Задачи, источники аудита, нормативная база

 

Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами. Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации.

В соответствии с целью выделяют следующие задачи при аудите расчетов с покупателями и заказчиками являются:

- проверить наличие договоров с покупателями и заказчиками и их юридическую грамотность;

- исследовать учет расчетов с покупателями и заказчиками;

- подтвердить правильность документального оформления и отражения расчетов с покупателями и заказчиками;

- проверить ведение синтетического и аналитического счета 62 «Покупатели и заказчики»;

- проанализировать учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований;

- установление дебиторской задолженности, по которой прошел срок исковой давности; проверка правильности и обоснованности ее списания;

- рассмотреть особенности внутреннего аудита расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии;

- подтвердить достоверность бухгалтерской (финансовой отчетности) отчетности по расчетам с покупателями и заказчиками.

Источниками информации для проверки расчетов с покупателями и заказчиками могут быть:

1. Приказ об учетной политике.

2. Рабочий план счетов.

3. Бухгалтерские регистры по учету расчетов с покупателями и заказчиками:

3.1 Главная книга;

3.2 Журнал-ордер № 11;

3.3 Ведомость №16;

3.4 Распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счету 62 «Покупатели и заказчики».

4. Первичные документы по оформлению операций с покупателями и заказчиками:

4.1 Договор;

4.2 Доверенность;

4.3 Счет, счет - фактура;

4.4 Накладная, товара – транспортная накладная;

4.5 Документы на отгрузку;

5. Организационно-правовые документы и материалы:

5.1 протоколы заседаний Совета директоров, решений учредителей и других комиссий;

5.2 отчеты аудиторов за прошлые годы;

6. Бухгалтерская отчетность предприятия:

6.1 «Бухгалтерский баланс»;

6.2 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

6.3 Пояснительная записка.

В качестве внешней нормативной базы для проверки расчетов с покупателей и заказчиков выступают:

1. Гражданский кодекс РФ. Части I и II.

2. Налоговый кодекс РФ. Части I и II.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 28 июля 1998 г.)

5. ПБУ 1/1998 «Учетная политика организации» (Приказ МФ РФ от 09.12.1998 № 60н)

6. ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ МФ РФ от 06.07.1999 № 43н)

7. ПБУ 9/1999 «Доходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 32н)

8. ПБУ 10/1999 «Расходы организации» (Приказ МФ РФ от 06.05.1999 № 33н)

9. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ № 94н от 31 ноября 2000 г.)

10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.)

Для удобной работы аудитора, приведенный перечень нормативных документов, используемых при проверке расчетов с покупателями и заказчиками, можно оформить в качестве рабочей документации аудитора.

3.2 Возможные нарушения при осуществлении расчетов с покупателями и заказчиками. Разработка вопросника аудитора

При организации учета расчетов с покупателями и заказчиками могут возникать различные ошибки и упущения.

Классификатор возможных нарушений представляет собой список наиболее часто встречающихся нарушений при осуществлении расчетов с покупателями и заказчиками.

Наиболее распространенные ошибки при учете данного объекта представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Возможные нарушения при осуществлении расчетов с покупателями и заказчиками

№ п/п. Возможные нарушения
А 1
1. Отсутствие договора
2 Арифметические ошибки
3 Отсутствие первичных документов по операциям в рамках договора поставки
4 Несоответствие данных журнала-ордера данным главной книги и бухгалтерского баланса
5 Нарушение методологии бухгалтерского учета
6 Несвоевременное либо неполное отражение в учете выручки и соответствующей ей дебиторской задолженности
7 Отсутствие лицензии в случае начисления выручки по лицензируемым видам деятельности
8 Нарушения в оформлении первичных документов (применение неунифицированной формы, отсутствие предусмотренных реквизитов и т.д.)
9 Некорректное отражение в учете курсовых и суммовых разниц, неправильное применение курса иностранной валюты
10 Некорректное отражение в учете операций с полученными векселями
11 Необоснованное формирование резерва по сомнительным и безнадежным долгам
12 Нарушение учетной политики и законодательства, касающиеся инвентаризации расчетов с контрагентами  
13 Отсутствие утвержденного графика документооборота по организации
14 Списание задолженности одного контрагента дебиторской задолженностью другого контрагента без проведения трехстороннего взаимозачета
15 Несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности
16 Списание безнадежного долга на счет внереализационных расходов при наличии резерва
17 Неправомерное признание задолженности безнадежной с последующим списанием
18 Некорректное отражение операций по коммерческим кредитам
19 Некорректное отражение в учете авансов полученных и НДС с суммы полученного аванса
20 Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам
21 Нарушение сроков хранения документации в архиве

 

Аудитор в первую очередь должен проверить, встречаются ли на предприятии наиболее типичные ошибки, и дать рекомендации по их устранению.

Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками необходимо установить качество состояния внутреннего контроля и учета таких расчетов. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу, что позволяет в достаточно короткий срок составить первое впечатление о данном объекте, а так же оценить общее состояние учета операций, наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Тест аудитора для проверки состояния системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками представлен в таблице.3.2.

 

Таблица 3.2 – Оценка системы внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками.

п./п.

Факторы

Возможная оценка

Оценка

Критерии Баллы

Общие организационные аспекты

1

Утвержденными внутренними нормами установлена схема проведения и отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции с указанием участвующих подразделений, связей и подчиненности между ними

Да 1 1
Нет 0  

2

На предприятии разработана договорная политика

Да 1  
Нет 0 0

3

Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг)

Да 1 1
Нет 0  

4

Правильно ли оформлены договоры на поставку продукции

Да 1 1
Нет 0  

5

Установлены ли дата и причина возникновения дебиторской задолженности

Да 1 1
Нет 0  

6

На предприятии разработаны и утверждены схемы организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности

Да 1 1
Нет 0  

7

Разработан и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов

Да 1  1
Нет 0  

8

Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности

Да 1 1
Нет 0  

9

Правильно ли списывалась дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности

Да 1 1
Нет 0  

10

Принимались меры к взысканию дебиторской задолженности

Да 1 1
Нет 0  

11

Проводилась ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Да 1  
Нет 0 0

Распределение функций и ответственности

12

Разработаны и утверждены должностные инструкции для сотрудников отдела реализации, бухгалтерии и службы внутреннего контроля

Да 1 1
Нет 0  

13

Установлен круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, операции по приобретению и реализации продукции

Да 1 1
Нет 0  

14

Перечень должностных обязанностей и ответственности доведен до сведения каждого исполнителя

Да 1 1
Нет 0  

Внутрифирменный контроль

15

Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов

Да 1 1
Нет 0  
16 Процедуры внутреннего контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям:      

16.1

контроль полноты отражения операций в учете и соблюдение графика документооборота

Да 1 1
Нет 0  

16.2

контроль соблюдения установленного порядка санкционирования проведения операций и отражения их в учете

Да 1 1
Нет 0  

16.3

контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения операций на счетах бухгалтерского учета

Да 1 1
Нет 0  

16.4

арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода входящих остатков и выведения исходящих остатков

Да 1 1
Нет 0  

16.5

контроль юридической грамотности при заключении договоров с покупателями и заказчиками

Да 1 1
Нет 0  

16.6

контроль правильности оформления первичных документов

Да 1 1
Нет 0  

17

Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудникам службы внутреннего контроля, и периодичность проводимых проверок позволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением в учете операций по приобретению и реализации продукции

Да 1 1
Нет 0  

18

Результаты проверок тщательно документируются

Да 1  
Нет 0 0

19

По итогам устранения недостатков составляются соответствующие акты и представляются руководству

Да 1 1
Нет 0  

Оценка используемого программного обеспечения

20.1

Используемая бухгалтерская программа лицензирована

Да 1 1
Нет 0  

20.3

Наличие паролей

Отсутствуют 0  
Имеется один пароль 1  
Пароли уста-новлены на всех уровнях 2 2

20.4

Наличие антивирусных программ

Отсутствуют 0  
Проверка проводится не регулярно 1 1
Проверка проводится регулярно 2  

20.5

Данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения

Нет 0  
Частично 1 1
Полностью 2  

20.6

Уровень компьютерной грамотности пользователя

Низкий 0  
В пределах необходимого 1 1
Высокий 2  

20.7

Наличие специалиста, отвечающего за безопасность информации

Отсутствует 0  
Имеются специалисты 1 1

Итого количество баллов

28

Максимально возможное количество баллов

38

Оценка надежности СВК расчетов с покупателями и заказчиками.

74%

По данным тестирования уровень организации внутреннего контроля по расчетам с покупателями и заказчиками, составляет 74%.

В целом, можно отметить, что система внутреннего контроля на предприятии относительно расчетов с покупателями и заказчиками организована рационально. Однако необходимо уделить внимание оформлению первичных документов, а так же повысить эффективность службы внутреннего контроля.

Далее производится оценка системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Тест аудитора для проверки состояния бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками представлен в таблице.3.3.

 

Таблица 3.3 - Оценка системы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

№ п\п

Факторы

Возможная оценка

Оценка

Критерии Баллы

1

Разработана ли на предприятии должностная инструкция бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Да 1  
Нет 0 0

2

Имеется ли подпись бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками, подтверждающая ознакомление с должностной инструкцией

Да 1  
Нет 0 0

3

Образование бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Среднее специальное 1  
Высшее 2 2

4

Стаж работы бухгалтера по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Менее 2 лет 1  
От 2 до 10 лет 2 2
Свыше 10 лет 3  

5

Установлен ли порядок списания дебиторской задолженности срок исковой давности по которой истек

Да 1 1
Нет 0  

6

Создается ли резерв по сомнительным долгам

Да 1  
Нет 0 0

7

Разработан и утвержден ли график документооборота по учету расчетов с покупателями и заказчиками

Да 1  
Нет 0 0

8

Проводится ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками

Да 1  
Нет 0 0

9

Обеспечивается ли ведение

аналитического учета по каждому покупателя и заказчику

Да 1 1
Нет 0  

10

Применяются ли унифицированные формы первичной документации

Да 1 1
Нет 0  

11

Заполняются ли все обязательные реквизиты?

Нет 0  
Частично 1  
Да 2 2

12

Документы составляются в день совершения операции

Да 1 1
Нет 0  

13

Все ли машинные документы распечатываются

Не распечатываются 0  
Не все 1  
Все 2 2

14

Производится ли нумерация первичных документов

Да 1 1
Нет 0  

15

Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации

Нет 0  
Частично 1  
Да 2 2

16

Отмечается ли наличие большого количества сторнировочных, исправительных записей, нестандартных проводок

Да 0  
Нет 1 1

17

Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками

Да 1 1
Нет 0  

Итого количество баллов

20

Максимально возможное количество баллов

30

Оценка надежности системы бухгалтерского учета

67%

 

По данным тестирования уровень организации бухгалтерского учета по расчетам с покупателями и заказчиками, составляет 67%. В целом, можно отметить, что система бухгалтерского учета на предприятии относительно расчетов с покупателями и заказчиками организована рационально.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: