Анализ состояния рынка пластиковых карт России

Не так давно Банк России опубликовал статистику по количеству карт, находящихся в обращении на территории РФ, а также об операциях, совершенных с этими картами.

В нашей стране число "банковского пластика" перевалило за 100 млн., а если говорить точнее, то его количество по итогам 2007 года составило 103,315 млн. карт, выданных физическим лицам. По данным Росстата, на конец прошлого года население России составляло 142,2 млн. человек. Может показаться, что большая часть наших соотечественников уже является обладателем этого платежного средства. Но это только на первый взгляд, самый поверхностный. На самом деле только треть россиян пользуется банковскими картами.

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) задалось вопросом, какими банковскими картами пользуются россияне. Исследование проводилось 26-27 января 2008 года по всей России, было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках страны. Исследование показало, что, по сравнению с июлем 2007 года, количество пользователей платежными картами в январе 2008 года осталось почти неизменным – 32 % против 35 % опрошенных. Объяснение столь скромного количества держателей карт представитель банка видит в том, что в России карточки начали развиваться гораздо позже, чем в большинстве стран. У нас большинство держателей пользуются только одной картой (85 % опрошенных); каждый десятый (12 %) использует 2 карты; у 2 % в обращении находятся 3 карты и лишь 1 % респондентов "дотягивает" до уровня европейских стран - 4 или 5 карт.

В основном, более двух карт в постоянном пользовании имеют те клиенты, которые достаточно часто выезжают за пределы нашей страны, причем не только в отпуск, поскольку для этого достаточно и зарплатной карты, но в различные командировки и рабочие поездки.

Но карты зарплатные, хоть и являются доминантными сегодня на рынке, все же не могут "похвастаться" абсолютным монополизмом. Каждый десятый опрошенный россиянин – держатель платежной карты отметил, что его карточка не простая, а кредитная; 7 % респондентов пользуются дебетовой картой без возможности овердрафта и 2 % - дебетовой картой с возможностью овердрафта.

В то же время, в России понятие кредитной и овердрафтной карты размыты. Примерно 99,9 % эмитированных в России карт - это карты, на самом деле, дебетовые с овердрафтом. Только лишь в рекламных целях, чтобы клиентам было удобнее и понятнее, принято называть такие карты кредитными.

Помимо выяснения вопроса, какими картами пользуются россияне, НАФИ попутно выяснило ответ и на другой вопрос: "Кто же ими пользуется?". Оказалось, что мужчины пользуются картами чаще, чем женщины (38 % против 32 %, соответственно). Основными "активистами" по части расплатиться карточкой являются опрошенные в возрасте от 25 до 44 лет, с уровнем ежемесячного дохода, превышающим 5 тыс. руб. на члена семьи, с высшим или неоконченным высшим образованием, проживающие в крупных городах.

И банки и международные платежные системы проводят различные исследования с целью выяснить - кто же является наиболее активным пользователем карт. С точки зрения возраста, наиболее активным пользователем карт является человек от 25 до 45 лет, поскольку это самая работоспособная часть населения. Менее активные пользователи – это пенсионеры и студенты. Однако в последнее время можно наблюдать некий перелом, поскольку государственным структурам и ВУЗам также удобнее начислять пенсии и стипендии на карты, к тому же данные группы более склонны к накоплению средств.

    Как свидетельствует исследование компании Brandlab, более половины россиян считают, что платежные карты удобнее (54% от числа опрошенных) и надежнее (58%), чем наличные деньги. По последним данным ЦБ РФ, за прошедшие годы в России выпущено более 43 млн карт, из которых 20 млн приходится на карты Visa. Оставшуюся часть рынка поделили Mastercard, American Express, российские STB-Card, Union Card и "Золотая корона". Для сравнения: на конец 2001 года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2003 - до 21 млн. По состоянию на начало 2004 года, в России эмитировано почти 24 млн. карт.

    Самый распространенный вид платежной карты в России - электронные карты. Электронные платежные карты намного дешевле обычных, их годовое обслуживание не превышает 150 рублей. Многие банки выдают такие карточки как бесплатный подарок, когда их клиент открывает новый счет.

Платежные карты следующего уровня - классические. Магазинам организовать прием таких карт намного проще, чем электронных, потому что для этого необязателен специальный терминал, достаточно механического устройства. Годовое обслуживание классической карты обойдется в 250-600 рублей. Большинство банков требуют сразу же положить на счет сумму не меньше 200 долларов (или эквивалентную ей в любой другой валюте).

Обслуживание "золотых" платежных пластиковых карт обходится от 100 долларов в год, а первоначальный взнос составляет не менее 3 тыс. долларов. Стоимость обслуживания окупается за счет дополнительных преимуществ: бесплатной страховки при выезде за рубеж, скидок при аренде автомобиля за границей, особое персональное обслуживание. Как правило, такие карты приобретают для того, что показать высокий уровень достатка.

Кроме того, банки предлагают платежные карты со специфическими возможностями. Например, карты, с которых можно снимать строго ограниченную сумму (очень удобно для родителей, которые отправляют своих детей на отдых за границу) или расплачиваться только в Интернете.

По данным, полученным компанией BrandLab в ходе специального опроса, россияне по-прежнему отдают предпочтение дебетовым платежным картам (71% от всех карт). Владельцами кредитным карт являются только треть опрошенных. Это и понятно. Широко кредитные карты (банковские кредитные карты, позволяющие занять деньги у банка) российские банки стали предлагать совсем недавно. Впрочем, как прогнозируют эксперты, век классических "кредиток" не за горами. Их главное преимущество - возможность использования кредитных средств по мере необходимости. Даже если вы не любитель жить взаймы, кредитная карточка предоставляет хорошую возможность не ограничивать себя в тратах, если у вас внезапно закончились деньги. Тем более, что сейчас активно рекламируются карты с grace period - льготным периодом, который позволяет в течение установленного срока (как правило, не более 50 дней) бесплатно пользоваться кредитом по карте. Особенно удобна такая карта для людей, имеющих депозиты в банке: собственные деньги лежат в банке и приносят прибыль в виде процентов, а тратить можно чужие, кредитные деньги.

    Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств [14].

    Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

    Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

    Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: