Исследования инфразвуков органных труб
Исследования воздействия акустических колебаний на состояние человека насчитывают давнюю историю. Хорошо известно, что слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность, могут привести к неадекватному поведению человека. Импульсные сигналы выше уровня болевого порога оказывают прямое разрушающее действие на слуховую систему. Также имеются данные о сильном воздействии на человека не только сигналов слышимого диапазона, но и инфра – и ультразвуков. Ультразвук (частота колебаний превышает 20 тысяч в секунду) уже хорошо изучен и широко используется в науке и технике, а инфразвук (менее 16 колебаний в секунду) до сих пор во многом еще остается загадкой.
Несмотря на это, инфразвук не является недавно открытым явлением. В действительности органистам он известен уже более 250 лет. Во многих соборах и церквях есть столь длинные органные трубы, что они издают звук частотой менее 20 Гц, не воспринимаемый человеческим ухом.
|
|
Однако более чем полстолетия назад, неслышимый звук был мало кому известен; первые научные изыскания носили чисто академический характер.
Одно из первых описаний воздействия инфразвуковых колебаний на человека принадлежит В. Сибруку [12], который в своей книге о знаменитом американском физике Роберте Вуде рассказывает о таком эпизоде его жизни: в 1929 году режиссер лондонского театра «Лайрик» Джон Болдерстон репетировал пьесу, где время действия должно было во время одного затемнения сцены переноситься от наших дней к 1783 году. Он задался вопросом: «Как сделать "перескок" психологически и эмоционально эффективным?». На помощь пришел Вуд. Его идея заключалась в том, что очень низкая нота, почти не слышимая, но колеблющая барабанную перепонку, произведет ощущение "таинственности", создаст обстановку ожидания чего-то необычного, пугающего и сообщит зрителям необходимое настроение. Это было выполнено с помощью органной "сверхтрубы", длиннее и толще, чем те, которые применяются в церковных органах. На первой же репетиции при нажатии органистом на клавишу все люди, присутствовавшие в этот момент на сцене и в зрительном зале, почувствовали беспричинный страх. Стекла в канделябрах «Лайрика» звенели, окна дребезжали, даже лошади, стоящие возле крыльца, проявляли «беспричинное» волнение. Люди, живущие по соседству с театром, позднее подтвердили, что и они испытали в те минуты то же самое. Постановщик Джильберт Миллер тут же решил прекратить эксперимент.
Со времен американского физика Р. Вуда стало известно, что инфразвук очень болезненно действует на людей. Однако, эксперименты с органными трубами проводились и далее, показывая сходные результаты и выявляя новые интересные факты об инфразвуке.Сотрудник Национальной лаборатории физики в Англии (National Physical Laboratory in England), доктор Ричард Лорд (Richard Lord), и профессор психологии Ричард Вайсман (Richard Wiseman) из Хертфордширского университета (University of Hertfordshire) провели эксперимент над аудиторией из 750 человек. С помощью семиметровой трубы им удалось примешать к звучанию обычных акустических инструментов на концерте классической музыки сверхнизкие частоты. После концерта, слушателей попросили описать их впечатления. "Подопытные" сообщили, что почувствовали внезапный упадок настроения, печаль, у некоторых по коже побежали мурашки, у кого-то возникло тяжелое чувство страха. Самовнушением это можно было бы объяснить лишь отчасти. Из четырех сыгранных на концерте произведений, инфразвук присутствовал только в двух, при этом слушателям не сообщали, в каких именно.
|
|
Итак, Британские учёные продемонстрировали, что инфразвук может оказывать очень странное, и, как правило, негативное влияние на психику людей.
Стоит вспомнить, кстати, что еще в 1934 году советский психиатр М. Никитин наблюдал у больного припадки эпилепсии, проявлявшейся всякий раз, когда при нем начинали играть на органе: вибрация органных труб, как известно, рождала инфразвуки.