Туристические ресурсы - это те объекты природы, истории, культуры, текущие события, явления, которые могут быть использованы при создании и реализации туристского продукта. Туристические ресурсы - это часть туристско-рекреационного потенциала определенной территории, которая включена в состав туристического продукта и подлежит реализации с туристической целью. Туристические ресурсы являются отчасти мотивационной основанием для выбора определенного турпродукта (по виду, направлением, сезоном и другим признакам). Понятие «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы» используются как синонимы, поскольку туризм является мобильной формой рекреационной деятельности. Именно наличие и территориальная локализация, прежде всего природных и культурно-исторических ресурсов определяет туристско-рекреационную специализацию определенных территорий [3].
Структура туристского рынка определяется классификационными признаками туризма как общественного явления и спецификой туристической деятельности.
Туристический рынок делится на рынок потребителей-туристов (рынок спроса) и рынок производителя (рынок предложения), поскольку эти две составляющие являются ключевыми в функционировании рынка[3, с. 8].
Рынок потребителя турпродукта структурируется по многим признакам. На первом месте следует рассматривать цель путешествия. Цель является конкретной реализацией мотивации к туристической поездки, в которой отражается потребность в отдыхе, реализованная как запрос на конкретный турпродукт.
Структура классифицируется по следующим признакам:
1.Цель поездки, которая определяет вид туризма. По данным ВТО, распространенной целью путешествия является желание отдохнуть и развлечься (60% от общего потока путешественников). Эта цель реализуется следующим видам туризма: рекреационный, «зеленый туризм», экологический, охота и рыболовство, спортивно-оздоровительный туризм, этнический, деловой или бизнес-туризм, спортивный, с религиозной целью.
2.Форма организации определяет как характер производства турпродукта, так и его потребления: самодеятельный туризм, плановый или организованный туризм.
3.По государственному признаку туризм подразделяют на внутренний, который предусматривает поездки в пределах страны постоянного места жительства и международный, предусматривающий пересечения государственной границы.
4.Сезон и срок пребывания определяет ритмичность работы на том или ином рынке и основывается на естественных особенностях конкретной местности.
5.Класс обслуживания определяется набором услуг, организацией обслуживания и зависит от покупательной способности потребителя. Выделяют классы «VIP», «люкс», «высший», «первый», «туристический» и «кемпинг».
6.Способ путешествия: пешеходный или с использованием транспортных средств. Соответственно каждый из них имеет свою дальнейшую классификацию, например, по видам транспорта (автомобильный, железнодорожный, речной, воздушный и др.); по распространенности в использовании (традиционные и экзотические транспортные средства), по формам организации транспортных путешествий (линейные или чартерные).
7.По форме расчетов, влияющих на характер отношений турист-фирма, могут быть с полной оплатой самим туристом, с частичной оплатой (льготные, например, групповые скидки на транспорте) или социальные (бесплатные для туриста с оплатой за счет профсоюзов, фондов и т.п.).
8.Масштабы деятельности определяют классификацию по территориальному признаку. Мировой туристический рынок делится на макрорегиональные и субрегиональные туристические рынки. Региональные рынки туристических услуг в свою очередь состоят из национальных рынков, а национальные - из местных.
В целях формируется и предложение на рынке производителя, поэтому рынок предложения может быть структурирован по тем же признакам, что и рынок спроса.
Типология национальных туристических рынков основывается на следующих принципиальных положениях:
1.Рынок туристических услуг является производной от социально-экономического развития страны, поскольку индустрия туризма является составляющей национальной экономики и ее развитие напрямую зависит от уровня развития всего хозяйства.
2.Интенсивность деятельности на рынке туристических услуг зависит от степени развития рыночных структур, поскольку субъекты туристического рынка представлены в значительной мере малым и средним бизнесом, который требует эффективной поддержки путем правового и финансового регулирования деятельности.
3.Интегрирование национального туристического рынка в мировое туристическое пространство зависит от степени развития туризма в определенной стране, основанного на определенном уровне и стиле жизни населения как результате совокупного действия глобальных тенденций и этно-культурных особенностей данной страны.
Поэтому в основу типологии туристических рынков положена типология стран мира по их месту в мировой экономике и международных отношениях, которая включает определенные принципы и является общепризнанной [6, 14, 15].
Типологическими признаками национального туристического рынка являются: комплексно-пропорциональное развитие индустрии туризма, ее ориентированность на участие в международных туристических связях и характер этих связей.
Согласно типологических признаков типология национальных туристических рынков мира выглядит следующим образом (+ наличие признака; – отсутствие признака, – / + – развитие) - таблица 4.1.
Таблица 4.1. Типологические признаки национальных туристических рынков [22].
Тип социально – экономического развития | Сформи-рованность | Рыночные структуры | Индустрия туризма | Экспорт / импорт тур. усл. | Страны. Типичные представители |
1.1. Постиндустриальные | + | Высокий | Высокая и стабильная | Импорт | США, Япония, Великобритания |
1.1. Постиндустриальные | + | Высокий | Высокая и стабильная | Экспорт | Франция, Италия, Канада |
1.2. Экономически высокоразвитые | + | Высокий | Высокая и стабильная | Импорт | Нидерланды, Скандинавские страны |
1.2. Экономически высокоразвитые | + | Высокий | Высокая и стабильная | Экспорт | Австрия, Швейцария |
1.3. Страны «переселенского капитализма» | + | Высокий | Высокая и стабильная | Экспорт | Австралия, Новая Зеландия, Израиль |
2.1. Среднеразвитые | + | Высокий | Высокая и стабильная | Экспорт | Испания, Португалия, Греция, Турция |
2.2. Страны новой индустриализации | + | Высокий | Высокая и стабильная | Экспорт | Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия |
2.3. Страны переходной экономики | + | Высокий | Высокая и стабильная | Экспорт | Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия |
2.3. Страны переходной экономики | –/+ | Развитие | Невысокая | Импорт | Россия, Украина, Казахстан |
2.3. Страны переходной экономики | –/+ | Развитие | Невысокая | Экспорт | Болгария, Румыния |
3.1. Страны экспортеры нефти | –/+ | Развитие | Невысокая | Импорт | Саудовская Аравия, Йемен, Оман |
3.1. Страны экспортеры нефти | –/+ | Развитие | Невысокая, стабильная | Экспорт | Кувейт, Иран, Ирак, Алжир, Ливия |
3.2. Малые островные страны с высокой прибылью | + | Высокий | Высокая и стабильная | Экспорт | Барбадос, Багамы, Сейшелы, Бермуды |
3.3. Среднеразвитые страны | – | Невысокая или отсутствует | Невысокая, нестабильная | Экспорт | Страны Центральной Америки, Индия |
3.4. Менее развитые страны | – | Отсутствует | Невысокая, нестабильная | Экспорт | Страны Центральной Африки |
4.1. Страны с централизованно управляемой экономикой с элементами рынка | –/+ | Развитие | Невысокая | Экспорт | Китай |
4.2. Страны централизованной плановой экономики | –/+ | Развитие | Невысокая | Экспорт | Куба |
Обобщив типологические характеристики можно выделить следующие типы (А, Б, В, Г) и подтипы (а, б, в) национальных туристических рынков:
А.ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЕ:
а) страны высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма импортного направления, которые являются поставщиками туристов (США, Германия, Великобритания, Скандинавские страны);
б) стран высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма экспортного направления, преимущественно принимающих туристов (Италия, Австрия, Израиль).
Б.СТАБИЛИЗИРОВАННЫЕ:
а) стран среднего уровня экономического развития с преобладанием международного туризма экспортного направления, которые преимущественно принимают туристов (Испания, Греция, Турция, Кипр);
б) новые индустриальные страны, ориентированные на развитие иностранного туризма (Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия);
в) страны переходного типа экономики с развитой рыночной структурой, где преобладает международный туризм экспортного направления и которые в основном принимают туристов (Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия, Словакия, Словения).
В.РЕФОРМИРОВАННЫЕ:
а) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры, где преобладает международный туризм экспортного направления, преимущественно принимают туристов (Болгария, Румыния);
б) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры и где преобладает международный туризм импортного направления, которые преимущественно поставляют туристов (Россия, Украина, Казахстан, Закавказские страны);
в) страны централизованно управляемой экономики с элементами рыночной, которые ориентированы на активизацию участия в международном туризме за счет наращивания экспорта туристических услуг (Китай).
Г.АККУМУЛИРУЮЩИЕ:
а) развивающиеся страны со средними возможностями экономического развития, ориентированными на усиление участия в международном туризме за счет наращивания экспорта услуг (Индия, Египет, Тунис);
б) развивающиеся страны, с доминированием иностранного туризма, которые принимают туристов и где туризм является одной из ведущих отраслей экономики (Танзания, Барбадос);
в) страны плановой экономики, поддерживающие туризм как традиционную отрасль хозяйства не расширяя участия в мировом туристическом процессе (Куба);
г) наименее развитые страны, практически не принимают участия в международном туризме, а экспорт услуг связан с действием иностранного капитала (большинство стран Центральной Африки).