Глава II Дидактический смысл метода обучения в сотрудничестве

Дидактические возможности сотрудничества как метода обучения иностранному языку.

Организуя работу в сотрудничестве, преподаватель может решить ряд воспитательных задач. Но наше внимание в большей степени привлекают дидактические возможности сотрудничества. А в чём же заключаются дидактические возможности сотрудничества в рамках урока? Рассмотрим дидактический смысл сотрудничества.

Итак, дидактический смысл сотрудничества заключается в обеспечении немедленной обратной связи. Доказано, что уровень усвоения информации напрямую зависит от частоты её употребления. То есть ученик быстро и качественно усвоит лишь то, что после получения сразу применит на практике.[11,c.125].

С этой позиции кажется естественным, что фронтальная форма работы затрудняет эффективное запоминание новой информации, а в нашем случае – урок английского языка – овладение новым языковым материалом, так как применить новый материал ученики имеют возможность только лишь через время – при опросе на последующих уроках.  

В группе учащиеся получают возможность немедленно применения новой информации, они могут многократно включать новый языковой материал в свои высказывания, комбинируя его с ранее усвоенным материалом в различных ситуациях общения. Периодическое включение учителя в работу отдельных групп для наблюдения, консультации, помощи (чаще – более слабым ученикам), помогает направлять работу школьников, контролировать правильность выполнения заданий объяснять причины возникновения ошибок, когда объяснения одногруппников недостаточны.

Говоря о достоинствах сотрудничества на уроке, следует помнить, что оно эффективно при правильной организации. (см. Приложение 3).

На проблему распределения учащихся по группам существуют разные точки зрения. Известные белорусские методисты считают вредным в дидактическом и воспитательном отношении образовывать однородные по успеваемости группы. Нецелесообразно заниматься совместно, если уровень предшествующих знаний заметно различается, поэтому лучше, когда в одну группу входят ученики с более или менее одинаковой успеваемостью. Тогда

предмет возникающей дискуссии понятен всем участникам группы и каждый может принять в ней участие. [6,c.58].

Кроме того, при относительной однородности группы менее вероятно появление социального иждивенчества, а именно стремления «спрятаться в толпе» воспользовавшись результатами чужого труда. Практика показывает, что когда в группе появляются подобные иждевенцы, серьёзные и старательные ученики начинают «сбавлять обороты», поскольку их трудом пользовались «лентяи». 

При создании относительно однородных групп следует, однако соблюдать ряд условий:

· необходимо учитывать подготовку при определении степени сложности заданий, т.е.дифференцировать работу групп 

· важно стремиться к изменению их состава, образуя, по возможности, разные группы для разных разделов программы, в зависимости от содержания и характера материала, индивидуальных особенностей обучающихся;

· нужно регулировать состав групп с учётом продвижения в них каждого ученика; [11,c.125].

Дидактический смысл правильно организованной совместной работы, создающей условия для сотрудничества на уроке, состоит, как было отмечено, в обеспечении быстрой обратной связи. Эту особенность рассматриваемой формы обучения следует использовать для решения дидактических задач. Так, например, в сотрудничестве может быть организованно закрепление учебного материала, групповая работа может быть применена для выполнения лексико-грамматических упражнений. Чтобы обеспечить многократность применения языкового материала, важно организовать работу в сотрудничестве при выполнении каждого упражнения.

Итак, организация сотрудничества учащихся на уроке помогает более эффективно решать такие дидактические задачи, как овладение новым языковым материалом, контроль понимания и правильность её применения, систематическое повторение.

Кроме того, создание условий для совместной работы помогает решить и ряд воспитательных задач, как, например умение работать в коллективе, уважительно относиться к мнению другого человека, корректно, не унижая собеседника, отстаивать свою точку зрения.

В заключение следует сказать, что для повышения эффективности урока всё же нужно стремиться не только к разнообразию его организационных форм, но и к организованным творческим заданиям, что создаёт мотивацию, повышает активность учеников.

 

Глава III Работа преподавателя на уроке иностранного языка с использованием метода обучения в сотрудничестве.

Процесс сотрудничества в работе преподавателя.

 Рассмотрим подробно, что означает процесс сотрудничества в работе преподавателя.

Преподаватель обеспечивает условия, чтобы у учеников было время включиться в групповой процесс: определение способов совершенствовать процессы, которые участники использовали для максимилизации своего собственного обучения и обучения друг друга. Ученики концентрируются на постоянном совершенствовании этих процессов различными путями:

· описание того, какие действия были более или менее полезны в обеспечении эффективных рабочих взаимоотношений и того, все ли члены группы достигли своих учебных целей;

· принятия решений о том, какие модели поведения следует далее развивать, а какие изменить.[9,c.50]. 

Следовательно, можно сделать вывод о том, что результатом процесса групповой работы может быть направление учебного процесса по пути его упрощения; избавление от непрофессиональных и неподобающих действий; постоянное усовершенствование навыков командной работы учащихся. 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: