Туризм хозяйственный ресурс спрос

Туристические ресурсы - это те объекты природы, истории, культуры, текущие события, явления, которые могут быть использованы при создании и реализации туристского продукта. Туристические ресурсы - это часть туристско-рекреационного потенциала определенной территории, которая включена в состав туристического продукта и подлежит реализации с туристической целью. Туристические ресурсы являются отчасти мотивационной основанием для выбора определенного турпродукта (по виду, направлением, сезоном и другим признакам). Понятие «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы» используются как синонимы, поскольку туризм является мобильной формой рекреационной деятельности. Именно наличие и территориальная локализация, прежде всего природных и культурно-исторических ресурсов определяет туристско-рекреационную специализацию определенных территорий [3].

Структура туристского рынка определяется классификационными признаками туризма как общественного явления и спецификой туристической деятельности.

Туристический рынок делится на рынок потребителей-туристов (рынок спроса) и рынок производителя (рынок предложения), поскольку эти две составляющие являются ключевыми в функционировании рынка[3, с. 8].

Рынок потребителя турпродукта структурируется по многим признакам. На первом месте следует рассматривать цель путешествия. Цель является конкретной реализацией мотивации к туристической поездки, в которой отражается потребность в отдыхе, реализованная как запрос на конкретный турпродукт.

Структура классифицируется по следующим признакам:

1.Цель поездки, которая определяет вид туризма. По данным ВТО, распространенной целью путешествия является желание отдохнуть и развлечься (60% от общего потока путешественников). Эта цель реализуется следующим видам туризма: рекреационный, «зеленый туризм», экологический, охота и рыболовство, спортивно-оздоровительный туризм, этнический, деловой или бизнес-туризм, спортивный, с религиозной целью.

2.Форма организации определяет как характер производства турпродукта, так и его потребления: самодеятельный туризм, плановый или организованный туризм.

3.По государственному признаку туризм подразделяют на внутренний, который предусматривает поездки в пределах страны постоянного места жительства и международный, предусматривающий пересечения государственной границы.

4.Сезон и срок пребывания определяет ритмичность работы на том или ином рынке и основывается на естественных особенностях конкретной местности.

5.Класс обслуживания определяется набором услуг, организацией обслуживания и зависит от покупательной способности потребителя. Выделяют классы «VIP», «люкс», «высший», «первый», «туристический» и «кемпинг».

6.Способ путешествия: пешеходный или с использованием транспортных средств. Соответственно каждый из них имеет свою дальнейшую классификацию, например, по видам транспорта (автомобильный, железнодорожный, речной, воздушный и др.); по распространенности в использовании (традиционные и экзотические транспортные средства), по формам организации транспортных путешествий (линейные или чартерные).

7.По форме расчетов, влияющих на характер отношений турист-фирма, могут быть с полной оплатой самим туристом, с частичной оплатой (льготные, например, групповые скидки на транспорте) или социальные (бесплатные для туриста с оплатой за счет профсоюзов, фондов и т.п.).

8.Масштабы деятельности определяют классификацию по территориальному признаку. Мировой туристический рынок делится на макрорегиональные и субрегиональные туристические рынки. Региональные рынки туристических услуг в свою очередь состоят из национальных рынков, а национальные - из местных.

В целях формируется и предложение на рынке производителя, поэтому рынок предложения может быть структурирован по тем же признакам, что и рынок спроса.

Типология национальных туристических рынков основывается на следующих принципиальных положениях:

1.Рынок туристических услуг является производной от социально-экономического развития страны, поскольку индустрия туризма является составляющей национальной экономики и ее развитие напрямую зависит от уровня развития всего хозяйства.

2.Интенсивность деятельности на рынке туристических услуг зависит от степени развития рыночных структур, поскольку субъекты туристического рынка представлены в значительной мере малым и средним бизнесом, который требует эффективной поддержки путем правового и финансового регулирования деятельности.

3.Интегрирование национального туристического рынка в мировое туристическое пространство зависит от степени развития туризма в определенной стране, основанного на определенном уровне и стиле жизни населения как результате совокупного действия глобальных тенденций и этно-культурных особенностей данной страны.

Поэтому в основу типологии туристических рынков положена типология стран мира по их месту в мировой экономике и международных отношениях, которая включает определенные принципы и является общепризнанной [6, 14, 15].

Типологическими признаками национального туристического рынка являются: комплексно-пропорциональное развитие индустрии туризма, ее ориентированность на участие в международных туристических связях и характер этих связей.

Согласно типологических признаков типология национальных туристических рынков мира выглядит следующим образом (+ наличие признака; – отсутствие признака, – / + – развитие) - таблица 4.1.

 

Таблица 4.1. Типологические признаки национальных туристических рынков [22].

Тип социально – экономического развития Сформи-рованность Рыночные структуры Индустрия туризма Экспорт / импорт тур. усл. Страны. Типичные представители
1.1. Постиндустриальные + Высокий Высокая и стабильная Импорт США, Япония, Великобритания
1.1. Постиндустриальные + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Франция, Италия, Канада
1.2. Экономически высокоразвитые + Высокий Высокая и стабильная Импорт Нидерланды, Скандинавские страны
1.2. Экономически высокоразвитые + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Австрия, Швейцария
1.3. Страны «переселенского капитализма» + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Австралия, Новая Зеландия, Израиль
2.1. Среднеразвитые + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Испания, Португалия, Греция, Турция
2.2. Страны новой индустриализации + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия
2.3. Страны переходной экономики + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия
2.3. Страны переходной экономики –/+ Развитие Невысокая Импорт Россия, Украина, Казахстан
2.3. Страны переходной экономики –/+ Развитие Невысокая Экспорт Болгария, Румыния
3.1. Страны экспортеры нефти –/+ Развитие Невысокая Импорт Саудовская Аравия, Йемен, Оман
3.1. Страны экспортеры нефти –/+ Развитие Невысокая, стабильная Экспорт Кувейт, Иран, Ирак, Алжир, Ливия
3.2. Малые островные страны с высокой прибылью + Высокий Высокая и стабильная Экспорт Барбадос, Багамы, Сейшелы, Бермуды
3.3. Среднеразвитые страны Невысокая или отсутствует Невысокая, нестабильная Экспорт Страны Центральной Америки, Индия
3.4. Менее развитые страны Отсутствует Невысокая, нестабильная Экспорт Страны Центральной Африки
4.1. Страны с централизованно управляемой экономикой с элементами рынка –/+ Развитие Невысокая Экспорт Китай
4.2. Страны централизованной плановой экономики –/+ Развитие Невысокая Экспорт Куба

 

Обобщив типологические характеристики можно выделить следующие типы (А, Б, В, Г) и подтипы (а, б, в) национальных туристических рынков:

А.ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЕ:

а) страны высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма импортного направления, которые являются поставщиками туристов (США, Германия, Великобритания, Скандинавские страны);

б) стран высокого уровня экономического развития с преобладанием международного туризма экспортного направления, преимущественно принимающих туристов (Италия, Австрия, Израиль).

Б.СТАБИЛИЗИРОВАННЫЕ:

а) стран среднего уровня экономического развития с преобладанием международного туризма экспортного направления, которые преимущественно принимают туристов (Испания, Греция, Турция, Кипр);

б) новые индустриальные страны, ориентированные на развитие иностранного туризма (Мексика, Аргентина, Чили, Гонконг, Таиланд, Малайзия);

в) страны переходного типа экономики с развитой рыночной структурой, где преобладает международный туризм экспортного направления и которые в основном принимают туристов (Польша, Венгрия, Чехия, Хорватия, Словакия, Словения).

В.РЕФОРМИРОВАННЫЕ:

а) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры, где преобладает международный туризм экспортного направления, преимущественно принимают туристов (Болгария, Румыния);

б) страны переходного типа, формирующие рыночные структуры и где преобладает международный туризм импортного направления, которые преимущественно поставляют туристов (Россия, Украина, Казахстан, Закавказские страны);

в) страны централизованно управляемой экономики с элементами рыночной, которые ориентированы на активизацию участия в международном туризме за счет наращивания экспорта туристических услуг (Китай).

Г.АККУМУЛИРУЮЩИЕ:

а) развивающиеся страны со средними возможностями экономического развития, ориентированными на усиление участия в международном туризме за счет наращивания экспорта услуг (Индия, Египет, Тунис);

б) развивающиеся страны, с доминированием иностранного туризма, которые принимают туристов и где туризм является одной из ведущих отраслей экономики (Танзания, Барбадос);

в) страны плановой экономики, поддерживающие туризм как традиционную отрасль хозяйства не расширяя участия в мировом туристическом процессе (Куба);

г) наименее развитые страны, практически не принимают участия в международном туризме, а экспорт услуг связан с действием иностранного капитала (большинство стран Центральной Африки).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: