В латинском языке effectivus означает действенный, производительный, дающий определенный эффект. Это понятие универсально. Его используют во всех сферах человеческой деятельности. В смысловом отношении эффективность связана с результативностью работы (действия1 экономичностью, т.е. минимальным объемом затрат для выполнения данной работы (действия). Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это понятие используют при определении эффективности экономики, отдельных отраслей, предприятий, инвестиций, нововведений.
Эффективность менеджмента правомерно рассматривать как форму проявления категории «эффективность» в управленческой деятельности.
Эффективность менеджмента отражает наиболее важные, сущностные свойства отношений управления производством, распределением и использования эффекта. Эти свойства характерны для всех видов отношений управления, вследствие чего эффективность становится категорией теории менеджмента. Положительным воздействием управления обеспечивается достижение социально-экономического эффекта в производстве и его увеличение вследствие сокращения рабочего времени, приходящегося на единицу потребительной стоимости.
|
|
Основная функция эффективности — обеспечить за счет управленческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и 1 увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом как уже отмечалось ранее, решающее значение приобретает проблема конечного результата экономической деятельности. Ориентация развитие на конечные народнохозяйственные результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения производственного результата — продукта через все стадии воспроизводства. На стадии обращения результаты производства проверяются на общественную полезность, на стадии потребления регулируется процесс непосредственной реализации производственного результата. Степень удовлетворения общественных потребностей проявляется как критерий развития производства и самого менеджмента. При этом должны быть учтены все издержки обращения и доведения продукции до потребителя. Основой деятельности предприятия становится комплексное решение проблемы заказчика (потребителя).
Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности управления — в обеспечении наибольшего экономического эффекта в народном хозяйстве при данных ресурсах (затратах) на управление. Социальный смысл — в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.
|
|
Экономический эффект материального производства характеризует не только конечный результат как таковой, но и качество этого результата, т.е. полученный при этом народнохозяйственный чистый доход.
Экономический эффект с точки зрения общества в целом проявляется в виде вновь созданной стоимости или величины ВВП, ВНП, национального дохода.
Экономический эффект отдельного звена хозяйствования выражается величиной чистого дохода и прибыли. Такое его толкование дает возможность применения единого (по уровням управления) метода исчисления эффективности производства, воспроизводства и менеджмента. При этом исключаются затраты прошлого труда (потребленных средств производства) и учитываются лишь усилия коллективов за данный период времени.
При определении экономического эффекта менеджмента наряду с оценкой его величины учитывают эффективность его распределения и потребления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие предприятия и создание потенциала для будущего обновления. Такой же концепции следует придерживаться и при определении социального эффекта менеджмента. С позиций социально-экономической системы социальный эффект проявляется в качестве и уровне жизни работников. Поскольку целью менеджмента выступает обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы и создание потенциала для будущего, а главным элементом потенциала является человек, логично считать социальным эффектом менеджмента наряду с уровнем жизни и развитие личности.
При оценке народнохозяйственной эффективности менеджмента, т.е. вклада менеджмента производственно-хозяйственной системы в экономику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта менеджмента приобретают значимость и ценность.
Научно-технический эффект менеджмента проявляется в обновляемое™ продукции, ее качестве и конкурентоспособности как на внутренних, так и на внешних рынках. Экологический эффект— в сохранении и обновлении природы и ее взаимодействии с экономической и социальной жизнью общества.
Эффективность менеджмента определяется соизмерением результата и использованных ресурсов, производственных затрат. Кроме того, определяются наиболее значимые средства воздействия, применяемые менеджерами в процессах достижения цели. Среди таких средств следует отметить оценку стратегии менеджмента, методы мотивации работников, систему контроля. При оценке средств воздействия анализируются правильность выбора, т.е. соответствие ситуации, качество (в отличие от качеств средств, аналогичных выбранным), результативность и эффективность реализации. Средства управленческого воздействия и взаимодействия характеризуют соответствующие возможности или потенциал управления: информационный, организационный, социальный. Поэтому при оценке эффективности определяется степень использования управленческого потенциала.
Формирование эффективности менеджмента приводит к следующей понятийной цепочке:
Речь может идти как о ресурсообеспеченности целевой деятельности с определившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов (ресурсосбережении), т.е. о соотнесении конечных результатов и эффекта с использованием ресурсов (затратами). В последнем случае выясняют, какова ресурсная, или затратная, эффективность менеджмента.
Анализ следует проводить по каждому виду ресурсов, используемых в управлении в качестве средств воздействия (взаимодействия). Имеются в виду исчисляемые ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, основные фонды, оборотные фонды, информационные, временные. Уровень использования производственных ресурсов, связанный с конкретным конечным результатом, сравнивается с затраченными управленческими ресурсами непосредственно или посредством механизмов и форм организации управления. Анализируя данную схему, нетрудно сделать вывод, что процесс достижения конкретного результата должен быть обеспечен не только совокупностью ресурсов, но и комплексом методов, гарантий, стимулов (механизмов), способствующих эффективной деятельности.
|
|
Таким же образом предполагается обеспечить конечные результаты комплексом управленческих функций, процедур и системой регламентов, при помощи которых достигаются конечные результаты.
С позиций эффективности должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены функции, ресурсы, права как условия для распоряжения ресурсами и ответственность за их рациональное использование (распределение, передачу, продажу). Следует указать на опасность отрыва экономических отношений от уровня и состояния материальной базы. Например, для сырьевых отраслей необходимы стимулы и механизмы, направленные на повышение производительности труда и фондоотдачи, а для перерабатывающих отраслей существенную роль могут сыграть экономия сырья и качество продукции. Это следует учитывать при разработке регулирующих документов и правовых актов, в том числе законов.
Такой подход к исследованию и оценке эффективности менеджмента позволяет говорить о комплексности оценки мер по реструктуризации систем управления.
Каждое мероприятие или решение по управлению должно оцениваться с точки зрения конечного результата и рассматриваться в разрезе целей, методов, функций, процессов, организационных структур, т.е. всей совокупности используемых средств воздействия. В качестве средств воздействия могут рассматриваться и ресурсы. Их выделение обусловлено особой, ролью в производственной деятельности как факторов производства, и в этом качестве ресурсы становятся объектом управленческого воздействия. Выделим лишь некоторые средства воздействия по основным функциям менеджмента: целеполагание — цель, стратегия, тактика; планирование — прогноз, программа, план; организация — функция, полномочия, структура; мотивация — мотив, стимул, метод; гуманизация — этические нормы, культура, традиции; контроль — нормы, стандарты, экспертиза.
|
|
Процесс управления следует рассматривать как выбор средств воздействия и взаимодействия, приемлемых в данной ситуации и обеспечивающих реализацию поставленных целей и задач. Исходя из сущности менеджмента и его функционального назначения все имеющиеся и вновь возникающие средства воздействия и взаимодействия можно условно разделить на предпочтительно используемые в процессах управления персоналом и преимущественно используемые в процессах управления деятельностью, т.е. коллективами людей, занятых производственно-хозяйственной деятельностью.
Во взаимодействии с внешними юридическими лицами и их руководителями и менеджерами, а также с отдельными физическими лицами (собственниками, инвесторами, наемными работниками) используемые средства воздействия и взаимодействия также имеют свою специфику, что J связано с необходимостью согласования часто противоречивых или разнонаправленных интересов.
На эффективность реализации внешних связей оказывают влияние государственные и рыночные регуляторы, а также их взаимодействие. Выбор средств взаимодействия и воздействия в данной области — более сложная проблема именно вследствие комплексности действующих факторов и их изменчивости. Поэтому для менеджера очень важно видеть четкую картину динамики важнейших параметров внешней среды в той или иной ситуации.
Следует отметить, что именно во внешней среде происходят реализация продукции фирмы и выявление конечных результатов ее деятельности и отдельных видов эффектов. Отсюда следует, что работа с внешними партнерами и государственными органами, организациями рыночной инфраструктуры и предпринимательского сектора — приоритетная и специфичная сфера реализации функций менеджмента, в значительной степени определяющая его эффективность.
Эффективность менеджмента оценивается по следующим направлениям:
■ постановка и обоснование цели оценки;
■ выбор критерия отбора показателей оценки;
■ соизмерение цели фирмы и потребности в данном виде продукции; • соизмерение цели и конечного результата;
■ соизмерение конечного результата и потребности;
■ определение результативности менеджмента;
■ определение ресурсообеспеченности цели;
■ соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбережение);
■ определение величины экономического эффекта;
• отношение экономического эффекта к величине каждого вида использованных ресурсов;
■ отношение экономического эффекта к величине затрат на управление;
■ отношение величины каждого вида использованных ресурсов к величине соответствующего потенциала;
■ определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления;
■ определение величины использования каждого вида потенциала: ресурсного, организационного, информационного, научно-технического, экологического, кадрового;
■ определение эффектов: социального, научно-инновационного, экологического, организационного;
■ определение эффективности использования каждого вида потенциала социально-экономической системы.
На практике обычно оцениваются 4—6 ключевых конечных результатов, решающим образом влияющих на результативность деятельности фирмы, на их основе распределяются ресурсы.
Ниже в укрупненном виде приведен состав основных ресурсов менеджмента
Основные ресурсы менеджмента
Человеческие Материальные Финансовые Экологические | Информационно-технологические Временные и пространственные Внешние связи и коммуникации Внутренние атмосфера и коммуникации |
Не все виды ресурсов могут быть измерены абсолютными величинами, в таких случаях следует использовать экспертные оценки.
Распределение ресурсов, их структура выступают важными факторами эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов позволяет выявить реальные возможности и способы достижения цели.
В качестве примера приводится состав показателей, характеризующих результативность и эффективность банковского менеджмента.
Современная теория управления определяет следующие вилы эффективности менеджмента:
■ по средствам воздействия и взаимодействия — целевая, мотивационная, стратегическая, тактическая, ресурсная, затратная, плановая, прогнозная, программная, концептуальная, функциональная;
■ по содержанию эффекта — экономическая, организационная, социальная, экологическая;
■ по фактору времени — перспективная, текущая, оперативная;
■ по стадиям развития систем менеджмента — формирования, становления, антикризисная, совершенствования, реформирования;
■ по видам управленческой деятельности — маркетинговая, инновационная, инвестиционная, производственная, финансовая, коммерческая, предпринимательская;
■ по формам эффективности — системы менеджмента, управленческой деятельности, процесса управления, управленческого нововведения, деятельности менеджера и служащего.
Качество менеджмента
Эффективность управления тесным образом связана с его качеством. Управление через свои специфические возможности и средства воздействует на движение и развитие всего организма производственно-хозяйственной системы, на все его процессы: производственные, обслуживающие, управляющие. Однако, акцентируя внимание на том, как управление влияет на производство, часто игнорируют обратную связь, т.е. то, что происходит или должно происходить с управленческой деятельностью в результате управляющего воздействия. Это, естественно, приводит к диспропорциям в развитии системы менеджмента и тем самым снижает эффективность принимаемых мер или вообще приводит к отрицательным последствиям. Еще сохраняется взгляд на управленцев как на иждивенцев и требование сокращать их численность любыми средствами, в основном административными.
Многие проблемы будут сняты при определении категории качества менеджмента и усвоении методологии исследования, измерения и оценки данной характеристики.
Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. Качество предмета не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него.
Поэтому понятие качества связывается с «бытием предмета». Сущность данного понятия применима к любой деятельности, в том числе к производственно-хозяйственной и управленческой.
В социально-экономической системе категория качества используется как характеристика качества труда, производственной деятельности, качества продукции. Все данные понятия взаимообусловлены. Качество труда определяет качество производственной деятельности, последнее находит отражение в качестве продукции. Качество отражает сущностные черты назначения предмета или явления, их главную функцию.
Продукция имеет конкретное целевое назначение и функциональные особенности. Именно они характеризуют качественную специфику данного предмета в отличие от любого другого. Если автомобиль — средство передвижения, то его качество характеризует то, как он его обеспечивает: скоростные возможности, проходимость, расход энергии, продолжительность работы, вместимость, дизайн, цена, комфорт.
Качество в значительной степени определяется потребностью, или спросом. В определенных случаях такую потребность создает сам изготовитель. Таким образом, качество продукции выступает целью производственной деятельности. Обеспечение данной цели становится функцией менеджмента, а ее реализация обеспечивается системой менеджмента. Качество продукции или услуги определяется качеством производственной деятельности, используемых ресурсов, профессионализмом и опытом персонала, организацией управления.
Вышеизложенное позволяет сделать ряд важных выводов:
■ качество отражает аспект назначения продукции (услуги) или деятельности;
■ качество деятельности определяет качество продукции; «качество продукции и качество деятельности выражается системой показателей, характеризующих отдельные его стороны;
■ качество выступает целью производственно-хозяйственной системы, что обусловливает потребность формирования системы управления качеством.
Исходя из данных положений рассмотрим категорию "качество менеджмента». При этом используем представление о менеджменте как управленческой деятельности и системе управления.
Под качеством понимается совокупность существенных свойств, характеризующих способность управления удовлетворять потребности производства. Отсюда следует, что качество менеджмента можно описать совокупностью характеристик, отражающих целевые, функциональные, мотивационные, экономические, организационные, социальные, технологические, правовые свойства. Критерием качества выступает управляемость. Как категория управления качество имеет социально-экономическую форму, что
выражается в его целевом назначении, в применяемых рычагах и стимулах.
Первым признаком качества управленческой деятельности выступает
качество труда, отражающее сущностные его особенности и производи
тельную силу. Качество труда проявляется в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда есть функциональное назначение управленческого труда. В связи со сложностью измерения производительной силы управленческого труда рассмотрим качественные особенности труда и его продукта.
Качественными особенностями управленческого труда выступают:
■ творчество как форма умственного труда;
■ предпринимательский характер;
■ инновационность;
■ временные ограничения;
■ коллективный характер (партнерство, корпоративность);
■ рисковость.
Как видим, качественные характеристики управленческого труда многогранны: экономические, специальные, организационные и др. Их оценка и измерение предполагают обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями производственно-хозяйственной деятельности и ситуационными данными.
В дополнение к общим характеристикам качества труда следует присоединить качественные характеристики управленческих работников, информационных ресурсов, средств и техники, трудовых взаимоотношений между работниками и коллективами, качество организации, условий и мотивации труда.
Поскольку непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое нами как реализованное решение, то качество управленческого труда выражается в качестве этого решения, в его способности удовлетворять те или иные потребности производства.
Качество управления как результат воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором используемых средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации в производстве. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До этого можно говорить только о соблюдении принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения производственно-хозяйственной проблемы.
При оценке управленческого решения как процесса используются качественные характеристики: оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, рисковость, социальная значимость, правовая защищенность. При оценке решения как результата воздействия определяется эффект, рассматриваемый как итоговая характеристика качества менеджмента.
Особенностью понятия «качество управления», обусловленного сущностью управления как воздействия, выступает не только наличие качественных свойств, но и их соответствие потребностям производственно-хозяйственной и социальной деятельности, а также соответствие прогрессивным тенденциям, мировым и отечественным стандартам, регламентирующим данные тенденции. Например, качество структуры управления выражается в обеспечении устойчивости деятельности в сочетании с гибкостью ее связей и способностью приспособления в случае изменения ситуации и задачи. При этом обеспечивается соответствие объема и характера связей нормам управляемости. Последние связаны со спецификой функций, выполняемых на данном уровне структуры, и объемом полномочий, закрепленных за данным уровнем (лицом). Так, на уровне дирекции предприятия норма управляемости составляет 5—6 человек (подразделений), имеющих выход на одного руководителя. Чем ниже уровень управления и однообразнее выполняемые функции, тем выше норма управляемости или диапазон контроля. На уровне мастера норма может составлять 25—40 человек в зависимости от особенностей производственной деятельности.
Качество системы менеджмента проявляется в следующих характеристиках: социально-экономических — имидж и марка фирмы, ее место в мировом или национальном рейтинге, ценовая стратегия, экономичность; организационных — надежность, организованность, адаптивность, уровень интеграции и дифференциации управления, уровень децентрализации и диверсификации; социальных и психологических — коммуникабельность, корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, совместимость, стиль руководства, соотношение формальных и неформальных структур, этичность поведения руководителей, профессионализм кадров; технологических - инновационность, уровень технологичности, техническая вооруженность.
Между качеством и эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая взаимосвязь. Качество выступает одновременно и как средство, и как результат эффективности. То же можно сказать и об эффективности, выступающей как средство и как результат высокого качества.
И качество управления, и его эффективность — разные состояния управления. Общее у них то, что они представляют собой признаки деятельности, отражаемые в конечных результатах. По мнению И.М. Сыроежина, «эффективность — это динамика объема деятельности, а качество — динамика ее структуры»
.