Мое на название цветов, количество звуков, воспроизво-

Димых после однократного прослушивания, навыки чте-

Ния. Объем внимания изучался с помощью тахитоскопа,

Определяющего время восприятия и называния различ-

Ных объектов - форм, букв, слов, при этом объем внима-

Ния колебался в пределах пяти объектов.

Историческое значение теории Гальтона

Была поставлена проблема генетических предпосы-

Лок умственного развития и статистических методов их

Исследования.

Введение методов вариационной статистики (метод

Исчисления корреляции через переменные), что обусло-

Вило дальнейшее создание многих ценных математических

Методик и возникновение метода факторного анализа.

Использование тестов положило начало науке психо-

Техники и широкому использованию методов тестирова-

Ния в других областях психологического знания.

Емов и методов обучения на каждом из возрастов. В соот-

Ветствии с этой целью перед детской психологией встала

Задача исследования общих для всех детей механизмов и

Этапов психического развития.

Книга В. Прейера ≪Душа ребенка≫ (1882), основанная

На эволюционном подходе, является первым системати-

Ческим трудом в области возрастной психологии и содер-

Жит полное описание стадий и этапов развития ребенка

От рождения до 3 лет, а также в ней исследуются причины

Индивидуальных различий детей, главной из которых яв-

Ляется биологическая наследственность.

Ности или непригодности работника для выполняемой им

Работы.

Применение тестовых методов в психотехнике оказало

Влияние и на развитие психологии вообще, так как ре-

Зультаты самонаблюдения теперь отходили на второй

План и не интерпретировались как главный результат ис-

Следования, а являлись лишь показателем того, насколько

Внутреннее состояние испытуемого при выполнении экс-

Периментальной задачи соответствует его состоянию

В реальных условиях трудового процесса. Начинают фор-

мироваться предпосылки ≪открытого≫ кризиса, в который

Психология вступила в 20-30-е гг. прошлого, XX столетия.

Психологическая концепция

Интенциональных актов Ф. Брентано

Австрийский философ и психолог Франц Брентачо

(1838-1917), являясь противником как эксперименталь-

ной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциатив-

ной психологии, создал свою психологическую теорию и

программу развития психологии как самостоятельной науки,

получившую название функционализма. В ней содержат-

ся следующие ключевые идеи.

1. Главное качество сознания - интенциональность,

или особого рода активность, в результате которой оно

всегда взаимодействует с каким-либо объектом и на-

правлено на него. Содержаниями сознания являются

;•*. ощущения и восприятия, а интенциональные акты,

содержащие в себе объект, с которым они взаимодейст-

вуют.

2. Предмет психологии - не содержания, а акты со-

знания.

3. Задача психологии как науки - изучение интенцио-

нальных актов сознания и описание того, как работает со-

знание, а не из чего оно состоит.

4. Существуют три основные формы интенциональных

актов (или актов активности сознания):

- акты представления - они являются ведущими и

определяются как процесс презентации предмета созна-

нию. Это восприятие, воображение, понятие;

- акты суждения, в процессе которых объекту дается

оценка истинности или ложности;

- акты чувства, которые представляют собой эмоцио-

нальную оценку объекта с точки зрения его желаемости

или отвергаемости субъектом.

- *

Психологические идеи В. Джеймса

Вильям Джеймс (1842-1910), американский психолог,

создатель первой американской лаборатории, основа-

тель американского направления в функционализме, со-

зданном австрийским психологом Ф. Брентано и конку-

рирующем со структурализмом Э. Титчинера.

Теория эмоций. Основной идеей теории служит ука-

зание на связь между эмоциями и их физиологическими

проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиоло-

гическое изменение возникает под действием эмоции,

а эмоция рождается из соответствующего физиологиче-

ского действия, например грусть рождается из физиоло-

гического процесса плача.

Теория сознания. Предметом психологии является

сознание, но не с точки зрения изучения его структуры и

механизмов соединения его элементов, как это постули-

ровала школа В. Вундта, а изучения его работы, исследова-

ния законов и механизмов, обусловливающих специфику

его функционирования. Сознание имеет ряд характе-

ристик:

- цельность, т. е. отсутствие каких-либо связок внутри

самого сознания;

- непрерывность работы, постоянное движение, на-

званное ≪потоком сознания≫, когда происходит более

или менее точное осознавание каких-либо внешних

(предметы, вещи) и внутренних явлений (мысли, чув-

ства, ощущения);

- динамизм, постоянная изменчивость осознания даже

привычных вещей;

- разная интенсивность и четкость осознавания тех или

иных явлений и вещей;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: