М.Л. Лучко пишет о том, какие кодексы появились самыми первыми и описывает их краткое содержание. «История Российских этических кодексов берет свое начало в 1912 году. В это время появился кодекс «Семь принципов ведения дел в России».Данные принципы были сформулированы российскими предпринимателями. Он сводился к таким основным положениям:
1. Уважай власть.
2. Будь честен и правдив.
3. Уважай право частной собственности.
4. Люби и уважай человека.
5. Будь верен своему слову.
6. Живи по средствам.
7. Будь целеустремлен.»[33]
В 1997 году разработаны принципы бизнеса в современной России с учетом выработанных традиций. «Двенадцать принципов ведения дел в России».
1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
2. Уважай участников общего дела - это основа отношений
с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются
выполнением принятых деловых обязательств.
3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения наси-
лия как способов достижения деловых целей.
4. Всегда веди дело сообразно своим средствам.
|
|
5. Оправдывай доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до
суда. Самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки.
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной
власти.
8. Для законного влияния на власть и законотворчество
объединяйся с единомышленниками на основе данных
принципов.
9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не
требуй за него непременного общественного признания.
10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции.
Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем.
12. Проявляй терпимость к представителям других культур.
Они не хуже и не лучше нас, они просто другие.[34]
И.Н. Кузнецов к своей книге «Бизнес-Этика» пишет про Декларацию Ко. Его анализ данного документа поможет нам вникнуть в суть корпоративной этики и рассмотреть основные положения Декларации Ко. «Важнейшим шагом в развитие этики бизнеса было принятие в 1994 году «Международных принципов бизнеса», или иначе как Декларация Ко – «Принципы бизнеса». В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициатором были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии. В преамбуле «Принципы бизнеса», в частности, говориться: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальным принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба.
|
|
В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:
· Ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
· Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
· Этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
· Уважение правовых норм;
· Поддержка многосторонних торговых отношений;
· Забота об окружающей среде;
· Отказ от противозаконных действий.
Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структур общества – организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономики переходного периода, в которой происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне. Как правило, приводит к бесполезным усилиям на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.
В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на макроуровне, т.е. организаций – с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.
Так, во взаимоотношениях организаций с покупателями ключевыми должны стать следующие принципы:
· Обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
· Обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
· Принимать необходимые меры для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживаться или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;
· Гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе; уважать целостность культуры клиентов;
Отношение организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:
· Обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;
· Обеспечивать владельцам и инвесторами открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;
· Сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;
· С вниманием относиться к из требованиям, предложениям, резолюциям.
Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:
· Обеспечивать служащих работой и заработной платой, которые превышают их уровень жизни.;
· Создавать условия труда, не наносящие ущерба здорорью и человеческому достоинству;
· Быль честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
· Прислушиваться и по возможности реагировать на предложения и просьбы работников;
· В случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
· Избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различными профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу;
|
|
· Обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
· Поощрять работников и помогать им в развитии необходимым навыков и умений, внимательно относиться к проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, трудовыми службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.
Общепринятыми этическими принципами как для организации. Так и для отдельных руководителей считаются следующие:
· «золотое правило менеджера» - в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководителю, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе;
· Авансирование доверием (в коллективе создаются условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие – его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);
· Право на свободу служебного поведения, поступков, действия менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);
· Справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т.п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);
· Справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным – грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);
· Максимум прогресса (действия менеджера или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);
|
|
· Терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившихся в менеджменте других стран и регионов;
· Разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе менеджера, в принятии решений;
· Постоянство воздействий, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.
Общие этические принципы корпоративных отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.
Каким видится современный цивилизованный менеджер обществу? Можно сформулировать несколько постулатов о личности и поведении человека бизнеса, отвечающих социальным ожиданиям - своеобразный "этический кодекс предпринимателя". Итак, этичный менеджер:
· убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;
· исходит из того, что все люди вокруг него хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ними;
· верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
· признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
· уважает себя как личность, а любую личность - как себя;
· уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
· доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
· ценит образование, науку и технику, уважает культуру и экологию;
· стремится к нововведениям;
· является гуманистом».[35]