Раздел 4: Государственные расходы

 

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Структура бюджетных расходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом, %:

 

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели ----------------------------------------------- 45-50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ -------------------------------------------------------------------------10-20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам ------------------10-20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и т.д. -----------------------------------------------------------------------------5-10

Платежи по государственному долгу -----------------------------------------------------------до 7-8

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру, вызванысамим характером современного общества, которое становится постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры искусства, здравоохранения и физ­ической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения к индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг. В этом проявляется главное направление бюджетной политики — стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев населения к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительство иногда временно жертвует интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, оно, как правило, поддерживает свое фермерство.

 Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно- управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.

 Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на покупку вооружения и военное строительство.

 В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры – сокращаются.

 Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого государственного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки; способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

 

 

4.1. Государственные расходы и совокупный спрос.

Прежде чем перейти к рас­смотрению этого вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.

- Во-первых, нужно брать в рас­чет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.

- Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не оказы­вают воздействия на потребление и инвестиции.

- В-третьих, налоги рассмот­рим, как налоги на доход населения.

Исходя из данных ограничений влия­ния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, что налоги равны нулю. По оси Х отложим величину ВНП, по оси Y - сово­купные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и го­сударства на приобретение материальных благ и услуг. Состояние, при ко­тором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и го­сударством, т. е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любой точке этой пря­мой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходы населения равны его потреблению. В результате закупок пред­приятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке В достигается такое состояние, когда на весь произве­денный ВНП в объеме ОВ - будет предъявлен спрос населе-

 

Рис. Влияние государственных расходов на совокупный спрос.

ния и предприя­тий. Введение государственных расходов, которые оказывают воздействие, по­добное потребительским расходам и инвестициям, вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные рас­ходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+ I показывает величину государствен­ных расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потреби­тельские расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя из данных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С - потребитель­ский расход населения, I - инвестиции предприятия, G - государственные расходы на закупку товаров и услуг. Фискальная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственных расходов повы­шает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: