Проблемы и перспективы развития электронной коммерции

Лавинообразный рост числа пользователей Интернет создаёт предпосылку для развития виртуального бизнеса.

Кроме того, основную массу потребителей некоторых видов товаров и услуг таких, как программное обеспечение и его поддержка, информационные технологии и т.п., составляют именно пользователи Сети. Распределение торгового оборота интернет-магазинов по товарным группам показан в таблице 5[15]

Таблица 5 - Распределение торгового оборота интернет-магазинов по товарным группам

Группа товаров Оборот за месяц, $ тыс. Доля от общего оборота за месяц, % Количество сделок за месяц, тыс. Доля от общего количества сделок за месяц, %
Книги, периодика, видеокассеты, музыка, компакт-диски, цифровые видеодиски, программное обеспечение 200 29 20 78
Компьютеры, комплектующие, периферия, оргтехника 400 54 2 7
Продукты питания, алкоголь, сигареты, бытовые товары, одежда, косметика, игрушки и все остальные товары, за исключением первых двух групп 120 17 4 15

 

В России можно констатировать очень высокую, по сравнению с общемировым уровнем, динамику роста числа пользователей Интернет. По данным Российского центра Интернет – технологий, рубеж 1 млн. пользователей страна перешла в июле 1998 года.[14]

Первое место по количеству пользователей Интернет занимают США - примерно 200 миллионов американцев подключены к глобальной Сети. На втором и третьем местах расположились Китай и Япония с 111 и 87 миллионами пользователей соответственно. Общее же число подключенных к глобальной Сети жителей Земли по сравнению с 2007 годом увеличилось на 19,5 процентов и составило 1 миллиард 20 миллионов 610 тысяч человек.[8]

В России количество подключенных к Интернет составляет 21,8 миллиона человек, что на 17,5 процентов больше, чем в 2007 году. Этот показатель позволил России занять 11 место в рейтинге самых "интернетизированных" стран. В рейтинге стран Восточной Европы и СНГ РФ занимаем первое место, на втором и третьем месте расположились Украина и Белоруссия с 4,5 и 3,39 миллионами пользователей глобальной Сети соответственно.[7]

Сейчас количество пользователей Интернет, интересующихся русскоязычными сайтами, достигло 10 млн. человек в день и 80 млн. - в месяц. Ранее сообщалось, что в России проживает более 40 млн. пользователей Интернет, что совпадает с данными счетчиков статистики, которые говорят, что только 50% посетителей русскоязычных сайтов приходят из России (на втором месте Украина - около 10%, на третьем США - около 5%, на четвертом Германия - 3%, затем следуют остальные страны СНГ и Прибалтики, а также Израиль - по 1%-2% на страну).[11] Интересно, что рейтинг @mail.ru так же ежедневно регистрирует не более 10 млн. хостов, но при этом утверждает, что реальное количество посетителей превышает 16 млн. человек в сутки. Также интересно, что львиная доля пользователей ежедневно пользуются сервисами Яндекса (более 4 млн. чел.), mail.ru (более 3 млн. чел.) и Rambler (более 2 млн. чел.).[16]

Потенциал экспорта товаров и услуг может многократно увеличиться, при условии, что этому не будут препятствовать законодательные ограничения. После финансового кризиса августа 1998 г. многие российские производители получили преимущества, позволяющие им конкурировать с иностранными компаниями, осуществляющими импортные поставки товаров. Эти преимущества сначала были связаны с ценой товара, а впоследствии большие поступления вырученных средств привели к увеличению капиталовложений и улучшению качества товара (в особенности это касается производства продуктов питания). По мере укрепления позиций национальной промышленности и повышения качества товаров российские компании могут распространять свою продукцию и в других странах. Электронная торговля может сыграть решающую роль в маркетинге и продаже товаров российских компаний за рубежом, а в итоге национальные предприятия будут расширяться, увеличится база налогообложения и доходы государства от сбора налогов и таможенных пошлин.

Электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат. В США малые предприятия, использующие Интернет, растут на 46 % быстрее чем те, которые Интернет в своей деятельности не используют.[14] Это, в свою очередь, подтолкнуло развитие малых предприятий. Тем самым подкрепляется экономическое развитие, а в итоге происходит экономический рост, расширяется база налогообложения и спрос на сопутствующие услуги.

Электронная торговля также полезна для производителей и потребителей в силу того, что она помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Компаниям уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов.

Виртуальные магазины и контактные адреса в Интернете позволяют приблизить места хранения товаров к месту их непосредственного производства, тем самым ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты. Интернет и электронная торговля увеличивают рекламные возможности по всему миру, в результате все легче становится рекламировать товары, а сама реклама становится все более глобальной. Данное обстоятельство может быть особенно важным для российских предприятий, которые традиционно испытывают трудности в поиске покупателей за рубежом.

Одна из основных отрицательных черт электронной торговли это - очень часто заявленная на сайте цена не соответствует действительности. Отсюда вытекает главная проблема интернет-торговли в нашей стране, которую отмечают все аналитики – низкое доверие к электронным продавцам со стороны покупателей. Согласно опросам, которые проводит служба «Яндекс.Маркет», самые частые проблемы, с которыми сталкиваются покупатели, это отсутствие товара, неправильно указанная цена, грубость продавцов, отсутствие реакции на заказ и прочие необъяснимые странности поведения интернет-продавцов.[15]

Очень часто магазины напрямую нарушают законодательство, например, требуя дополнительную плату за гарантию, не хотят менять товар или принимать обратно, требуют предоплату или просто не привозят покупку.

Лишь отдельные продавцы смогли за много лет завоевать доверие покупателей. К новичкам здесь относятся априори подозрительно. В результате старые и популярные магазины все больше богатеют, а новых успешных проектов не появляется. Среди других факторов, которые тормозят развитие электронной коммерции, аналитики называют недостаточно развитую инфраструктуру. В нашей стране еще сравнительно низкий уровень проникновения Интернета. А электронная коммерция всегда запаздывает: сначала люди учатся почту получать, потом что-то покупать начинают.

Специальные правила для регулирования интернет - торговли на законодательном уровне в России вступили в силу только в 2005 году.[14] Продажи через Интернет попадают под определение дистанционной торговли наряду с продажами по каталогам и телевидению. Эта деятельность регулируется законом «О защите прав потребителей».

Самое главное требование закона – обязательное предоставление полной информации о продукте, потребительских свойствах товара, цене, условиях доставки, месте изготовления и т.д. То есть все сведения, которые по закону должны быть указаны на упаковке. Также на сайте обязательно должен быть адрес продавца, что, как известно, делается далеко не всегда. Контроль за исполнением закона лежит на Роспотребнадзоре.[2]

Пока что не слышно о каких-либо делах в отношении интернет-торговцев. Причина в том, что производство по таким нарушениям имеет административный характер и информация о нем, как правило, не публикуется. Исключения делаются только для крупных дел, к которым нарушения в сфере деятельности интернет-магазинов, как правило, не относятся.

Кроме того, покупатели зачастую не знают о своих правах и не направляют жалобы в госорганы. Действительно, мало кому придет в голову жаловаться, что на сайте нет адреса продавца или не соблюдены иные требования закона.

Развиваться рынку электронной коммерции мешает то, что интернет-торговцы гораздо более дискриминированы законом, чем обычные продавцы.

Действительно, по закону покупатель вправе отказаться от товара в любой момент до передачи его в руки. То есть даже если купленный товар уже в пути. А также можно отказаться в течение семи дней после покупки, а не как обычно в течение 14-ти, но без объяснения причин.

Ограничения касаются только товаров, которые в силу каких-то их уникальных свойств могут использоваться только конкретным покупателем. Например, если человек заказал редкую книгу, которую для него искали по всему миру, это товар исключительно для него, т.к. найти другого покупателя будет сложно. Следовательно, от такого товара, если он соответствует заявленному качеству, отказаться нельзя. При этом, естественно, необходимым условием при его возврате является сохранение товарного вида. Кроме того есть еще одно исключение: продавец обязан проинформировать покупателя об условиях и сроках возврата товара. Если этого сделано не было, купленный товар можно вернуть в течение 3-х месяцев с момента передачи покупателю.

В остальном правила торговли через Интернет такие же, как и для традиционной. Обязательно должен быть предоставлен кассовый чек, который обычно выбивают заранее и выдают курьеру. При этом точное время и дату фиксируют на бланке подтверждения покупки при доставке товара.

Считается, что интернет-магазины сложно облагать налогами, но на самом деле здесь механизм точно такой же, как при обычной предпринимательской деятельности. Каждый интернет-магазин должен быть зарегистрирован как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, для которых обязательным является наличие банковского счета. Информация обо всех счетах должна предоставляться в налоговую инспекцию.

Соответственно, все деньги, которые приходят на счет компании, рассматриваются как доход. Из него суммы реализации облагаются НДС в размере 18%, а прибыль (т.е. доход за вычетом расходов) – налогом на прибыль в размере 20%. Доказать, что деньги на счету – это, например, пожертвование, очень сложно. Необходимо предоставить множество документов.[16]

Целью развития экономической структуры России является создание более широкой базы получения доходов. По мере того как участие России в электронной торговле будет расширяться, увеличение доходов от налоговых поступлений может стать одним из многих прямых преимуществ. Для того, чтобы расширить базу налогообложения, России предстоит разрешить еще много вопросов. Первым из них является вопрос о поддержании тонкого баланса между сохранением базы налогообложения при наличии неотслеживаемых электронных сделок и одновременным стимулированием развития электронной торговли на местном уровне.

Феномен электронной торговли повлек за собой целый блок налоговых вопросов международного характера. Государства быстро осознали, что применение электронных сделок создает много трудностей для действующих налоговых органов ввиду анонимности электронной торговли, отсутствия возможности отследить сделки, а также пресечения границ с помощью телефонных линий. Многие государства предприняли меры против потенциального снижения налоговых поступлений, и многие занимаются изучением данного вопроса. Несмотря на то, что эти проблемы пока еще далеки от разрешения, большинство из них четко определены, и международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрабатывают рекомендации глобального характера.

Кстати говоря, важно учитывать, что закон «О защите прав потребителей» действует, только если товар или услуга приобретаются для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности (т.е. систематическим получением прибыли).[2] Например, если через Интернет была куплена услуга хостинга для размещения сайта коммерческой организации, этот случай не попадает под вышеназванный закон.

Несколько лет подряд участники рынка и аналитики называли отсутствие развитых систем платежей одним из главных факторов, мешающих продвижению этого рынка. Но на сегодняшний день существует два десятка различных систем электронных платежей. В ближайшие годы через них будет оплачиваться около 20% всех покупок.[13] Также потребителей вполне устраивает способ оплаты наличными курьеру при доставке, в отличие от стран Европы и США, где «кэш» – явление редкое. В России же большинство покупок оплачивается именно так.[7]

В Европе и США покупателей больше всего заботит безопасность при совершении покупок в Интернете. Этот фактор даже важнее для покупателей, чем цена, удобство, сроки доставки и прочее.

В нашей стране эта проблема пока не проявилась. Она большей частью касается способов электронной оплаты, которые у нас пока недостаточно развиты. К тому же безопасность российских систем достаточно высока.

Существующие системы электронных платежей вполне безопасны, «угрозу при их использовании создает только наличие «троянской» программы на вашем компьютере. Если у вас стоит «шпион», нет никакой разницы, какой системой вы пользуетесь – WebMoney, Yandex.Деньги или, например, оплачиваете покупки с вашей кредитной карты.[14]

Единственным стопроцентным способом, который может хоть как-то обезопасить финансовые операции в Сети, это оплата при помощи предоплатных карт.

Вы покупаете карту в магазине, а затем при совершении покупки в Сети просто стираете защитную полосу с карты и вводите указанный там код.

Рынок интернет-платежей в нашей стране приблизительно в $5 млрд. По его словам, прирост продолжается, по разным оценкам, на 70 – 120% ежегодно.[11] Электронные платежи, по большому счету, только начинают входить в жизнь рядового гражданина нашей страны.

Раньше, чтобы сайт мог принимать платежи по карточкам или через системы электронных денег, требовалась долгая и сложная работа программистов, интеграция в сайт скриптов, специальных форм заказа и оплаты. Сейчас можно воспользоваться услугами компаний, которые уже сотрудничают с множеством платежных систем, включая Visa и PayPal. К таким, например, относится фирма Chronopay.[14]

Теперь торговцу семечками, чтобы торговать в Интернете, достаточно завести счет в банке-партнере Chronopay и подключиться к системе. Технологический провайдер создает некую защищенную «виртуальную трубу», по которой могут проходить деньги любой формы прямо на счет продавца. За свои услуги «хозяин трубы» берет небольшой процент.

Кроме того, в качестве средств оплаты за некоторые услуги компании пользуются SMS-сервисами. Таким образом часто совершаются микроплатежи на сайтах знакомств, в социальных сетях, и пр. Такая схема позволяет избежать налогообложения, если SMS-провайдер перечисляет долю продавцу на виртуальный счет в какой-нибудь системе электронных платежей, например «Яндекс.Деньги» или WebMoney. Но тратить эти деньги также придется только в Интернете, т.к. при обналичивании необходимо будет заплатить налоги.

 

Заключение

В заключении, подводя итоги, целесообразным будет сделать некоторые выводы и подчеркнуть важные аспекты проведенной работы:

1. Среда Интернета, изначально представлявшая собой способ распространения информации, постепенно модифицировалась в средство электронной рекламы и коммерции. Сегодня потенциал Интернета предоставляет возможности для широкого позиционирования товаров и услуг.

2. Поскольку Интернет является активной средой, во многом инициируемой самим пользователем, создатели Интернет-компаний должны быть очень внимательными слушателями, чтобы избежать сетевой дискредитации, особенно теперь, когда современные потребители цифрового века больше не являются лицами, пассивно воспринимающими маркетинговые сообщения.

3. Очень быстрое развитие Интернет-бизнеса позволило аналитикам говорить о появлении такого явления, как “новая экономика”.

4. Компании, которые имеют успех в Сети, создаются реальными деловыми людьми.

5. Хороший бизнес будет успешным и в Интернете. Все зависит от качества менеджмента и привлекательности для потребителей.

6. Создание Интернет-компании требует затрат на рекламу.

7. Интернет-магазин подходит для размещения большого количество информации, позволяет оперативно обновлять ассортимент, четко контролировать рабочие процессы, например, автоматически обновлять прайс-листы. Приэтом интернет-магазин может быть как продолжением традиционного бизнеса, так и совершенно независимой структурой.

8. Прогресс в информационных технологиях сделал возможным появление современных платежных систем. С их развитием связано возникновение так называемых "электронных", или "цифровых" денег.

9. Необходимо рациональное и своевременное законодательное регулирование появляющихся технологий, так как они позволяют не только повысить уровень жизни, но и преступности.

Многие считают что, рынок интернет-торговли в России будет развиваться эволюционным путем, и этот процесс займет 5 – 10 лет.

Ожидается, что к 2015 г. В странах с развитой рыночной экономикой 50% услуг будет оказываться через Интернет.

Благодаря возможностям Интернета увеличивается степень свободы выбора в индивидуальной организации потребителя.

Интернет значительно изменяет пространственный и временной масштабы ведения коммерции. Интернет – глобальное средство коммуникации, не имеющее каких-либо территориальных ограничений, при этом стоимость доступа к информации не зависит от её удалённости. Виртуальный бизнес позволяет даже самым мелким поставщикам достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе.

Временной масштаб в среде Интернета также значительно отличается от обычного и позволяет фирмам принимать решения в несколько раз быстрее. Информация и услуги в Интернете доступны 24 час в сутки 7 дней в неделю. Интернет обладает высокой гибкостью, позволяющей легко производить изменения представленной информации и тем самым поддерживать её актуальность без временной задержки и затрат на распространение.

И вполне возможно, что виртуальный бизнес в будущем будет более прибыльней, успешней и востребованней, чем реальный.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: