Бюджет и его назначение. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации

Бюджет- англ. public budget -

1) по экономической сущности -денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан;

2) по материально-вещественному воплощению - фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление;

3) по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Как совокупность объективно обусловленных денежных отношений Бюджет. - это экономическая категория, имеющая различные организационно-правовые формы проявления.

Бюджет как экономической категории присущи 2 функции - распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями, уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т.д.) и контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств).

Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного производства; основным объектом бюджета распределения выступает национальный доход; вовлечение в бюджетное перераспределение элементов национального богатства (золотого запаса, валютных резервов, накопленных. страховых резервов и др.) сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономии, кризисом, последствиями крупномасштабных стихийных бедствий и т.п.).

С помощью контрольной функции выявляется финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через Бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренные бюджетом полномочий и т.д., но и к каким экономическим и социальным  последствиям это приводит. Бюджет оказывает огромное влияние на общество производство, выступая ускорителем, а иногда - тормозом социально-экономического развития общества.

В России Федеральным Собранием РФ ежегодно принимается Закон «О федеральном бюджете на 20... год»; законодательными органами республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга -законы о республиканских бюджетах соотв. республик, законы о краевых, областных бюджетах и т.д.; органами местного самоуправления - решения по конкретным видам местных бюджетов..

Бюджетный Кодекс Российской Федерации дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройствомпринято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия Бюджетного Кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы), не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. Через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации).

И, наконец, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование, через бюджет перераспределяется 30-40% национального дохода.

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительст­вом Российской Федерации. Через параметры федерального бюджета государство ре­гулирует темпы экономического развития, а также взаимоотно­шения с территориями. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации представлена на рис. 1.

 


                           Консолидированный бюджет РФ

         
 

 


Федеральный бюджет РФ Консолидированные бюджеты субъектов Федерации

 



Рис. 1 Схема консолидированного бюджета Российской Федерации

Рис.2. Структура консолидированного бюджета области

На рис. 2 представлена структура консолидированного бюд­жета области, который (как и консолидированные бюджеты дру­гих субъектов Федерации) выполняет функцию объединения бюд­жетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой по­литики в регионе; условия сбалансированности доходов и расхо­дов в целом по бюджету субъекта Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: