Анализ деятельности Счетной палаты как высшего органа финансового контроля в Российской Федерации

 

2.1 Счетная палата как орган финансового контроля

Счетная палата РФ занимает особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов. Ее деятельность определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБ РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием бюджетной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами счетной палаты поставлены следующие задачи:

· организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;

· подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;

· оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;

· определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;

· контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;

· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

· контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, коллегии Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписанию может быть обжаловано в судебном порядке.

Деятельность счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

2.2 Анализ результатов проверок Счетной палаты

В 2009 году Счетной палатой проведено 502 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них 375 контрольных мероприятий, которыми было охвачено 1150 объектов на территории 69 субъектов Российской Федерации (см. Приложение 1). Количество проведенных в 2009 году экспертно-аналитических мероприятий по сравнению с 2008 годом увеличилось на 55, или более чем на 17%. В 2009 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Счетной палатой проведено 12 контрольных мероприятий, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации - 6 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы - 6 мероприятий.

Особо важные результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий докладывались главе государства на рабочих встречах Президента Российской Федерации с Председателем Счетной палаты С.В. Степашиным. Всего Президент Российской Федерации был проинформирован по 37 вопросам, в том числе:

- о результатах проверок эффективности использования государственных ресурсов и хода реализации Программы строительства олимпийских объектов в целях подготовки к XXII Олимпийским играм 2014 года и развития г.Сочи как горноклиматического курорта;

- о проверке целевого использования бюджетных средств, выделенных на проектирование и строительство мостового перехода на о.Русский через пролив Босфор Восточный в г.Владивостоке;

- о реализации комплекса национальных антикризисных мер;

- о реализации приоритетных национальных проектов, в.т.ч. «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Образование» и другим;

- о результатах комплексного анализа эффективности функционирования межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

- о проверке полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федерального имущества в 2006-2007 года в Российской академии наук.

По итогам проведенных контрольных мероприятий Правительству Российской Федерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 320 представлений Счетной палаты и 438 информационных писем. Президенту Российской Федерации направлено 15 информационных писем. Правительству Российской Федерации направлено 5 представлений и 107 информационных писем (см. Приложение 2).

Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2009 году, приведены в следующей таблице.

Таблица 2.1 Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2009 году

Показатель 2009 г. 2008 г. 2007 г.
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий 502 501 504
Проведено экспертно-аналитических мероприятий 127 181 48
Проведено контрольных мероприятий: 375 320 456
в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них: 12 11 30
по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации 6 6 7
по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы 6 5 27
Количество актов по результатам контрольных мероприятий 1150 1147 1285
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (млрд. рублей): 238.3 96.6 132.3
в том числе нецелевое использование средств 3.8 1,97 0,97
Фактические затраты на содержание Счетной палаты (млрд. рублей) 1.9 1.8 1.4
Количество направленных представлений и предписаний 320 267 391
Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы 215 121 130
Количество возбужденных уголовных дел 41 25 40
Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты 65 60 59
Рассмотрено вопросов на заседаниях Коллегии Счетной палаты 921 825 780
Количество договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации 83 84 86
Количество соглашений с зарубежными ВОФК 59 59 58
Информационное присутствие Счетной палаты: количество публикаций количество пользователей WEB-сайта (тыс. чел) количество теле - и радиосюжетов   2100 432 905   2190 366.5 720   2600 510 820
Состав сотрудников Счетной палаты по образованию (чел. /%): высшее профессиональное среднее профессиональное   1173/97,4 15/1,3   1198/9,7 17/1,4   1101/97,5 14/1,2
Профессиональное образование сотрудников Счетной палаты (чел. /%): финансово-экономическое юридическое управление   608/49,1 239/19,3 103/8,3   606/49,1 222/18  94/7,6   573/50,8 201/17,8  86/7,6

 

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 238.3 млрд. рублей, в т.ч. объем нецелевого использования бюджетных средств составил 3.8 млрд. рублей (см. Приложение 3).

В целях подготовки Заключения в рамках предварительного контроля в были проведены 31 проверка и экспертно-аналитическое мероприятие по анализу обоснованности показателей проекта трехлетнего федерального бюджета и состояния нормативно-методической базы его формирования. По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составлено 72 акта (заключений). В Минэкономразвития России проведена проверка обоснованности расчетов основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты в 2009 году показывают, что в ходе формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и бюджетных процедур, укрепления государственной финансовой дисциплины.

    Результаты контроля за формированием и исполнением доходов федерального бюджета свидетельствуют о том, что в налоговом и таможенном законодательстве, в механизме исчисления и уплаты налогов и таможенных платежей имеются существенные недостатки. Несмотря на проведенную в 2008 году налоговыми и таможенными органами значительную работу по формированию доходной части федерального бюджета, совершенствованию администрирования налоговых и таможенных платежей, сохраняется существенная задолженность по уплате налогов, пошлин и других обязательных платежей. В нарушение налогового и таможенного законодательства не предоставляются отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и пошлин, инвестиционные налоговые кредиты. Выявлены недостатки во взаимодействии органов Федерального казначейства с администраторами доходов федерального бюджета, факты задержки в перечислении Федеральной таможенной службой таможенных платежей в федеральный бюджет, нарушения налоговыми органами сроков возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей. Значительные средства не поступают в федеральный бюджет вследствие занижения таможенной стоимости товаров, сохраняются недостатки в правовом регулировании таможенных режимов, предусматривающих различные преференции по уплате таможенных платежей. Все это приводит к недопоступлению в бюджет значительных средств. По-прежнему остается актуальной проблема обеспечения точности прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» был скорректирован уже в первой половине года. Итоги исполнения федерального бюджета за 2009 год свидетельствуют о неточности как первоначального, так и уточненного прогноза поступлений по большинству видов доходов (см. Приложение 4).

В ходе контроля расходов федерального бюджета на международную деятельность выявлены проблемы, требующие изменения действующей нормативной правовой базы, принятия дополнительных решений федеральными органами исполнительной власти. По результатам проверок внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в порядок ведения сводной бюджетной росписи.

Результаты контроля расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны показали, что средства федерального бюджета, направленные на содержание, оснащение и развитие инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, в основном позволили выполнить ряд задач, связанных с оснащением армии и флота современными видами вооружения и военной техникой, решить отдельные проблемы в области социальной защиты военнослужащих и членов их семей, материально-технического обеспечения Вооруженных Сил. Вместе с тем многие проблемы Вооруженных Сил Российской Федерации остаются нерешенными.

Проверками соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств при исполнении региональных бюджетов, местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за 2008 год и истекший период 2009 года в Краснодарском крае, Чеченской Республике, Иркутской, Мурманской, Амурской, Тверской, Сахалинской областях, г. Сочи, Минрегионе России, Минфине России, Минэкономразвития России выявлены нарушения Бюджетного кодекса Российской Федерации (статей 34, 40, 58, 72, 78, 85, 217 и др.), а также нарушения порядка предоставления средств в бюджетной системе, порядка перечисления межбюджетных трансфертов, использования дотаций, условий предоставления субвенций и субсидий, недостоверность отчетности, неперечисление средств в бюджетную систему государственными органами и организациями, неисполнение договорных обязательств, расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата.

В рамках принятых антикризисных мер в субъектах Российской Федерации проводилась работа по оптимизации расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат, в том числе отказ от ранее принятых и не начатых новых расходных обязательств, осуществлялись мероприятия, направленные на полноту и своевременность поступления налоговых платежей в доходы бюджетов всех уровней, мониторинг на рынке труда.

В 2009 году к ответственным работникам проверенных организаций были применены меры административного характера, такие, как предупреждение, выговор, лишение премии и увольнение. По представлениям Счетной палаты за отчетный период было применено 341 административное взыскание, в том числе: дисциплинарные взыскания – 211, лишение премии – 108, выговор – 12, увольнение – 10. Количество примененных административных взысканий в 2,1 раза больше, чем в 2008 году.

Вместе с тем анализ исполнения представлений и предписаний Счетной палаты в 2009 году показывает, что:

- ряд представлений рассматривается с нарушением установленных сроков, а заявленные государственными органами действия по устранению недостатков, выявленных Счетной палатой, впоследствии не выполняются;

- отсутствует практика привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц за несвоевременное рассмотрение и принятие мер по представлениям Счетной палаты;

- в Регламенте Правительства Российской Федерации отсутствует положение о порядке рассмотрения представлений Счетной палаты.

В соответствии с распоряжением Председателя Счетной палаты от 31 августа 2005 г. № 129-р «О совершенствовании работы с представлениями и предписаниями Счетной палаты Российской Федерации и усилении контроля за их исполнением» в течение 2009 года осуществлялся мониторинг реализации федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными организациями предложений, содержащихся в представлениях и предписаниях Счетной палаты. Информация по данному вопросу рассматривалась ежеквартально на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Координацию работы аудиторов Счетной палаты по контролю за исполнением представлений и предписаний осуществлял заместитель Председателя Счетной палаты А.Н.Семиколенных.

Информационно-аналитические материалы об исполнении представлений Счетной палаты ежеквартально направлялись в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации, которая на регулярной основе рассматривала их с участием представителей Счетной палаты и руководителей государственных органов исполнительной власти, являющихся ответственными за исполнение представлений.

Существенным фактором для устранения выявленных Счетной палатой нарушений послужило усиление взаимодействия Счетной палаты с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими правоохранительными органами.

В 2009 году в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и другие правоохранительные органы было направлено 215 материалов по результатам проведенных контрольных мероприятий. По материалам Счетной палаты возбуждено 41 уголовное дело, возобновлено производство

по 12 прекращенным и приостановленным уголовным делам. В 9 случаях материалы Счетной палаты приобщены следственными органами к ранее возбужденным уголовным делам.

Все это способствовало устранению выявленных Счетной палатой нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.

Добиться таких показателей удалось благодаря активному взаимодействию Счетной палаты с органами государственной власти, и прежде всего с Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации.

На повышении результативности деятельности Счетной палаты положительно сказывается возможность регулярного информирования Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина об основных результатах проведенной работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: