Реклама в современном обществе

Зародыши современной рекламы сопровож­дают человека уже много веков. Долгое время эти формы не осознава­лись как выражение одного явления. Они жили сами по себе.

Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А именно:

• Наскальные рисунки, в которых мы находим информацию о месте охоты и ее результатах, можно считать точкой отсчета современ­ной наружной рекламы.

• «Имиджевая» реклама также присутствовала, поскольку чело­век персонально, или группа людей всегда стремились выделиться сре­ди себе подобных, используя различные элементы одежды, а также ук­рашая свою внешность самыми разнообразными способами.

• И конечно, самая распространенная передача информации, например, о том, кто хорошо выделывает шкуры или шьет одежду ­устная передача, являющаяся в современном понимании рекламой «из уст В уста». Все это можно охарактеризовать как примитивную рекламу.

Дальнейшее развитие рекламы полностью зависело от развития как общества в целом, так и производительных сил, в частности.

Следует подчеркнуть, что именно технические и научные достиже­ния человечества, такие как изобретение книгопечатания, открытие электричества, радио, полеты человека в космос, компьютерная рево­люция и др., стали основой средств распространения современной рекламы.

В табл. 1.1 представлены события, которые сыграли важную роль в развитии рекламы.

Таблица 1.1. Исторические события, сыгравшие важную роль в развитии рекламы

1899г. США. Начало создания международных рекламных сетей: рекламное агентство «J. Walter Thompson» первым среди агентств вышло на международный рынок
Начало XX столетия США. Проводятся первые групповые интервью, которые затем, в 40-х гг. привели к появлению метода фокус-групп
1906 г. США. Первая реклама общественной организации
1917 г. США. Первый политический плакат
1920 г. Англия. Американское рекламное агентство «МсCann-Егiсksоn» открыло в Лондоне свое первое представительство за рубежом
1922 г. США. Прозвучала в эфире первая радиореклама
1929 г. США. Первое мероприятие pubIic relations (связей с общественностью) по случаю 50-й годовщины изобретения лампочки Эдисоном

1941 г.

США. Первое использование фокус-групп для рекламных целей (Колумбийский университет Нью-Йорка)
США. В Нью-Йорке вышел в эфир первый ТВ-ролик. Это был 10-секундный ролик часовой фирмы «Bulova,). Рекламу увидели 4 тыс. владельцев ТВ - приемников
1952 г. США. Телереклама кандидатов в президенты США Эйзенхауэра и Никсона стала рождением политической рекламы как самостоятельного вида рекламы
1998 г. Россия. Появление нового вида наружной рекламы - первый движущийся супербиллборд: рекламнооформленная электричка

 

Рекламная информация играла роль простого сообщения о чем­-либо (о событии, сервисе, товаре) вплоть до начала XIX в., после чего начался качественный скачок в развитии рекламы: появились реклам­ные агенты и рекламные агентства. Реклама стала приобретать черты, к которым мы привыкли сегодня, и к началу XX в. она превратилась в мощную индустрию.

Наиболее развитой «рекламной» страной на начальном периоде развития рекламы стала Англия, на тот-момент одна из самых передовых стран мира. Примерно с середины ХIХ в. пальма первенства пере­шла к США, которые и в настоящее время занимают лидирующие по­зиции. Но теперь сильная рекламная индустрия есть не только в США и Англии, но и в Германии, Франции, Японии, Италии С восстановлением рыночных отношений в России в конце 80-х гг. ХХ в. для рекламы наступило новое время, она стала быстро возрож­даться. Сначала в «Правде» и «Известиях» робко стали появляться не­большие неброские рекламные объявления. В 1991 г. на первом ком­мерческом телевизионном канале «2х2» стала регулярно выходить в эфир ТВ-реклама, начали работу частные радиостанции, по которым транслировалось много радиорекламы. В 1990 г. появилась первая крышная неоновая реклама капиталистической фирмы «Соса-Соlа», которую в Москве установило рекламное агентство «Соверо»

В этот период в Москве были созданы первые совместные реклам­ные предприятия: «Соверо / Young & Rubicam», «ТИССА» (СП «Союз­торгрекламы» и «Махир», Венгрия). Рынок достаточно быстро запол­нился большим числом молодых рекламных агентств, таких как «Аврора», «Максима», «Премьер СВ», «Видео Интернешнл». Рекламные агентства стали создаваться в других крупных городах России. Посте­пенно многие международные агентства, такие, как ВВDО, «Leo Bumett», «Saatchi & Saatchi», «Ogilvy & Моthег», «МсСаnn-Еriсksоn», стали открывать свои филиалы в Москве, прийдя в Россию вслед за своими клиентами.

Российские рекламные агентства стали партнерами многих из­вестных зарубежных агентств, так появились «Euro RSCG / Мaxima», «HMS Komandarm», «Lowe / Adventa» и др. Однако на рынке начали формироваться и национальные агентства, прежде всего в регионах.

На первом этапе развития российского рекламного рынка домини­ровала реклама иностранных производителей с их многомиллионными бюджетами. Однако постепенно начинали выходить на рекламный ры­нок и российские компании, прежде всего банки, финансовые группы. Появилась российская реклама на телевидении.

В 1991 г. появился первый ТВ-тизер в России, это была реклама банка «Менатеп».

Первый тизер в наружной рекламе был отмечен в России в 1997 г. во время рекламной кампании ИД «Коммерсанть», всколыхнувшей всю страну вопросами: «Где жена? Где власть? Где деньги?»

Объем рекламного рынка России увеличивался из года в год: от 80 млн. долл. США в 1992 г. до 1,8 млрд. долл. США в 1998 г. (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Динамика развития объема рекламного рынка в России в 1992-2007 г.г., млрд. долл. США

11992 г. 11993 г. 11994 г. 11995 г. 11996 г. 11997 г. 11998 г. 11999 г. 22000 г. 22001 г. 22002 г. 22003 г. 22004 г.  2005 г. 2006 г. 22007 г.
0,05 0,2 1,2 0,7 1,0 1,8 1,8 0,8 1,06 1,77 2,8 3,48 3,91 5,01 6,49 8,95

 

После дефолта в 1998 г. рынок сократился примерно на треть.

Многие агентства исчезли, но сильные сохранили свои позиции, и в 2001 г. рынок вернулся к объемам до августа 1998 г. В 2007 Г.он вырос до 8,95 млрд. дом. США, и прогнозируется его рост почти до 10 млрд. долл. США в 2008 г.

Начиная с 2002 г. Россия входит в пятерку стран-лидеров, жители которых чаще других смотрят рекламу по телевизору: в среднем каж­дый россиянин видит 74 рекламных ролика в день (это в два раза боль­ше, чем в Англии). Структура рекламного рынка России представлена в Прило­жении 1.

Поступательное развитие экономики России позволяет рекламно­му рынку использовать самые современные виды рекламы, такие как реклама в Интернете, реклама на крупноформатных жидкокристалли­ческих дисплеях на улицах и др. Возрождение кинопроката позволило начать проведение кинорекламы.

На рынке рекламы в России окончательно укоренились общие принципы рекламного бизнеса, по которым работает весь мировой рынок. Серьезным вкладом в становление цивилизованного рекламного рынка стало принятие в 1995 г. Федерального закона «О рекламе» и установление связей с международными рекламными органи­зациями.

В настоящее время в России сложился и успешно развивается цивилизованный рекламный рынок, который имеет большое будущее[6].

   Таким образом, подытоживая сказанное, можно сделать такие основные выводы:

В современных условиях реклама стала одной из важных сфер общественной жизни человека. Наиболее важными при этом можно считать экономическую, социальную, политическую, идеологическую, образовательную, эстетическую и психологическую роль рекламы.

Реклама позволяет достигать цели в различных областях человеческой деятельности, что предопределило разнообразие ее типов: коммерческая, политическая, социальная, личностная и другие типы рекламы.

Возросшее значение рекламы в современном мире требует осознания рекламистами степени своей социальной ответственности. С другой стороны, очевидна необходимость создания механизмов контроля рекламной деятельности со стороны общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: