Аудиторская проверка основных средств

 

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

• контроль над наличием и сохранностью основных средств;

• правильность отнесения предметов к основным средствам;

• правильность оценки основных средств в учете;

• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

• правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре направления проверки:

1. Аудит наличия и сохранности основных средств.

2. Аудит движения основных средств.

3. Аудит правильности начисления амортизации.

4. Проверка правильности налогообложения по основным средствам. Аудиторская проверка учета основных средств проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств, а также на основаниивопросника для оценки внутреннего контроля основных средств и учета соответствующих хозяйственных операций.

Общий план проверки основных средств должен учитывать названные направления аудита данных участков. Содержание общего плана и программы аудита приведены в таблице 2.1. (см. приложение А).

Вопросник для оценки внутреннего контроля основных средств и учета соответствующих хозяйственных операций представлен в таблице 2.2. (см. приложение Б).

Проверку бухгалтерского учета основных средств в ЗАО «Ромашка» целесообразно начать с аудита документооборота, который осуществляется по формальным признакам. Для этого необходимо проверить первичные документы по учету основных средств на предмет их унификации (то есть соответствия формам первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03г.№ 7) и правильности оформления (наличие всех реквизитов, подписей, печати, даты, номера документа). Проверку проведем выборочно, для чего отберем из всей совокупности первичных документов по два экземпляра каждой формы:

•   акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

•    приходный ордер

•    товарная накладная

•    накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

•    акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

Проверенные первичные учетные документы заносятся в рабочий документ.

Необходимо определить, что стоимость объектов основных средств, введенных в эксплуатацию, надлежащим образом отражена на счетах бухгалтерского учета.

Для проверки правильности документального оформления поступления основных средств и их фактического наличия отберем по данным ведомостей учета поступления и выбытия основных средств за 2009 год пять поступивших на предприятие ЗАО «Ромашка» объектов основных средств.

При проверке документации поступления основных средств в ЗАО «Ромашка» были выявлены по оформлению. Заполнены не все реквизиты, на некоторых документах отсутствует печать.

Рассмотрим пример поступления основного средства на предприятие.

ЗАО «Ромашка» был приобретен объект основных средств за 19 200 руб., расходы по его транспортировке составили 1200 руб., сторонней организации оплачены погрузочно-разгрузочные работы в сумме 720 рублей. В учете сделаны следующие бухгалтерские проводки:

Дт 08 Кт 60 - 16 000 руб.- акцептован счет поставщика;

Дт 19 Кт 60 - 3200 руб.- отражен НДС, выделенный в счете поставщика;

Дт 20 Кт 60 - 1000 руб.- списаны транспортные расходы по доставке;

Дт 19 Кт 60 - 200 руб.- отражен НДС на транспортные расходы;

Дт 20 Кт 60 - 600 руб.- списана стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

Дт 19 Кт 60 - 120 руб.- отражен НДС на погрузочно-разгрузочные работы;

Дт 01 Кт 08 - 16 000 руб.- введен в эксплуатацию объект основных средств.

В данной ситуации нарушен порядок формирования первоначальной стоимости объекта основных средств. В результате завышена себестоимость в части стоимости списанных транспортных расходов и погрузочно-разгрузочных работ, которые должны быть включены в стоимость объекта основных средств.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» первоначальная стоимость вводимых в эксплуатацию основных средств формируется на основе цены покупки с учетом фактических расходов, связанных с их приобретением (доставка, монтаж, установка).

В соответствии с этим в учете предприятия следовало сделать следующие записи:

Дт 08 Кт 60 - 16 000 руб.- акцептован счет поставщика на оборудование;

Дт 19 Кт 60 - 3200 руб.- на сумму НДС, указанную в счете поставщика;

Дт 08 Кт 60 - 1000 руб.- на сумму транспортных расходов;

Дт 19 Кт 60 - 200 руб.- на сумму НДС, относящегося к транспортным расходам;

Дт 08 Кт 60 - 600 руб.- на стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

Дт 19 Кт 60 - 120 руб.- на сумму НДС, относящихся к погрузочно-разгрузочным работам;

Дт 01 Кт 08 - 17 600 руб. -  объект основных средств  введен в эксплуатацию.

Далее проверим сохранность объектов основных средств на предприятии ЗАО «Ромашка».

Проверку сохранности основных средств начнем с инвентаризации, которая должна проводиться в соответствии с требованиями, Методических рекомендаций о порядке проведения инвентаризации имущества и средств организации (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 1еред началом работы договорились с руководителем проверяемого предприятия осоздании комиссии). Приказом руководителя ЗАО «Ромашка» была создана инвентаризационная комиссия в составе аудитора, бухгалтера и инженера.

Каждый год в ЗАО «Ромашка» проводится инвентаризация основных средств. При повреждении основных средств на предприятии выявляют виновных лиц, а также проверяют объем и качество ремонта.

Приказом руководителя создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия под председательством генерального директора завода Соболева А.Н.. В состав комиссии входят директор, главный бухгалтер - Терентьева И.В., бухгалтер - Иванова М.А..

При выборочной инвентаризации основных средств на предприятии было выявлено соответствие их фактического наличия бухгалтерским остаткам.

Также в ходе проверки выяснили, что по учету основных средств ведутся инвентарные карточки, однако они имеются не на все объекты.

Основные средства предприятия не застрахованы, однако на предприятии ЗАО «Ромашка» созданы условия для сохранности ОС.

Во-первых, приказом руководителя назначены материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность объектов основных средств. С ними заключены договора о полной индивидуальной, материальной ответственности.

В состав материально-ответственных лиц входят:

1. Трофимов Р.Г. - кладовщик.

2. Фадеева Н.И.- зам складом.

3. Сидоров Т.И.- техник.

4. Петрова А.И.- бухгалтер.

На заводе имеется проходная, действуют пропускные удостоверения, камеры слежения для более эффективной сохранности всех материальных ценностей.

На заводе имеются закрытые помещения для хранения, сейфы, металлические двери, вся территория предприятия, включая площадку для автотранспортных средств, обнесена высоким забором. На окнах предприятия нет решеток.

На предприятии все помещения оборудованы пожарно-охранной сигнализацией. Также организован порядок вывоза с территории предприятия материальных ценностей.

В учете фиксируются места размещения и эксплуатации основных средств, а так же фамилии лиц, за которыми они закреплены.

Результаты годовой инвентаризации отражаются годовом бухгалтерском балансе.

Основные средства отражаются в учете на дату утверждения акта приёма-передачи. Акты по движению основных средств подписываются директором и главным бухгалтером. Проверки полноты и своевременности оприходования основных средств производятся выборочно.

В ходе проверки выбытия основных средств решено установить причину списания, целесообразность и законность операции. Для этого будут использованы договоры на реализацию основных средств, акты на списание, акты приема-передачи основных средств, данные аналитического учета.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение 5 лет.

Для проверки правильности документального оформления выбытия основных средств и целесообразности их списания были отобраны по данным ведомостей учета поступления и выбытия основных средств за 2009 год пять выбывших объектов основных средств. В ходе проверки выяснено, что выбытие основных средств в ЗАО «Ромашка» является законным и целесообразным.

Данные синтетического и аналитического учета сверяются 1 раз в квартал перед составлением отчетности.

Ежегодно проводится анализ эффективности использования ОС.

Аудиторскую проверку учета амортизации основных средств на предприятии ЗАО «Ромашка» соответствии с рабочей программой необходимо начать с анализа учетной политики данного предприятия в части закрепленного способа начисления амортизации по объектам основных средств. Проверка проводится с целью подтверждения соответствия выбранного метода  начисления  амортизации.

Рассмотрим пример расчета и начисления амортизации: ЗАО «Ромашка» приобрело станок для использования в производстве. Первоначальная стоимость станка составила 120 000 руб. Срок полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации составит 20% (100%:5). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 24 000 руб.(120 000 руб. х 20%).

Ежемесячно в течении 5 лет бухгалтер делал проводку: Дт 20 Кт 02 2000 руб. (24 000:12) начислена амортизация станка за отчетный месяц.

По итогам проверки сделан вывод, что на предприятии ЗАО «Ромашка» начисление амортизации основных средств производится в соответствии с требованиями учетной политики на 2009 год линейным методом.

В ходе проверки установим правильность отнесения объектов основных средств к амортизационным группам. В соответствии с учетной политикой ЗАО «Ромашка», для целей бухгалтерского учета все объекты основных средств подразделяются на труппы по срокам полезного использования, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.02 г.

В результате проверки пришли к выводу, что ЗАО «Ромашка» верно определяет срок полезного использования объектов основных средств, в соответствии с требованиями Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 г. № 1.

Далее проверяем, как начисляется амортизация по объектам основных средств, находящихся в ремонте или на модернизации сроком свыше 12 месяцев. Так, например, в учете ЗАО «Ромашка» по сварочному оборудованию не начислялась амортизация с января по июнь 2009 г. Правомерность не начисления амортизации подтверждается наличием распоряжения руководителя ЗАО «Ромашка» о переводе на реконструкцию оборудования с января 2009 г. сроком на 14 месяцев и наличием Акта приема-сдачи отремонтированного оборудования.

Далее необходимо убедиться в арифметической правильности итогов ведомости начисления амортизации. Методом пересчета подтвердилась достоверность итоговых сумм  ведомости,  начисления амортизации основных средств.

По результатам  проведения аудиторской проверки учета амортизации основных средств, руководству ЗАО «Ромашка» предоставляется предварительный вариант письменной информации, в котором можетбыть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. В письменной информации должны быть изложены результаты проверки потрем направлениям:

1.  Состояние внутреннего контроля.

2.  Состояние бухгалтерского учета и отчетности.

3. Соблюдение законодательства при совершении экономическим субъектом хозяйственных операций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: