Организационная структура Государственного Таможенного комитета Республики Беларусь.
ГТК Республики Беларусь является Центральным таможенным органом, который направляет, координирует и контролирует деятельность всех таможенных органов республики. Он имеет право издавать нормативно-правовые акты по таможенным вопросам, обязательные для исполнения всеми таможенными органами, предприятиями, учреждениями, организациями страны, независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностным лицами и гражданами. ГТК Республики Беларусь, наделен полномочиями на создание, реорганизацию и ликвидацию таможен (по согласования с Президентом Республики Беларусь). В центральный аппарат ГТК входят: Председатель, 4 его заместителя, в том числе и один первый зам., назначаемые Президентом Республики Беларусь. Для детального изучения и рассмотрения наиболее важных вопросов таможенного дела образуется коллегия, состоящая из 9 человек [19]. Структурные подразделения ГТК формируются в зависимости от направленности деятельности таможенных органов.
|
|
В структуру входят:
· Управление организации таможенного контроля;
· Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями;
· Управление развития таможенной инфраструктуры;
· Управление информационных технологий, таможенной статистики и анализа;
· Управление кадров и подготовки личного состава таможенных органов;
· Финансово-экономическое управление;
· Управление тарифного регулирования и таможенных платежей;
· Договорно-правовое управление;
· Управление собственной безопасности;
· Таможенная инспекция;
· Контрольно-ревизионный отдел;
· Организационно-инспекторское управление.
· Управление организации таможенного контроля.
В 1993 году стало самостоятельным комитетом. Согласно штатному расписанию центрального аппарата комитета с января 1994 года Управление включало в себя 3 отдела: Таможенного контроля, Таможенных режимов, Отдел инфраструктуры и автоматизированных систем таможенного контроля.
Управление организации таможенного контроля.
Основные задачи:
1) Защита экономических интересов Республики Беларусь;
2) Обеспечение исполнения таможенного законодатева;
3) Совершенствование таможенного оформления и операций таможенного контроля для ускорения товарооборота и пассажирооборота через границу;
4) Содействие в осуществлении мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
5) Содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Беларусь и др.
Все они направлены на достижение единой цели – защиты экономических интересов нашей страны. Сегодня управление ведет направленную работу над разработкой нормативно-правовых актов, которые совершенствуют порядок таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых юридическими и физическими лицами через таможенную границу [3, с. 68]. Как результат – улучшение таможенного порядка и контроля товаров, например:
|
|
1) для экспортеров и производителей продукции упрощен порядок таможенного оформления и контроля перемещаемых ими товаров с возможностью таможенного оформления товаров в выходные и праздничные дни [21];
2) для упрощения прохождения таможенной границы физическими лицами и сокращения таможенных формальностей введена система «красных» и «зеленых» коридоров;
3) Использование современных технологии (видеонаблюдение, автоматическое считывания номеров автомобилей;
4) Разработана Концепция и Комплексная программа развития инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на период 2006-2015 гг., а также ряд проектов по вопросам приграничного сотрудничества с определенными странами;
5) Разработана и действует эффективная система экспортного контроля, объектами которой являются специфические товары (работы, услуги);
6) Продолжается работа по совершенствования валютного контроля.
Сейчас работа направлена на дальнейшее совершенствование технологий таможенного оформления и контроля, сокращение времени на осуществление таможенных процедур и упрощение их прохождения, создание предпосылок к устойчивому росту транзитных перевозок и товарообороту через Республику Беларусь, введение процедуры декларирования товаров и транзитных средств в электронной форме [13].