Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом

Организация и проведение методик исследования

 

Организация исследования. Базой для исследования явилось МДОУ комбинированного вида № 194, которое находится по адресу: г. Красноярск, ул.60 лет Октября, 85б. В МДОУ № 194 работают высококвалифицированные специалисты:педагог-психолог, учителя-дефектологи, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

В МДОУ № 194 функционирует 4 группы: 3 группы комбинированной направленности; 1 группа компенсирующей направленности.

В эксперименте участвовало 2 группы детей. Первая группа: 5 детей с нарушениями слуха старшей группы: Диана М. -двусторонняя смешанная тугоухость III степень; Макар С. - двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степень; Максим В.- двусторонняя смешанная тугоухость II степень; Настя П. -двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степень; Полина З. -двухсторонняя сенсоневральная тугоухость II – III степень.

Вторая группа: 5 детей с сохранным слухом старшего дошкольного возраста: Алина С., Диана П., Иван Н., Никита Т., Оля Ч.

Объектом исследования являются межличностные отношения слабослышащих детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Психодиагностические методики исследования:

1. «Выбор в действии» Немова Р.

2. «Два домика» предложена И. Вандвик, П. Экблад.

Методика «Выбор в действии»

Цель: изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Процедура проведения методики:Каждому ребёнку даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п.

Инструкция: «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».

Методика «Два домика»

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Методика предназначена для обследования детей 4 -7 лет.

Проведение исследования: Исследование проводится строго индивидуально.

Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой — маленький, черный и невзрачный (Приложение 1.).

Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подальше от себя, в черный дом». Число детских выборов не ограничивается. После окончания беседы ребенку предлагается подумать, не забыл ли он кого-нибудь и не хочет ли поменять кого-то местами.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: