Перспективы развития нотариата

Фундаментальное реформирование отношений собственности явилось объективным фактором современного выделения роли и значимости института нотариата. Новые принципы организации нотариальной деятельности, заложенные в Основах о нотариате, не только решили организационные проблемы по нотариальному обеспечению субъектов гражданско-правовых отношений, но и позволили государству практически снять с себя большинство организационных вопросов и материальных затрат в этой сфере. За весь период существования, российский нотариат претерпел изменения не только в количественном, но и в качественном отношении. Среди них: рост уровня самосознания в нотариальном сообществе, рост профессионализма нотариусов; увеличение нотариальных контор, более быстрое обслуживание граждан и организаций и многое другое.

Не умаляя положительных сторон в развитии российского нотариата, следует признать и наличие серьезных негативных факторов. К их числу относятся:

1. Противоречивость и неоднозначность действующей базы о нотариате;

2. Отсутствие серьезных научных исследований современной отечественной науки по нотариату;

3. Умаление на законодательном уровне роли функций нотариуса, выражающаяся в сведении его роли лишь к процедуре подписания документа и проставления печати;

4. Интерес криминальных структур к сфере нотариата.

Федеральная нотариальная палата исходит из того, что концептуальной основой развития российского нотариата является создание правовых, экономических и организационных основ и механизмов, обеспечивающих выполнение институтом нотариата следующих задач:

1. Наиболее полное и всеобъемлющее обеспечение реализации гражданами и государством своих имущественных и иных законных прав и интересов;

2. Придание гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного, предсказуемого и законного характера;

3. Обеспечение доступности в получении государственной правовой помощи по охране и защите имущественных и связанных с ними прав граждан и иных участников гражданского оборота;

4. Повышение правового уровня культуры граждан и создание реальных предпосылок для придания России статуса правового государства;

5. Обеспечение реализации фискальных функций и интересов государства;

6. Создание условий для придания России статуса экономической зоны, выгодной для отечественных и иностранных инвесторов;

ФНП предполагает дальнейшее развитие нотариата по следующим направлениям:

- организационное, включающее в себя проведение широкого круга мероприятий по совершенствованию деятельности нотариусов и нотариальных палат, установление более конструктивных взаимоотношений между нотариальными палатами и органами исполнительной власти и судебными органами, устранению негативных явлений в деятельности нотариусов и нотариальных палат;

- законодательное, включающее в себя создание правовой базы по нотариату, обеспечивающей реализацию стоящих задач, расширяющей влияние государства на развитие и функционирование системы нотариата на законодательном уровне, на уровне исполнительных органов власти и судебных органов, а также препятствующих возникновению в нотариате криминальных явлений и негативных факторов.

Концепция ФНП создает объективные условия для реализации судебной реформы, привлечения данного института в качестве активного участника создания в России системы учета недвижимости и сделок с ней, обеспечения интересов граждан, вкладывающих свои денежные средства в то или иное дело в рамках акционерных обществ и хозяйственных товариществ.

Казаневич И.Л., начальник отдела правовой помощи Управления Министерства юстиции РФ по Ханты-мансийскому округу видит проблему в отсутствии четкой регламентации системы нотариата. Он предлагает искать выход двумя способами: методами поиска нестандартного решения или по аналогии1.

Предлагается несколько возможных вариантов.

Вариант 1.

Систему нотариата в РФ составляют нотариальные палаты субъектов РФ. В данном случае законодательно закрепляются публично-властные (по отношению к нотариусам) полномочия нотариальных палат, имеющих статус юридического лица.

По аналогии с учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, количество нотариусов или нотариальных контор определяется решением органа исполнительной власти субъекта РФ.

Вариант устраняет споры о первичности нотариальной палаты.

Вариант 2.

Систему нотариата в РФ составляют нотариальные конторы.

Вариант устраняет пробел в сложившейся практике, обязывает нотариусов иметь помещение для совершения нотариальных действий, повышает статус нотариальных контор, оправдывает необходимость ведения Министерством юстиции РФ реестра нотариальных контор и функцию территориальных органов Министерства юстиции РФ по обеспечению деятельности нотариальных контор, финансируемых за счет бюджетных сфер.

Вариант 3.

Систему нотариата в РФ составляют нотариусы и уполномоченные должностные лица консульских учреждений.

Вариант предусматривает на территории РФ систему единого типа внебюджетного нотариата.

В дотационных районах, в которых деятельность нотариуса экономически нерентабельна, по совместному решению территориального органа юстиции и нотариальной палаты нотариусу можно разрешить заниматься иной деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли.

Предоставление права должностным лицам консульских учреждений совершать нотариальные действия соответствует сложившейся мировой практике.

Вариант 4.

Систему нотариата в РФ составляют нотариусы и уполномоченные должностные лица.

Компетенция указанных лиц и порядок совершения нотариальных действий устанавливается в соответствии с законом. Вариант закрепляет статус нотариуса, как субъекта правоотношений, но нотариальная деятельность в данном случае не носит исключительный характер, т.к. отдельные нотариальные действия вправе совершать и иные лица.

Из содержания данных норм можно сделать вывод, что российский законодатель выбрал пути, предложенные в вариантах 3 и 4. Тем не менее, не исключается и комплексный подход к определению системы нотариата в РФ.

Таким образом, будущее у нотариата России, несомненно, есть, но только если он может измениться и упреждающе ответить на вызовы, которые ему бросает изменяющаяся политико-правовая ситуация, новые социально-экономические реалии и потребности гражданского оборота. Многое зависит и от того, сможет ли власть понять и оценить тот потенциал, который содержит в себе нотариат как социально полезный правовой институт.

                           Заключение.

 

Исследуя научный и практический материал по данной теме, проанализировав Российское законодательство, регулирующее такой институт как нотариат можно сделать следующие выводы:

1) Институт нотариат обладает огромным положительным историческим опытом, в том числе российским, развития и функционирования;

2) Наличие теоретических предпосылок объективного присутствия нотариата в российской правовой системе;

3) Институт нотариата является единственным правовым способом осуществления государством своей обязанности по обеспечению охраны и защиты имущественных и иных прав граждан на беззатратной основе;

4) Институт нотариата является наиболее доступным для граждан и организаций, так как обходится им в несколько раз дешевле в сравнении с другими существующими правовыми способами охраны и защиты аналогичных прав граждан;

5) Институт нотариата является открытым, стабильным и предсказуемым источником формирования доходной части государственного бюджета;

6) Институт нотариата обладает большим потенциалом по предотвращению экономических преступлений;

7) Институт нотариата широко используется во многих странах мира, с которыми Россия имеет тесные экономические и политические связи.

Параллельно с существующей системой государственных нотариальных контор создан институт частного нотариата, который имеет некоторые особенности, обусловленные его положением в системе нотариальных органов и деятельностью, а именно:

1. Частный нотариат дополняет существующую систему государственного нотариального обслуживания физических и юридических лиц;

2. Деятельность частного нотариуса базируется не на бюджетном финансировании. Частный нотариус как представитель свободной профессии организует свою работу, нанимает и увольняет работников, обеспечивает материально свою профессиональную деятельность.

В то же время государство сохраняет за собой решение некоторых вопросов по урегулированию деятельности частных нотариусов:

а) установление особого порядка учреждения и ликвидации должности частного нотариуса;

б) наделение частного нотариуса полномочиями на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии;

в) контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства частными нотариусами и тарифами на их услуги и др.

5. Последние годы двадцатого столетия характеризуются бурным развитием российского законодательства. Были приняты новые кодексы и многочисленные подзаконные акты, регулирующие разные общественные отношения. Применение нового законодательства сопровождается рядом проблем в нотариальной практике. Например, возникают вопросы, касающиеся ответственности нотариуса, как частного, так и государственного. Актуальны вопросы, связанные с изменением перечня сделок, для совершения которых в силу закона обязательно соблюдение нотариальной формы, а также вопросы, связанные с появлением учреждений органов юстиции, которые теперь регистрируют сделки с недвижимостью. Не повлекут ли эти факты уменьшение роли института нотариата? Может государство предпринимает атаку на позиции нотариата, в особенности частного нотариата? Все это может привести к тому, что частный нотариат прекратит свое существование, и в России вновь будет существовать только государственный нотариат. Только принятие федерального закона о нотариате может решить этот вопрос, а также вопрос: необходимо ли сохранять государственный нотариат или лучше создать единую систему нотариата, состоящую только из частных нотариусов. Я думаю, что пока рано избавляться от государственного нотариата, так как частный нотариат еще не имеет нужной законодательной базы и в недостаточной степени наработана частная практика. И, кроме того, по ряду объективных причин в стадии становления частного и резкого сокращения государственного нотариата отмечалось снижение качества и объема нотариальных услуг. По этим причинам все еще остаются возможными случаи нарушения законодательства о нотариате. Как известно, на прием к государственному нотариусу всегда стояла огромная очередь. Частный нотариат, например, мало доступен для основной массы граждан, да и для юридических лиц тоже по различным причинам. Вот некоторые из них: во-первых, избирательный подход к клиентам "выгодный", "невыгодный". Во-вторых, отсутствие информации об образовании частных контор.

И несмотря ни на что, я думаю – за частным нотариатом в нашей стране будущее. Будем надеяться, что частный нотариат выживет и займёт достойное место в системе государственных органов России.

 


         Список используемых источников.

 

Законодательные и иные нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: в четырёх частях. – 10-е        

издание – М.: Ось-89, 2008, - 560 с.

3. «Основы законодательства РФ о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 г.

№ 4462-1, в ред. 19.07.2009 г.).

4. Закон РФ «О государственной пошлине» от 09 декабря 1991 года

(в ред. 31.12.1995 года, с послед. изменениями).

5. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий

государственными нотариальными конторами РСФСР. – М., 1987 г.

Специальная литература:

1. Долгов Н.А. Большая история нотариата. //Нотариус. – 2000 г.

2. Ляпидевский Н.И. История нотариата. //Нотариальный вестник – 2005 г.

3. Нотариат. Курс лекций. М., 2004.

4. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право. Учебник, 2007 г.

5. Пантелеев И.А. Проблемы российского нотариата. 2004 г.

6. Хыштикуев О.В. Министерство юстиции и нотариат. //Российская юстиция. 2002 г.

7. Голованов В.Г. Развитие нотариата в постсоциалистическом государстве. (Опыт Республики Беларусь), 2005 г.

8. Треушников М.К. Современные проблемы гражданского и нотариального процесса. 2007 г.

9. Гражданский процесс. Учебник. М., 2006 г.

10.  Нотариальный вестник № 3, 4 – 2006 г.

11. Алферов И.А. Нотариат на современном этапе. 2006 г.

12. Казаневич И.Л. Проблемы реформирования нотариата в РФ, 2002 г.

 

 


1 Гражданский процесс. Учебник. М., 2006, ст. 490

1 Долгов М.А. Большая история нотариата //Нотариус. – 2000 г. – С.76-80.

1 Ляпидевский Н. История нотариата // Нотариальный вестник. – 2005 г. С.51-53.

1 Нотариат. Курс лекций. М.,2004., с 4

1 Гл. 1 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате.

2 Административное право. Учебник, 2007, ст. 489

1 Пантелеев И.А. Проблемы российского нотариата. 2004 г. С.13

 

1 О.Хыштикуев. Министерство юстиции и нотариат.// Российская юстиция. 2002 г. – С.33

1 Голованов В. Г. Развитие нотариата в постсоциалистическом государстве (Опыт Республики Беларусь) 2005 г. с. 117-120

1 ч.1.п. «л» ст.72 Конституции РФ

1 Треушников М.К. Современные проблемы гражданского и нотариального процесса. 2007 г. С.35-37.

2 Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР. – М.,1987.

1 Нотариальный вестник.№ 3,4-2000 г. – С.17-26.

1 Алферов И.А. Нотариат на современном этапе. 2006 г. с.3

1 Казаневич И.Л. Проблемы реформирования нотариата в РФ. – 2002. - №2. – С.4.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: