Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек подросткового возраста

Организация и методы исследования

На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме были установлены цель и задачи нашего исследования.

Цель исследования – изучить гендерные особенности мотивов учения в подростковом возрасте.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследование учебной мотивации подростков

2. Выявление взаимосвязи между гендером и учебной мотивацией учащихся

В исследовании приняли участие ученики 8-го класса МОУ «Пуштулимская средняя общеобразовательная школа» в количестве 24 человек: 12 мальчиков и 12 девочек.

В начале экспериментальной работы  был собран диагностический материал, который позволил выявить гендерные особенности учебной мотивации подростков.

Изучение мотивации проводилось при помощи методического комплекса на изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи, предложенного Л.Д. Столяренко.

Данный методический комплекс состоит из 3-х диагностических методик [9, с. 47]:

1) методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (Приложение 1);

2) методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса (Приложение 2);

3) методика диагностики степени готовности к риску Шуберта (Приложение 3).

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску».

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Цель: выявление мотивации к успеху.

Представляет собой опросник, состоящей из 41-го закрытого вопроса.

Выделяется четыре уровня мотивации к успеху:

- низкая мотивация к успеху;

- средний уровень мотивации;

- умеренно высокий уровень мотивации;

- слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач  Т. Элерса.

Цель: выявление мотивации к избеганию. 

Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач:

- низкая мотивация к защите;

- средний уровень мотивации;

- высокий уровень мотивации;

- слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

Цель: выявление степени готовности к риску Шуберта.

Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень – оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до – 2.

Выделяется пять уровней готовности к риску:

- излишняя осторожность;

- склонность к осторожности;

- средний уровень готовности к риску;

- склонность к риску;

- излишняя склонность к риску.

Анализ и описание результатов экспериментального исследования

Первым этапом диагностических мероприятий была диагностика мотивации к успеху. Результаты диагностики и сравнительный анализ личности мотивации к успеху Т. Элерса представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

 

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: