Роль коммерческих структур, несомненно, имеет место.
Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной деятельности.
Дистрибьютор фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.
Брокерская фирма предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами товаров на товарной бирже. Действует он по поручению клиентов, получая от них вознаграждение.
Дилер юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценны бумаг.
|
|
Важным посредническим элементом в закупочной деятельности являются организаторы оптового товарооборота товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов. Однако они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности.
Оптовики-коммивояжеры в первую очередь занимаются торговлей и доставкой. Работают с ограниченным ассортиментом товаров, которые нельзя долго хранить (обычно это молоко, хлеб, легкие закуски). Такие компании совершают объезды супермаркетов, небольших продовольственных магазинов, больниц, ресторанов, заводских и школьных столовых, гостиниц. Продают свои товары за наличный расчет.
Оптовики-брокеры работают в отраслях, для которых характерны большие объемы грузов, в угольной, деревообрабатывающей промышленности, отраслях тяжелого машиностроения. Хранением и доставкой товара не занимаются. Получив заказ, такие компании выбирают производителя, который и доставляет свою продукцию непосредственно покупателю согласно заранее заключенному соглашению. Принимают на себя право собственности на товар и риск с момента поступления заказа до окончания поставки.[12]
Оптовики-консигнанты обслуживают розничных торговцев, занимающихся торговлей продуктами питания и лекарственными препаратами, предлагая им в основном непродовольственные товары. Оптовик-консигнатор высылает в магазин автофургон, его представители оборудуют отделы игрушек, недорогих книг, домашних инструментов, косметических и лекарственных товаров и т. д. Они сами определяют цены на свои товары, обновляют их по мере необходимости, оборудуют витрины и дисплеи внутри магазинов, ведут учет. Оптовики-консигнанты сохраняют за собой право собственности на товар и выставляют розничным торговцам счета только за то, что было куплено потребителями. Они проводят мало мероприятий продвижения и стимулирования сбыта, так как занимаются в основном товарами известных фирм, которые и без того активно рекламируются.
|
|
Производственные кооперативы находятся в коллективном владении у фермеров и занимаются производством сельскохозяйственной продукции для продажи на местных рынках. В конце года прибыль кооператива распределяется между его участниками. Часто такие кооперативы стараются повысить качество своей продукции и создать собственную торговую марку.
Оптовики, торгующие по каталогам, отправляют свои каталоги розничным, производственным и непроизводственным организациям. Занимаются в основном ювелирными изделиями, косметикой, специализированными продуктами питания и т. д. Основными заказчиками такого оптовика являются небольшие коммерческие организации, расположенные в близлежащих районах. Не имеют специального штата продавцов для работы. Выполненные заказы отправляются клиентам по почте автомобильным или другим видом транспорта.
Брокеры и агенты не принимают на себя право собственности на товар и выполняют лишь несколько функций. Их основная задача — содействие купле-продаже, с которой они получают комиссионные в размере 2-6% от продажной цены. Обычно специализируются на определенных видах продуктов или покупателей.
Основная функция брокеров — свести покупателя и продавца и помочь им договориться. Оплату услуг брокеров осуществляет нанимающая сторона. Брокеры не занимаются хранением и транспортировкой партий товаров, финансированием, не принимают на себя никаких рисковых обязательств.
Агенты представляют интересы либо покупателей, либо продавцов, но на более постоянной основе, нежели брокеры. Существует несколько типов агентов: агенты производителей, агенты по продажам, агенты по закупкам и агенты-комиссионеры
Заключение
Сущность торговой сферы деятельности состоит в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Оптовая торговля - это катализатор, происходя изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.
Число предприятий оптовой торговли растет с каждым годом, что связано с расширяющимися потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия вносят значительный вклад в распределение национального продукта. Они являются полноправными членами деловой общности в каждом регионе страны. Многие из них территориально располагаются близ главных магистралей страны, другие концентрируют свою деятельность вокруг морских портов и аэропортов.
С целью обеспечения современных дистрибьюторских центров необходимыми транспортными средствами, во многих развивающихся регионах создаются большие транспортные парки. На предприятия оптовой торговли с небольшим масштабом деятельности возложены функции обслуживание специфических потребителей, неохваченных крупными оптовыми компаниями.
Дистрибьюторы обычно располагаются в крупных населенных пунктах, откуда осуществляют обслуживание пригородных сельских районов, простирающихся порой на многие сотни миль. Дистрибьюторы обязаны хорошо знать потребности региональных рынков, чтобы успешно осуществлять функции рыночного обращения и распределения товаров.
|
|
Оптовая торговля охватывает широкое рыночное пространство, начинающееся при завершении производства продукции промышленным или сельскохозяйственным производителем и заканчивающееся продажей и доставкой товаров предприятиям розничной сети, промышленным потребителя государственным учреждениям и др.
Литература
1. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли.- М.: Сирин, 2003.-248с.
2. Кабанцева Н.Г. Основы формирования оптового рынка товаров и услуг. Учебное пособие - Саратов.1995 -57с.
3. Акимов Проблемы управления структурными преобразованиями и инновационной деятельностью в регионах./ под рук. Д. т. н. проф.В.Г. Колосова-СПб.:Политехника.2002-124с.
4. Грачева М.В. Анализ проектных рисков:Учебное пособие для вузов.- М.:ЗАО «Финстатинфофм».1999.-216с.
5.Крылов Э.И.; Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предпрятия: Учебное пособие-М.: Финансы и статистика.2001.-384с.
6. Щур Д.Л.; Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля.-М.:Дело исервиз. 2000.-544с.
7. Киреева И.М. Мировой опыт и отечественная практика развития оптовой торговли. Вестник РГТЭУ. Журнал. Спец. 2002.
8. Концепция развития внутренней торговли народного потребления. Министерство торговли РФ Торговая газета от12.01.2000г.
9. Пономарева Е. Сухарева Е. Эпоха возрождения. Москва. Оптовое звено российская торговля №4 2002.
10. Рожденная оптом (оптовая торговля). Современная торговля №3 2003.
11.Карлоф З. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер с англ. - М.: Экономика, 2002.
12.Кац. И. Система внутрифирменного планирования// Пробл. теории и практики управления. – 2003. -№4. –с. 84-89.
13.Клейнер Г. Механизмы принятия стратегического решения и стратегического планирования на предприятиях//вопросы экономики. 2003. -№9 с.46-66.
14.Котлер Ф. Основы маркетинга. -М.: Прогресс, 2002.-736 с.
15.Котлер Ф. Маркетинг, Менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 2003. – 896с.
16.Кравченко Н., Маркова В. Бизнес-планирование "Экор" Новосибирск, 2004
|
|
17.Кумахов Р. Теория согласований и анализ предприятия// Вопр. экономики. – 2003.- №10. –с.85-90.
18.Кузнецова Е.В “Финансовое управление компанией” Москва, "Правовая Культура", 2004г.
19.Классические модели стратегического анализа и планирования: ВСБ//Менеджемнт в России и за рубежом. – 2004. -№7-8. с.81-88.
20.Липсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. Изд. 2-е, перераб. и дополненное.- М.: “Дело ЛТД”, 2004.- 112 с.
21.Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. - С. -Петербург: Формика, 2004.
Приложение 1
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
| Оборот оптовой торговли | В том числе оборот оптовой | ||||
Млн. рублей | в % к | млн. рублей | в % к | |||
соответ- ствую- щему периоду преды- дущего года | преды- дущему периоду | соответ- ствую- щему периоду преды- дущего года | преды- дущему периоду | |||
2005 год | ||||||
Январь | 1555,7 | 107 | 69 | 1180,4 | 103 | 61 |
Февраль | 1917,7 | 114 | 120 | 1341,0 | 115 | 110 |
Март | 1961,0 | 113 | 100,7 | 1347,8 | 98 | 99,0 |
I квартал | 5434,4 | 113 | 3869,2 | 93 | ||
Апрель | 1990,2 | 112 | 101 | 1405,7 | 92 | 104 |
Май | 1825,4 | 113 | 91 | 1449,0 | 107 | 89 |
Июнь | 1928,9 | 115 | 105 | 1564,8 | 116 | 107 |
I полугодие | 11178,9 | 115 | 8288,7 | 99,0 | ||
Июль | 2097,1 | 113 | 108 | 1727,7 | 111 | 110 |
Август | 2015,0 | 114 | 96 | 1681,2 | 107 | 98 |
Сентябрь | 2169,2 | 114 | 107 | 1805,6 | 112 | 107 |
Январь-сентябрь | 17460,2 | 114 | 13503,2 | 103 | ||
Октябрь | 2225,1 | 114 | 101 | 1894,4 | 105 | 104 |
Ноябрь | 2272,9 | 112 | 102 | 1878,7 | 94 | 99 |
Декабрь | 2661,6 | 111 | 116 | 2153,5 | 99 | 114 |
Январь-декабрь | 24619,8 | 111 | 19429,8 | 102 | ||
2006 год | ||||||
Январь | 1831,3 | 107 | 68 | 1329,2 | 102 | 63 |
Февраль | 2186,8 | 105 | 119 | 1657,9 | 114 | 124 |
Март | 2157,1 | 101 | 98 | 1653,9 | 113 | 99 |
I квартал | 6175,2 | 104 | 4641,0 | 110 | ||
Апрель | 2132,5 | 97 | 97 | 1565,9 | 104 | 95 |
Май | 2290,4 | 115 | 107 | 1588,4 | 115 | 101 |
Июнь | 2066,6 | 98 | 90 | 1491,6 | 104 | 94 |
I полугодие | 12664,7 | 104 | 9286,9 | 108 |
Приложение 2
| Продано, | В процентах к | |||
всего | в т.ч. крупные и средние организации | всего | в т.ч. крупные и средние организации | ||
Продукция производственно-технического назначения | |||||
Бензины автомобильные | 854,1 | - | 102 | - | |
Готовый прокат черных металлов, включая заготовку на экспорт |
| 2581 | 100,5 | 100,5 | |
Древесина деловая, куб.плотных метров |
| 3290 | 99,6 | 99,6 | |
Пиломатериалы, куб.м. | 10022 | - | 102 | - | |
Топливо дизельное | 1090 | - | 125 | - | |
Цемент | 3849 | 549 | 61 | 14 | |
Газ горючий природный, млн.куб.метров |
| 534 | 97 | 97 | |
Потребительские товары | |||||
Мясо и птица | 830 | 300 | 137 | 148 | |
Сахар | 3365 | 1384 | 98 | 98 | |
Масло животное | 10 | - | 102 | - | |
Масло растительное | 704 | 317 | 98 | 98 | |
Мука | 6987 | 5287 | 83 | 82 | |
Крупа | 2095 | 1039 | 97 | 97 | |
Макаронные изделия | 871 | 421 | 109 | 109 | |
Продукция рыбная пищевая (без рыбных консервов) |
| 528 | 111 | 111 | |
Приложение 3
Июнь 2005 | В % к маю 2005 | |
Продукция производственно-технического назначения, тонн | ||
Готовый прокат черных металлов, включая заготовку на экспорт | 954 | 184 |
Древесина деловая, куб.плотных метров | 1100 | 100,0 |
Пиломатериалы, куб.м. | 550 | 85 |
Цемент, тонн | 235 | в 2,3 р. |
Шины автомобильные, автобусные, для сельхоз- машин, мотоциклов и мотороллеров, штук | 1544 | 135 |
Потребительские товары, тонн | ||
Мясо и птица | 6 | 63 |
Сахар | 102 | 66 |
Масло животное | 1 | 90 |
Масло растительное | 108 | 152 |
Мука | 523 | 95 |
Крупа | 260 | 178 |
Макаронные изделия | 96 | 166 |
Продукция рыбная пищевая (без рыбных консервов) | 52 | 106 |
Консервы и пресервы рыбные, тыс. усл. банок | 81 | 82 |
Соль поваренная пищевая | 202 | 119 |
Папиросы и сигареты, тыс. штук | 13473 | 170 |
Спички, усл. ящиков | 183 | 76 |
[1] Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли.- М.: Сирин, 2003.-248с.
[2] Кабанцева Н.Г. Основы формирования оптового рынка товаров и услуг. Учебное пособие - Саратов.1995 -57с.
[3]Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли.- М.: Сирин, 2003.-248с.
[4] Экономический анализ под ред. Профессора Л.Т. Гиляровской М.: Юнити 2005г.
[5] Ефимова О.В. Финансовый анализ М.: 2003 г.
[6] Акимов Проблемы управления структурными преобразованиями и инновационной деятельностью в регионах./ под рук. Д. т. н. проф.В.Г. Колосова-СПб.:Политехника.2002-124с.
[7] Грачева М.В. Анализ проектных рисков:Учебное пособие для вузов.- М.:ЗАО «Финстатинфофм».1999.-216с.
[8] Крылов Э.И.; Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предпрятия: Учебное пособие-М.: Финансы и статистика.2001.-384с.
[9] Щур Д.Л.; Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля.-М.:Дело исервиз. 2000.-544с.
[10] Киреева И.М. Мировой опыт и отечественная практика развития оптовой торговли. Вестник РГТЭУ. Журнал. Спец. 2002.
[11] Концепция развития внутренней торговли народного потребления. Министерство торговли РФ Торговая газета от12.01.2000г.
[12] Пономарева Е. Сухарева Е. Эпоха возрождения. Москва. Оптовое звено российская торговля №4 2002.