тех же направлениях.

Кроме того, ВТО прогнозирует, что время, которое люди будут выделять на свой отдых, будет сокращаться. Согласно исследованиям, путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. С учетом того, что бизнес-туризм уже сегодня ориентирован на оперативность и максимальную насыщенность событиями, а средняя длительность поездки составляет 3-5 дней, дальнейшее ускорение всех процессов потребует от туроператоров еще большего насыщения туристического продукта событиями при условии минимальных сроков.

По прогнозам в туризме будут процветать круизные путешествия, поскольку люди смогут посетить несколько мест за короткий срок. Станут популярными деловые поездки на выходные, а деловые поездки во многих компаниях будут сокращаться по времени. В ближайшие десять лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах и в ряде стран других регионов.

Подвести итог хочется тем, что Россия сейчас находится на этапе поднятия индустрии туризма, пусть пока не всё хорошо получается, но шаги уже предпринимаются. Во многом стоит поучиться у западных коллег, перенять их опыт, складываемый десятилетиями, что-то Россия может привнести своего в этот бизнес, если планомерно будет работать в таких областях как: законодательная система и экономическое стимулирование, инфраструктура и качество обслуживания, политика ценообразования и продвижение российского бренда за рубеж.

Можно все эти главные моменты объединить в такой «формуле»: отели – цена – продвижение продукта – организация приема здесь – событийность – адрессность рекламной кампании за рубежом.

 



Список использованной литературы

 

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник – М.: Аспект Пресс, 2008.

2. Долматов Г.М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. − Р-н/Д.: Феликс, 2010.

3. Здоров А.Б. Экономика туризма. − М.: Финансы и статистика, 2009.

4. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, маркетинг. – М.: Ось-89, 2008.

5. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.

6. Соколова М.В. История туризма. – М.: Академия, 2009.

7. Харрис Г., Кац К.М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. − М., 2009.

8. Экспертно-аналитическая группа ЭКСПАНС. Откуда нам взять 20 млрд. долларов? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. − 2010. − №10.

 


Приложение 1

 

Таблица 1. − Воздействие рекламы на поступления от рынка

туристических услуг

Страна Рост расходов на рекламу, % Рост поступлений от туризма, %
США 6,3 11,7
Какала 23 38
Франция 156 164
Германия 24 106
Сингапур 28 213
Испания 83 126
Шри-Ланка 177 245

 

 


Приложение 2

Таблица 2. − Туристский потенциал промышленно-экономических районов России

Туристские районы Основные туристские объекты и виды отдыха Потенциал района, % Условный минимальный объем требуемых инвестиций, млн. долл.
Южный Курорты Черноморского побережья, санатории и дома отдыха, Северного Кавказа, горнолыжный и горный туризм 79,2 2580
Центральный Москва, объекты Подмосковья, старинные города Золотого кольца, пансионаты и дома отдыха на реках и озерах центральных областей 73,5 2390
Северный Озера Карелии, Валаам, Кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки Архангельской области 71,9 2340
Поволжье Курортные зоны Жигулей, волжские санатории и дома отдыха Самарской и Саратовской областей, круизы по средней и верхней Волге, Каме 60,7 1975
Урал Санатории горного и полярного Урала Свердловской, Челябинской областей, лесные и речные пансионаты Башкортостана 56,0 1825
Западно-Сибирский Горный туризм на Алтае, Телецкое озеро, курорт Белокуриха, пансионаты и дома отдыха на берегах рек, озер и водохранилищ 50,6 1650
Черноземье Пансионаты и дома отдыха Воронежской и Белгородской областей 45,3 1475
Северо-Западный Старинные города Новгород и Псков, Ладожское, Ильменское, Онежское озера 44,0 1435
Восточно-Сибирский Горный и экстремальный туризм в Саянах, пансионаты и дома отдыха в «Красноярских столбах», на Енисее и Ангаре 40,3 1310
Дальневосточный Пансионаты и здравницы на берегу Тихого океана, горный и экзотический туризм на Камчатке, Сахалине, экстремальные маршруты по Уссурийской тайге 36,9 1200
Итого по России   55,8% 20 млрд.

 


[1] Здоров А.Б. Экономика туризма. − М.: Финансы и статистика, 2009.

[2] Харрис Г., Кац К.М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. − М., 2009.

[3] Там же.

[4] Долматов Г.М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. − Р-н/Д.: Феликс, 2010.

[5] Экспертно-аналитическая группа ЭКСПАНС. Откуда нам взять 20 млрд. долларов? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. − 2010. − №10.

[6] Там же.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: