Современный маркетинг требует не только создания хорошего товара, назначения на него привлекательной цены и обеспечения доступности для целевых потребителей, но и осуществления связи с покупателями, следовательно.
Службы маркетинга как отдельного подразделения в организации нет, ее функции выполняет отдел экономического и финансового анализа.
В задачи отдела входят:
· поиск и привлечение новых потребителей;
· распространение информации о услугах;
· совершение продажи;
· оказание услуг покупателям (консультации).
В области маркетинга карточных продуктов перед руководством банка стоят следующие задачи:
1) привлечение новых карточных счетов;
2) расширение сети торговых точек, принимающих карточки банка;
3) кооперация с другими эмитентами карточек для разработки общих правил операций и предотвращения подделок и мошенничества;
4) разработка дополнительных услуг для привлечения к своим карточным программам новых участников;
5) отбор кредитоспособных владельцев карточек для продажи им других банковских продуктов.
|
|
Среди этих задач особое место занимает проблема привлечения новых клиентов и открытия им карточных счетов. На заре карточного бизнеса банки прибегали к «диким» формам маркетинга - массовой рассылке карточек без предварительного изучения финансового положения адресата. Эта практика привело к крупным потерям, и была, в конечном счете, запрещена законодательством. В результате банки начали серьезно относиться к маркетингу карточек и прибегли к детальному изучению рынка персональных финансовых услуг.
На данном этапе развития у банка нет отдельно сформированной службы маркетинга. И всеми вопросами, связанными с изучением рынка занимается отдел экономического и финансового анализа, но он не может охватить все функции маркетинга.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это, однако, только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.
«Классический» вариант системы сбора маркетинговой информации состоит из 4-х подсистем:
· Система внутренней отчетности
· Система сбора внешней текущей маркетинговой информации
· Система маркетинговых исследований
· Система анализа маркетинговой информации
На сегодняшний день реализовать в полной мере «МИС» для банка «ФК УРАЛСИБ» невозможно, так как требуются соответствующие затраты. Поэтому действующая на фирме система сбора маркетинговой информации не включает в себя все 4 подсистемы. В банке «УРАЛСИБ» осуществляется только первая подсистема.
|
|
Система внутренней отчетности в данной организации основана на использовании данных, циркулирующих внутри фирмы. Также систематически ведется бухгалтерский учет, и анализируются документы финансовой отчетности, где отражается информация о состоянии банка и о результатах его деятельности. Результаты анализа принимаются во внимание отделом экономического и финансового анализа и оказывают влияние на разработку стратегических планов.
Системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, маркетинговых исследований и анализа маркетинговой информации у банка «УРАЛСИБ» нет.
СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЦЕЛЕВЫМ РЫНКАМ
Банк «УРАЛСИБ» применяет стратегию дифференцированного маркетинга.
Целевым рынком называется группа клиентов, подходящая для продажи им определенного вида товаров или услуг. Работа маркетинговых служб банка направлена на то, чтобы выявить целевые рынки для различных финансовых продуктов (услуг).
Поиск целевого рынка связан с сегментацией, то есть выделением однородных групп клиентов, на которых ориентирована маркетинговая программа. Сегментация может основываться на дифференциации клиентов или финансовых продуктов. В сфере банковского маркетинга более удобна клиентская сегментация, так как операции различных банков лишь в незначительной степени отличаются друг от друга. Финансовые нововведения быстро распространяются и перенимаются разными банковскими учреждениями. Поэтому в основу банковских маркетинговых программ кладется принцип сегментации клиентов по ряду персональных характеристик. Обычно учитываются такие факторы, как возраст, занятие, местожительство, социально-экономический статус. Возраст особенно важен для банкиров, так как они стараются, как можно раньше приобщить клиента к банковскому обслуживанию и «привязать» его к себе на длительный период. Занятие клиента в значительной степени определяет уровень его доходов и образ жизни. Местожительство «привязывает» клиента к определенному отделению банка.
Что касается «социально-экономического статуса», то его неохотно используют для сегментации в силу неопределенности и размытости этого понятия.