Глава 1. Физическая культура как часть социально-культурной деятельности в обществе

Курсовая работа

По дисциплине «Технологии личностно-ориентированного подхода в социально-рекреационной деятельности»

На тему «Организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности»

 

 

Работу выполнила:

магистрант II курса

Направление подготовки:

"Физическая культура"

Образовательная программа:

"Психолого-педагогический аспект

культурно-просветительской деятельности

в сфере ФК"

Галкина Г.Д.

Проверил:

Заведующий кафедрой

Буторин В.В.

 

 

Малаховка 2019

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Физическая культура как часть социально-культурной деятельности в обществе. 5

Глава 2. Особенности организации различных направлений сферы физического воспитания. 8

1. Организация рекреативной деятельности в сфере физической культуры.. 9

2. Организация игровой деятельности в сфере физической культуры.. 13

3. Организация развлекательной деятельности в сфере физической культуры.. 18

4. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в сфере физической культуры.. 20

Заключение. 23

Список литературы.. 25

 

 


 



Введение

Физическая культура особенно тесно связана с процессом физического развития человека – закономерным процессом становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных функциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Исторически эта область социальной практики складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду – первому и главному условию человеческого существования.

По мере становления в обществе целостной системы социально-культурной деятельности и ее составной части, образования и воспитания, физическая культура органически вошла в нее в качестве основного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспитания физических способностей, а также в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Наряду с этим в условиях технического прогресса, изменения характера труда и жизненной среды человека физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средство профилактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохранения и повышения дееспособности организма, оптимизации его физического состояния. Благодаря именно этим факторам физическая культура способна войти в современную культуру человека, став её важной и неотъемлемой частью.

По мере накопления в этой сфере научно-практических разработок, ее оснащения методическими, техническими и другими средствами возрастает эффективность этого социально-культурного института, его средств и методов реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных и других задач, существенных для общества и личности.

 

Наряду с другими видами социально-культурной деятельности существенную ценность в сфере физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные знания, принципы, правила и методика использования физических упражнений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально-технические условия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие явления физической культуры, спортсооружения, оборудование, инвентарь и т.д.

Кроме того, физическая культура как вид социокультурной деятельности характеризуется совокупностью полезных для общества результатов се использования и культивирования её предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре.

Цель работы – рассмотреть организацию рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

Задачи:

1. Изучить историю становления физического воспитания применительно к различным сферам общественной жизни и деятельности.

2. Рассмотреть организацию рекреативной, игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельностей в сфере физической культуры.

Объект исследования – сфера физического воспитания в социально-рекреационной деятельности.

Предмет исследования – различные направления деятельности в сфере физической культуры.


Глава 1. Физическая культура как часть социально-культурной деятельности в обществе

Физическая культура и спорт представляют собой неотъемлемую часть общей культуры общества, исторически сложившееся, самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни. Еще в античную эпоху начала складываться система физического воспитания, особенно действенной она была в Спарте. В это время стали проводиться знаменитые Олимпийские игры. Физическая культура неизменно являлась обязательной составляющей культуры общества и личности, особым видом социально-культурной деятельности, в котором интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и духовное. Средние века, возникновение рыцарской системы воспитания, становление классовых по характеру, а позднее и национальных систем физического воспитания (например, турниры в германских государствах), создание национальных спортивных союзов, клубов и лиг, развитие практики национальных и международных соревнований убедительно свидетельствуют о возрастающей роли физической культуры как посредника в сложной системе политических, экономических, социальных и культурных отношений в обществе.

Развитие теории и практики физического воспитания в России никогда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально-культурной деятельности общества в целом. Это развитие осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно-физической подготовки (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков), авторов концептуальных теорий физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах (Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский, АС. Макаренко и др.). В современном педагогическом опыте сложился целый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли концепции раннего начала физического развития и закаливания (Б.П. и Л.А. Никитины), обеспечения сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный), единства физического и умственного развития, приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности (А.Ф. Пазухин) и другие.

Известно, что в процессе социализации дети усваивают образ жизни родителей, что в семье закладываются и формируются основы ряда умений, навыков и привычек, вырабатываются оценочные суждения и во многом определяется жизненная позиция подрастающего поколения, в том числе и отношение к физической культуре, к активному использованию ее средств в быту для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга. Семья - самая первая ступень воспитания. В формировании физической культуры детей важно выявить отношение родителей к физической культуре, структуру их физкультурно-спортивных потребностей.

К критериям физического развития и самосовершенствования относятся как качественные, так и количественные показатели участия детей, подростков и взрослых в спортивных школах, секциях, клубах, в системе общего и среднего специального образования, а также на оздоровительных занятиях.

Качественными показателями служат степень овладения программным материалом, знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, уровень сформированное™ навыков самостоятельных занятий (внедрение занятий физической культурой в режим дня). Данные критерии - важнейшие в оценке успеваемости по физкультуре.

Количественными показателями являются динамика развития физической подготовленности, показателей развития основных физических качеств (способностей): силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний.

Как сфера реализации социально-культурной деятельности, физическая культура включает в себя целый ряд структурных элементов. К ним относятся: физическое развитие и состояние здоровья; система знаний, умений и навыков по физической культуре, двигательных действий и качеств; устойчивый интерес и потребность личности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях; навыки самостоятельных занятий физической культурой.

Демократичность и гуманизм всегда были присущи клубной спортивной работе в России. Инициативы гуманистически ориентированного физкультурно-спортивного движения требуют активной поддержки со стороны государственных и негосударственных структур.

Выполнить задачи по физическому воспитанию можно только в том случае, если наряду с уроками физической культуры будет развернута внеурочная спортивно-массовая работа в форме занятий кружков, спортивных секций, массовых соревнований, спортивных праздников, туристских походов, кроссов, военно-спортивных игр и т.д., проводимых в школах и досуговых внешкольных учреждениях.

Вторая глава посвящена особенностям организации в сфере физической культуры таких направлений, как рекреативная, игровая, развлекательная и физультурно-оздоровительная.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: