Иллюстрационные элементы как средство привлечения внимания

 

Рассмотрим понятие иллюстрации, ее функции и значимость. Выявим основные виды иллюстраций. Выясним, что такое фотоштампы. Рассмотрим рекомендации по оформлению иллюстраций.

Иллюстрация - важный элемент оформления, задающий (наряду со шрифтом) эмоциональный настрой номера, ценный (при известных технических достоинствах) источник информации. [13]

Иллюстрация (от латинского - освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самостоятельным произведением фотографического или изобразительного искусства (12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации). [2, 279]

C.Б. Головко выделяет следующие функции иллюстрации:

- акцентирует внимание читателя (снимок, рисунок нередко играют роль зрительного центра полосы. В композиционном плане они как бы замыкают на себя остальные публикации и являются исходной точкой в знакомстве с содержанием материалов полосы. Для фотографии, фотоблока, плаката, карикатуры определяется центральное место на полосе, а вся полоса монтируется вокруг нее (такую верстку иногда называют "мельницей");

- ориентирует читателя (заставочная фотография, рисованная заставка, фотомонтаж, коллаж могут сразу подсказать читателю тему публикации; заставки-символы выступают и в качестве постоянной, разовой рубрики);

- служит средством художественного оформления печатных полос. [15, 312]

Все газетные иллюстрации в зависимости от характера их оригиналов разделяются на две группы: фотографические и нефотографические.

Фотоиллюстрации - один из существеннейших элементов графической модели газеты. [11, 114] C.М. Гуревич делит их на репортажные снимки, фотопортреты, фотонатюрморты, фотопейзажи, фотообвинения, фотоплакаты и фоторепродукции. [6, 125]

Среди фотоиллюстраций распространены так называемые фотоштампы - статичные, "клишированные" кадры. Например:

- "Рукопожатие и улыбка - очень распространенный штамп - двое людей пожимают друг другу руки, улыбаясь в объектив.

- "С покупкой!" - двое держатся кончиками пальцев за какую-то бумагу, что должно означать покупку, сделку;

- "Созерцатели" - трое сидят или стоят вокруг какого-то документа на столе.;

- "Награждение" - рукопожатие и передача награды, приза или грамоты. [17, 239]

Фотоштампы не несут читателю практически никакой информации, поэтому их следует избегать.

Вторая группа визуальных публикаций объединяет нефотографические иллюстрации, оригиналы которых представляют собой рисунки или чертежи. В эту группу входят различные зарисовки (портретные, производственные, пейзажные и др.), карикатуры, шаржи, плакаты, диаграммы, карты, схемы, чертежи, технические рисунки. Роль иллюстрации в какой-то мере выполняют и рисованные заголовки. [6, 128]

Практически во всех иллюстрациях присутствует "силовая линия" (или несколько таких линий), которая заставляет взгляд двигаться в определенном направлении. Эти линии создаются действием, реальным или подразумеваемым. Смотрящий куда-то или указывающий на что-то человек на снимке создает такую линию. Автомобиль, самолет, и т.п. также создают ее - и когда сняты в движении, и когда неподвижны. [21] Дизайнеру следует задумываться о правильном расположении снимка на полосе. Нельзя, чтобы герои фотографий смотрели "из полосы". Надо учитывать, что конфигурация фотографий в своих пропорциях должна приближаться к пропорциям "золотого сечения". Важно, чтобы фотографии и фотоблоки способствовали созданию уравновешенной композиции полосы. [22]

Есть много интересных приемов подачи иллюстраций: "в обтравку", под углом, с наложением на другую фотографию, с применением необычной конфигурации (многоугольник, круг, овал), с наложением на снимок текста. Отличительной чертой некоторых газет (молодежных, рекламных и других) является то, что они интенсивнее, чем другие типы газет, варьируют форму и размер фотографий, ведь нестандартные решения служат делу привлечения внимания человека. [23]

Текст не обязательно сопровождается иллюстрациями, но иллюстрация на странице газеты не может существовать без текстового сопровождения. Фотографию можно интерпретировать по-разному. А если фотография истолкована неверно, она не донесет нужной информации. Поэтому иллюстрация сопровождается объяснительной подписью, которая должна рассматриваться как неотъемлемая часть иллюстрации. Шрифт подписи должен заметно отличаться от шрифта текста статей, саму подпись следует отделять от остальных материалов на странице. [24]

Типичный недостаток многих газет - искажение мелких деталей на небольших иллюстрациях. Нередко одна единственная выразительная иллюстрация большого размера производит большее впечатление и лучше смотрится на газетной странице, чем два-три крошечных снимка или рисунка. [25]

Таким образом, иллюстрация - важнейшее выразительное средство печатных СМИ, она привлекает внимание читателей и обладает особой силой воздействия. Выделяют две основных разновидности иллюстраций - фотографические и нефотографические. При использовании иллюстраций необходимо учитывать их особенности, такие как наличие "силовой линии", форма, размер, возможность различной интерпретации при отсутствии подписи.


2. Исследование дизайна газеты "Вечерка"

 

2.1 Анализ использования выразительных средств в дизайне газеты "Вечерка"

 

В качестве объекта исследования была выбрана городская информационно-аналитическая газета "Вечерка. Вечерний Новороссийск". В период со 2 октября по 6 ноября 2010 года ее дизайн можно было охарактеризовать так (приложение А):

Основной шрифт. В газете используется два шрифта: нормальный, с засечкам, кегль - 10 пунктов и нормальный, рубленный, кегль - 10 пунктов. Таким образом, часть материалов оформляется шрифтом с засечками, другая часть - рублеными шрифтами. Но, как говорилось выше, рубленный шрифт не рекомендуется использовать в качестве основного, в общих технических требованиях к газетам допускается использование рубленного шрифта в объеме не более 50%. Изучив соотношение рубленного шрифта и шрифта с засечками в газете "Вечерка", можно сделать вывод, что эти требования нарушены - доля рубленного шрифта составляет 74% (таблица 1).

 

Таблица 1 - Соотношение двух видов текстовых шрифтов в дизайне "Вечерки" в номере за 6 ноября 2010 года (№41)

Вид шрифта Объем материалов, в которых используется данный шрифт, см2 Доля данного шрифта, %
Рубленный 2695 74,4
С засечками 927 25,6

 

Титульный шрифт. Тоже присутствуют два варианта: в крупных по размеру заголовках используется жирный, рубленый, от 36 до 72 пунктов; в небольших - нормальный, с засечками, размер от 24 до 36 пунктов.

Колонки. Количество колонок на полосе непостоянное, меняется от одной до пяти (таблица 2). Ширина колонок от 4 до 8,5 см, т.е. от 10 до 21 пик. Идеальная же ширина, как упоминалось выше, это 12-14 пик.

 

Таблица 2 - Использование колонок в номере "Вечерки" за 6 ноября 2010 года (№41)

Номер полосы 1 2 3 4 5 6 7 8
Количество колонок 1 5 4 4 5 2 4 1 4 3

 

В названиях всех рубрик газеты используется знак &, например, "проблема&решение", "продвинутое&формальное", "даты&люди", "дела&люди", "week&end". Символ & в названиях рубрик, создает "заграничный" акцент, не подходящий для целевой аудитории "Вечерки", относящейся скорее к людям пожилого возраста. Цветовое решение. Газета выходит в черно-белом варианте, дополнительный цвет - оранжевый. Оранжевый цвет, как пишет С.Б. Головко, "самый динамичный, молодежный и веселый цвет" [2]. Он бы идеально подошел для молодежной газеты, но совсем не подходит для информационно-аналитической. Иллюстрации. Иллюстрации в основном фотографические (таблица 3). Фотографии не отличаются высоким качеством, в основном это маленькие по размеру снимки, на которых не разобрать лиц людей. Еще хуже получается, когда фотографии низкого качества расстягивают на большое пространство. Такое явление постоянно можно заметить на первой полосе, где рядом с названием газеты располагают вырезанные из фотографий фигуры людей. Что касается портретов известных лиц города, которые публикуются рядом с их мнениями, то они тоже вырезаются из каких-то других фотографий и поэтому получаются размытыми (приложение Б).


Таблица 3 - Соотношение различных видов иллюстраций в номере "Вечерки" за 6 ноября 2010 года (№41)

№ газеты Общее количество иллюстраций Фотографические Нефотографические Инфографика
38 10 10 0 0
39 17 16 0 1
41 16 13 1 2

 

Верстка материалов в "Вечерке" прямая, смешанная (т.е. присутствует и вертикальная, и горизонтальная). Но в целом, особенно на второй полосе, создается эффект пестроты, в основном из-за заголовков разных шрифтов и размеров и недостатка разделительных средств.

Если искать удачные элементы оформления, то во-первых, это расположение авторских подписей под лидами, в связи с чем их всегда легко найти. Во-вторых, это большие фотографии на первой полосе, обычно хорошего качества. В-третьих, это линейки, которые в какой-то мере упорядочивают материалы на полосе.

Итак, можно сказать, что такие средства выразительности как шрифт, колонки, цвет и иллюстрации используются в дизайне газеты "Вечерка" без учета их особенностей. Существует нехватка разделительных элементов и однообразие иллюстрационного материала. В то же время можно отметить и положительные моменты в дизайне этой газеты.

2.2 Результаты исследования общественного мнения о дизайне газеты "Вечерка"

 

В период с 18 по 22 октября 2010 года было проведено исследование общественного мнения о дизайне газеты "Вечерка". Общее число респондентов 50 человек, среди них 13 мужчин, 37 женщин; в возрасте до 18 лет - 2 человека, 18-25 лет - 25 человек, 26-35 лет - 9 человек, 36-45 лет - 10 человек, 46-55лет - 4 человека; 21 человек состоит в браке, 29 - нет; по социальному статусу - 26 студентов, 21 рабочий, 2 безработных, 11 домохозяек; 15 человек имеют среднее профессиональное образование, 25 - незаконченное высшее, 10 человек - высшее. Анкетирование проходило следующим образом: каждому респонденту предоставлялся номер "Вечерки" (№38, за 16 октября 2010 года) и анкета (приложение В).

Результаты анкетирования:

1. Постоянными читателями "Вечерки" являются 21 человек из числа опрошенных, среди них 9 читают ее каждую неделю. Постоянными читателями являются люди в возрасте от 36 и более лет (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Возрастное соотношение постоянных читателей "Вечерки" среди опрошенных

 

2.10 опрошенных считают, что дизайн "Вечерки" привлекает внимание, 36 - что отталкивает взгляд, 4 - что дизайн не имеет значения (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Отношение опрошенных к дизайну газеты "Вечерка"

 

3.23 человека (47%) ответили, что найти заинтересовавший материал легко, 27 (53%) - что нет. Основные причины этого:

- Трудно найти номер страницы

- Материал теряется среди других

- Материал не отделен от других

4. Материалы, напечатанные мелким нечитабельным шрифтом заметили 98% опрошенных.

5.7 человек ответили, что им нравится оформление заголовков в "Вечерке", 22 человека считают, что шрифт заголовков слишком крупный, 16 человек - что их трудно читать, свои варианты предложили 5 человек, среди них:

- Размер заголовка то слишком крупный, то слишком мелкий

- Непонятно, заголовок это или нет

- Неподходящий шрифт

- Большинство заголовков не привлекает внимания (рисунок 3)

 

Рисунок 3 - Отношение к оформлению заголовков

 

6. На вопрос "Достаточно ли в "В" разнообразных иллюстраций?" Положительно ответили 17 (34%) опрошенных, 33 (66%) - что нет.

7.39 человек (78%) часто замечают в "Вечерке" некачественные, небольшие фотографии, 11 (12%) - иногда.

8.37 опрошенных охарактеризовало оформление "Вечерки" как хаотичное, беспорядочное, пестрое; 6 человек как строгое, простое, 6 как броское, запоминающееся, 1 человек предложил свой вариант - "скучное" (рисунок 4).

 

Рисунок 4 - Мнение об оформлении газеты "Вечерка"

 

9. Среди других недостатков газеты респонденты назвали:

- Неприятный дополнительный цвет

- Нечитабельный шрифт

- Некрасивые портреты авторов

- Переизбыток черного цвета

Итак, анализируя анкеты, можно сказать, что большинство респондентов заметило недостатки в дизайне "Вечерки" (мелкий шрифт, непривлекательное оформление заголовков, однообразие иллюстрационного оформления). Их отношение к дизайну газеты отрицательное (73%), они считают его "хаотичным, беспорядочным, пестрым" (75%).

Исследовав газету "Вечерка. Вечерний Новороссийск" с точки зрения правил дизайна и мнения читателей, можно сделать вывод, что выразительные средства в дизайне газеты не всегда используются правильно.


3. Предложения по совершенствованию дизайна газеты "Вечерка. Вечерний Новороссийск"

 

В данном разделе предлагается какие минимальные меры можно предпринять для улучшения дизайна газеты, сохранив ее стиль и не меняя дизайна в целом. Предлагается провести редизайн газеты, оставить удачные элементы оформления и заменить или убрать элементы, вызывающие негативные впечатления. Перед началом редизайна необходимо изучить запросы читателей.

Анкетирование, проведенное в рамках этой курсовой работы, проходило в основном среди аудитории, не читающей постоянно эту газету. Постоянные читатели ближе знакомы с особенностями дизайна и могут точнее сказать, какие еще недостатки необходимо исправить в оформлении "Вечерки". Поэтому вначале следовало бы изучить мнение постоянных читателей газеты при помощи публикации в самой газете анкеты с вопросами (возможно несколько раз), помогающими выявить недостатки дизайна и пожелания читателей. Анализ таких анкет помог бы при совершенствовании графической модели газеты. Возможно для мотивирования стоит провести среди читателей конкурс на лучшее предложение по оформлению газеты и назначить какой-нибудь не слишком дорогостоящий приз, например интервью с победителем. Это не только побудит читателей участвовать в опросе, но и может принести ценные идеи.

После анкетирования и анализа его результатов можно внести изменения в графическую модель газеты.

Графическая модель фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания, его внешнего "лица", главные элементы его графической формы - особенности верстки, иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др. С помощью графического моделирования достигается постоянство художественно-технического оформления издания, привычного для читателя дизайна и устраняются случаи необдуманного, произвольного подхода к оформлению.

Предлагаются следующие изменения в графической модели газеты "Вечерка".

В качестве основного шрифта рекомендуется выбрать стандартный Times New Roman, Century Schoolbook, Palatino Linotype или какой-либо другой прямой шрифт с засечками, так как они наиболее читабельны, а читабельность является главным критерием при выборе шрифта. Кегль шрифта - 9-10 пунктов.

Рубленный шрифт не рекомендуется использовать в качестве основного, в общих технических требованиях к газетам допускается использование рубленного шрифта в объеме не более 50%. А гарнитуры наклонного начертания допускается использовать для набора текста объемом не более 1000 знаков на полосе. Жирный рубленый шрифт и курсив можно использовать для выделения лидов.

Для титульного шрифта оптимально подходит жирный рубленый шрифт типа Arial Black или какой-либо другой. Заголовки лучше писать с прописной буквой, чтобы не было эффекта незавершенности. Стоит разнообразить верстку заголовков, использовать не только открытую и глухую, но и полуоткрытую, закрытую, полуглухую. Что касается верстки материалов то предпочтительнее всего смешанная, т.е. сочетание вертикальной и горизонтальной. Оптимальное количество колонок на полосе - 4-5.

Дополнительный цвет следует поменять, может быть вернуть синий, так как он более подходит для информационно-аналитического издания. Синий цвет более официальный, символизирует спокойствие, доверие, истину, консерватизм. Так как это официальная газеты администрации города, то можно было бы добавить красный цвет, чтобы вызвать ассоциации с флагом РФ и указать на ее принадлежность к официальным властям.

Следует убрать знак &, вызывающий негативные ассоциации, из названий рубрик.

Что касается иллюстраций, то во-первых, надо добавить информационной графики (карты, таблицы, диаграммы, схемы), которая привлекает внимание читателя и наглядно иллюстрирует текстовую публикацию. Во-вторых, не стоит публиковать много мелких фотографий низкого качества, вместо них лучше поставить одну большую. В-третьих, что касается фотопортретов возле мнений, то лучше давать их в прямоугольной форме, а не вырезанными, что создает неприятное впечатление. Также конечно стоит поработать над их качеством. Это же касается и фигур людей возле названия на первой полосе. Это интересная идея, но надо поработать над ее техническим исполнением.

После того, как были внесены изменения в графическую модель газеты, необходимо поддерживать постоянство оформления.

За стабильность графического оформления газеты выступали многие исследователи, такие как А.П. Киселев, Д. Георгиев, В.В. Тулупов, М. Картер. Установив определенную систему верстки, следует постоянно ее придерживаться. Это помогает читателю сразу находить в газете то, что его интересует. В дизайне необходима стабильность, планирование как содержания, так и внешнего вида.

Таким образом, для корректировки дизайна газеты "Вечерка. Вечерний Новороссийск" необходимо провести исследование общественного мнения по этому вопросу, внести соответствующие изменения в графическую модель и в дальнейшем строго придерживать графической модели.






Заключение

 

В результате изучения и систематизации теоретического материала стало понятно, что печатные СМИ имеют большое количество выразительных средств (шрифт, форма и расположение материала, заголовочный комплекс, колонки, пробелы, линейки, иллюстрации). Основной функцией этих средств является привлечение внимание и эмоциональное воздействие. Дизайн может оказывать сильнейшее воздействие на читателя, но для этого необходимо знать особенности выразительных средств и грамотно их использовать. В практической части данной курсовой работы был проведен анализ дизайна городской газеты "Вечерка. Вечерний Новороссийск". Особенности оформления газеты были рассмотрены с точки зрения теоретических принципов дизайна. Для обоснования этого анализа было проведено исследование мнения 50 респондентов о дизайне "Вечерки". В результате проведенного исследования выяснилось, что большая часть респондентов (73%) относится к дизайну газеты "Вечерка. Вечерний Новороссийск" отрицательно. На основе результатов конкретного исследования были предложены меры по корректировке дизайна газеты "Вечерка".

1) Исследование мнения постоянных читателей газеты (так как они вероятно могут назвать больше недостатков оформления газеты, и тем более, что они и являются ее главное целевой аудиторией);

2) Изменение в графической модели (изменения шрифтовой политики, оформления рубрик, иллюстрационной политики, цвета);

3) Постоянство оформления (это привлекает читателя, помогает ему сразу узнавать газету и находить в ней то, что его интересует).

На основе предложенных мер может быть проведена корректировка дизайна газеты "Вечерка. Вечерний Новороссийск". Совершенствование дизайна способно повлиять на увеличение читательской аудитории данного СМИ.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: