Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 2 страница

«Трясуны - это фанатики, изуверы, враждебно настроенные против Советской власти, распространяют различного рода провокационные измышления о советской действительности, о невыполнении закона обобязательной воинской повинности … Общее количество пятидесятников-трясунов увеличилось вследствие активной деятельности «пророков-проповедников». Если на 1 марта 1949 г. числилось по неполным данным около 511 человек, то на 1 января 1950 г. числится около 1.500 человек в области.

Кроме того, в 1949 г. возвратилось в Ровенскую область около 60 человек, бывших осужденных за отказ взять в руки оружие, которые не признают и в настоящее время своей вины перед родиной, а говорят, что они являются «страдальцами» за дело божье…

Отношение к коллективизации со стороны пятидесятников-трясунов враждебное…

Я пришел к выводу, что «центром» трясунов является Березновский район, а руководителем его является КАЛЕНИК Никита Силович, проживающий в с. Димитровке, Гощанского района нашей области; приверженцами его - «пророки-проповедники»: УДОДИК М. Т. (с. Поляны), ПРОКОПЧУК И. Н. (с. Броне), МОЛОТ И. С. (с. Витковичи), ВАСИЛЕЦ К. И. (с. Богуны) и другие в количестве 16 человек… Все они бродят по селам и занимаются вербовкой в секту… в частности вербуют молодежь.

… Считаю необходимым поставить вопрос перед правительством о принятии более строгих мер воздействия ксекте трясунов…» По данным духовного центра ЕХБ на Украине оставшиеся (не воссоединившиеся с ЕХБ) общины и группы бывшей секты трясунов-пятидесятников (или христиан веры евангельской) дислоцируются в следующих областях УССР:

 

Название области Количество общин и Количество членов Групп

 


Винницкая 29 990

Ровенская 14 773

Волынская 8 697

Житомирская 17 589

Сталинская 13 498

Станиславская 9 232

Кировоградская 10 152

Кам. –Подольская 6 152

Измаильская 9 135

Киевская 7 151

Львовская 7 157

Черниговская 7 114

Одесская 4 88

Днепропетровская 5 45

Дрогобычская 2 60

Сумская 1 30

Николаевская 3 23

Всего: 151 4.886


 

Духовный центр евангельских христиан-баптистов ведет, так сказать, работу среди бывшей секты пятидесятников с целью «перевоспитания» и привлечения их в свои ряды.

За три последние года влилось бывших общин пятидесятников в состав евангельских христиан-баптистов (по сведениям духовного центра) 336 общин с количеством верующих в 18.078 человек.

На воссоединение пошли, безусловно, более «спокойные» элементы. Не исключена возможность, что некоторая часть верующих из группы не воссоединившихся пятидесятников все же оставит изуверческие «догматы» веры и воссоединится с более «тихими» религиозными общинами. Но из оставшихся пятидесятников-трясунов все ярче выкристаллизовывается очень враждебная к советской власти группировка изуверческой секты. 292

Так, например, уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Измаильской области в своем отчете за IV квартал подчеркивает:

«Необходимо указать, что нелегальные общины за отчетный период времени предприняли шали к активизации. К примеру, село Александрову, Бородинского района начали посещать некие братья Изотович Тимофей Максимович и Изотович Владимир Максимович, бывшие жители с. Ганповки Бородинского района, которые работали на железной дороге (станция Бесарабка). По прибытии в село заходили в общину евангельских христиан-баптистов, рекомендовали себя пятидесятниками, с ними также приезжали неизвестные мужчины, которых братья Изотович рекомендовали, что эти люди из Ленинграда (фамилии устанавливаются). Появлялись эти лица по ночам и скрытно… Сторонниками этих лиц были жители с. Александровки: Волокитин А. С, Катречко Х. И. и еще четыре человека, в том числе и секретарь местной школы, бывший сектант, как он себя называет, Фомин Михаил Федорович.

Вся эта группа лиц почти ежедневно устраивала нелегальные собрания в селе в разных домах. Увлекали на свою работу не только мужчин, женщин, молодежь, но и детей.

Когда эта группа навербована 20-30 человек, они самовольно открыли закрытый молитвенный дом ЕХБ и вместе с ними проводили богослужение…

На собраниях уговаривали верующих отказываться ходить на работу, не признавать над собой власти, не слушать людей, а только Бога Установлено также, что эта группа приступила к формированию нелегальной воскресной школы для детей и организовала юношеские кружки.

Принятыми мерами органами УМГБ руководители этой группы… арестованы».

На 1 января 1950 г. по всей Украинской ССР зарегистрированных нами общин евангельских христиан-баптистов числится 1.491.

Всего 1.491 община, 91 395 человек верующих.

В результате нашего повседневного регулирования деятельности религиозных формирований на Украине, направленного на постепенное ограничение их влияния на массы и количественное сжатие молитвенных домов, картина количественного состояния общин евангельских христиан-баптистов за последние годы представляется в следующем виде:

Всего в 1948 году было 1.789 общин ЕХБ, в 1949 году - 1.607 общин, на 1 января 1950 г. - 1.491 община. Анализируя движение религиозных общин евангельских христиан-баптистов за последние два года, приходим к выводу, что в количественном виде число общин постепенно уменьшается почти во всех областях Украины. В течение 1949 г. нами было закрыто 147 общин ЕХБ, из них. распустили 36, слилось с другими общинами 23, распалось 88.

Мелкие общины ЕХБ стремились объединиться с соседними, чтобы потом действовать «вширь и вглубь». Но мы не всегда шли на объединение (укрупнение мелких), а «представляли» им возможность «засохнуть на корню».

Так, например, в общине ЕХБ хутора Веселого Краснопольского района, Сумской области числилось верующих 21 человек. Начиная с 1945 г. роста здесь не было. Руководство духовного центра стремилось оживлять работу с целью увеличения роста общины. Но ввиду того, что община имела нарушения, мы не разрешили ее «укреплять» порядком перемещения церковного актива или «укрепления» ее «качественным» проповедником-пресвитером.

Нарушения эта община допускача следующие: в горячую пору уборки урожая - в молитвенном доме проводичись богослужения и этим отвлекались верующие по воскресеньям от работы на колхозном поле. Кроме этого, здесь были вскрыты дезертиры, т. е. лица, отказавшиеся служить в Советской армии. Два сектанта: Косолапенко М. Г. и Середа, якобы по своим религиозным убеждениям, отказапись брать оружие в руки Принятыми мерами они были из общины изъяты и осуждены. Один сектант выехач из села в неизвестном направлении. В общине осталось 18 членов, т. е.»двадцатка» распалась и община была снята с регистрации, а молитвенный дом в хуторе Веселом закрыт.

Или взять общину ЕХБ с. Н. Покровки Херсонской области. Эта община организовалась в 1941 г. во время немецкой оккупации. В 1945 году она объединилась с соседней общиной (село Громовка). Объединение оживило работу общины и они тогда крестили 14 новых «приближенных». Уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Херсонской области занялся изучением внутренней жизни данной общины и, в результате изучения, приняч ряд мер к пресечению миссионерской деятельности общины. В течение 1946-1947 года крещений в этой общине не было, а исключение за «недостойное поведение» было: исключили 5 человек.

В 1948 году община в с. Н. Покровка крестила только 2 человек, в том числе Зайцеву Евгению, 1924 г. рождения, окончившую неполную среднюю школу. Мы обратили внимание на данное явление. Местные организации занялись воспитанием Зайцевой и в 1949 г. она порвала связь с общиной ЕХБ. Кроме этого порвали связь с общиной еще 7 человек и в течение последних двух лет не посещали молитвенных собраний.

Верующих к концу 1949 г. в общине остаюсь 19 человек. Все они живут в трех селах: Н. Покровка, Громовка и Никольское. Посещаемость молитвенных собраний была следующая: в субботу - 5-6 человек, а по воскресеньям 8-10 человек.

Старший пресвитер евангельских христиан-баптистов по Херсонской области, стремясь спасти от распада данную общину, поднял ходатайство об объединении этой общины с соседней общиной, находящейся в селе Н. Троицкое. Но мы отклонили данное ходатайство и ввиду отсутствия «двадцатки» в общине с. Ново-Покровки, сняли ее с регистрации, а молитвенный дом был закрыт.

В результате обмена мыслей к числу более характерных моментов работы сектантов, направленной в основном на организационное укрепление своих общин и вовлечение новых членов церкви, необходимо отнести следующее: а) проведение миссионерской работы путем подготовки и проведения водного крещения, с посещением домов приближенных для приглашения на водное крещение и молитвенные собрания; б) индивидуальная обработка неверующих сектантами, работающими на производстве; в) периодические посылки в общины «квалифицированных» проповедников; г) стремление к увеличению количества членов общин за счет интеллигенции с попытками к вербовке жен коммунистов и даже молодых коммунистов, в частности из среды учащихся: д) работа по втягиванию в свои ряды рабочей и учащейся молодежи, особенно ремесленных училищ; е) качественный подбор пресвитерского состава путем замены наиболее физически слабых и дряхлых стариков - молодежью с общеобразовательной подготовкой; ж) усиление внимания вопросу качества проповедников с подбором их из числа актива общин.

В адрес журнала «Братский вестник»: мы не требуем «перестройки» его работы, так как хорошо представляем, что этот журнал и его «редколлегия» отражают и проводят идеологию диаметрально противоположную нашей материалистической идеологии, в этом его сущность. Но мы просим Совет по делам религиозных культов, с разрешения которого издается данный журнал, потребовать от «редколлегии» не допускать «методических указаний» проповедникам, идущим в разрез с существующим положением о культах и в которых предусмотрено «посещение на дому». Только в исключительных случаях и к тому же только пресвитеру разрешается посещение на дому его члена церкви (верующего), а не вообще «слушателя» проповеди.

 

Картина роста членства в общинах евангельских христиан-баптистов, например, Ворошиловградской области по годам предоставляется в следующем виде:

В 1945 г. в общинах ЕХБ было 1.671 человек.

«1946г. ««2.019 «

«1947г. ««2.035 «

«1948 г. ««2.431 «

На 1/1.1950 г. «2.460 «

 

Этот рост объясняется тем, что по существу миссионерская деятельность общин ЕХБ проводится, несмотря на наши категорические требования прекратить ее.

В предыдущих своих отчетах мы отмечали, что церковный актив всех религиозных культов, в частности, сектантов, имеет сравнительно «успех», там, где местные партийные и советские организации мало уделяют внимания научно-естественной пропаганде, а также работе среди молодежи.

Так, например, если взять Киевскую столичную область, которая имеет крупные пропагандистские силы, где очень высокий процент читающих ежедневно газету, книгу, где культурно-просветительная и воспитательная работа тоже ведется успешнее в сравнении с другими областями, все же:

«Не было и нет такого случая на Киевщине - пишет в своем отчете за 4-й квартал (1949 г.) областной уполномоченный Совета - чтобы хотя одна сектантская община распалась по причине того, что какая-то частьее членов перестала быть верующей, ушла бы из общины по этой причине…

В своих докладных записках за №№ 26 с от 26.4. и 98 с от 21.11.1949 г. на имя председателя горсовета и секретаря Киевского горкома КП (б) У мною сообщалось, что в составе религиозных общин евангельских христиан-баптистов, находящихся в городе Киеве, имеются верующие из числа студентов различных институтов не менее 10 человек (фамилии этих студентов мною были перечислены): Глунько Виктор, 1928 г. рождения, Костюкова Людмила, 1925 г. рождения, Беленец Клавдия, 1925 г. рождения и т. д. Кроме того, мною пофамильно перечислялись лица в количестве не менее 34-х человек верующих сектантов, которые рождены после Октябрьской революции, вступившие в секту в период с 1941 по 1948 год и ныне работающие в учреждениях, на заводах, фабриках, в колхозах и т. д. в качестве врачей, лаборантов, экономистов, сестрами милосердия, инженерами, бухгалтерами.

Так, например, в городе Киеве по улице Урбановича проживает гр. Омелич Григорий Васильевич, рождения 1921 года, по данным религиозной общины евангельских христиан-баптистов, находящейся в городе Киеве, (на Подоле), он значится членом религиозной общины, и что в 1946 году он принял водное крещение, согласно обряда сектантов и, якобы «работает в Киевском автодорожном институте».

К тому же, этого «молодого человека» пресвитер бывшей Киевской общины, (которая находилась по ул. Ленина, 53 «а», но впоследствии нами ликвидированная) Артур Осипович Мицкевич «воспитывал», «выдвигал» в «проповедники», предоставляя ему кафедру в молитвенном доме ЕХБ для проповедей.

Мы заинтересовались данной личностью. Оказалось, что Омелич Г. В. «не работает в Киевском автодорожном институте», а является студентом последнего курса этого института. «Кроме того, - пишет в своем письме уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Киевской области, - мне стало известно, что гр. Омелич Г. В. состоит членом ВКП (б) и является секретарем парторганизации курса, на котором он учится, одновременно - членом партийного бюро парторганизации Киевского автодорожного института». (Письмо от 24/2-1950 г. № 16 с).

Безусловно, Киевский обком КП (б) У теперь исключил уже из рядов ВКП (б) гр. Омелича Григория Васильевича. Но данное дело должно вздыбить студенческую общественность; партийные и советские организации города Киева должны широко разъяснять в массах, в частности среди студенчества, что религия - вовсе не продукт невежества и обмана, (как думали буржуазные атеисты). Религия - продукт общественной жизни людей. Вопреки буржуазным атеистам, вопреки анархистам, которые считали, что религию можно ликвидировать, «отменить», уничтожить в любой момент и в любом обществе, марксизм учит, что религия отомрет только в обществе, где не будет классового гнета, гнета природы над человеком; что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков.

В связи с «делом» Омелича, необходимо вспомнить сектанта-проповедника, которого тоже «воспитывал» Мицкевич, покойный Патковский и другие - Коваленко Леонида Ефимовича, бывшего студента философского факультета Киевского университета (теперь учится заочником в Одесском университете).

Этого проповедника я лично слушал в бывшей Киевской общине ЕХБ (находилась в 1947 году по ул. Жилянской). Студент-проповедник (с удостоверением в кармане от деканата философского факультета Киевского Университета) свою проповедь «о самарянских колодцах» подкрепил следующей выдержкой из «философского» романа французского писателя Этьена Кабе «Путешествие в Икарию»:

«И наше убеждение становится непоколебимым, когда мы видим, что почти все философы и все мудрецы провозглашают равенство, когда мы видим, сто Иисус Христос провозвестник величайшей реформы, основатель новой религии, которому поклоняются, как Богу, провозгласил равенство, чтобы освободить род человеческий…» (Этьен Кабе «Путешествие в Икарию», предисловие автора ко второму изданию книги). Городская молодежь, возможно студенты, присутствовавшие на богослужениях, (которые проводил, как видно, Коваленко) после проповеди Коваленко заговорили между собой о книге Этьена Кабе «Путешествие в Икарию». Как видно, данная книга их очень интересует. К сожалению, среди студенчества никто не проводит литературно-критических вечеров, с целью критического разбора сочинений утопистов, в частности Этьена Кабе. А Этьен Кабе в своем «Истинном христианстве» «доказывал», что целью Иисуса было установление коммунистического строя на Земле.

В связи с «делом» студента-сектанта Омелича Г. В. необходимо принять ряд мероприятий, направленных на то, чтобы наши критики с марскистско-ленинских позиций систематически разъясняли учащейся молодежи, почему в романе A. M. Горького «Мать» в главе 8-й (2-й части) написано, что мать Павла Власова:

«По картинам, изображающим Христа, по рассказам о нем, она знала, что он друг бедных …»: или в главе 18-й, в разговоре с простой женщиной Татьяной героиня романа «Мать» (положительный тип) говорит:

«На счет Бога - не знаю я, а во Христа верю … и словам его верю - возлюби ближнего, яко себя, - в это верю …»

Представьте себе семью колхозника или рабочего, где школьница 6-10 класса будет родителям читать вслух роман «Мать» и что она ответит своим родителям на их вопрос, вытекающий из содержания вышеприведенных цитат очень популярного в массах данного романа?

У многих читателей возникает вопрос: «Почему A. M. Горький в своем популярном романе «Мать» показывает агитаторов, людей, выступающих перед рабочей массой, а особенно среди крестьян, которые «с помощью цитат из Евангелия» подымали народ на борьбу с царизмом?

Например, Рыбин (один из героев романа «Мать») так говорите своих приемах пропаганды:

«… я больше Библией действую, там есть что взять, книга толстая, казенная, Синод печатал, верить можно…» (Роман «Мать», глава 25).

 

«30 декабря 1949 г., - пишет в своем отчете уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Киевской области, - председатель сельсовета с. Соколовочка тов. Корчевой и председатель колхоза того же села тов. Романюк (Тальновского района) вызвали в сельсовет пресвитера зарегистрированной общины евангельских христиан-баптистов Сорочинского и предъявили ему следующие требования:

1. Зарегистрировать общину в райисполкоме и предоставить документ.

2. На каждое богослужение составлять конспект и утверждать его в райисполкоме.

3. Пресвитер должен предоставлять справку от колхоза, что правление колхоза отпускает его (в его свободное время от работы) для проведения богослужения.

4. Представить в сельсовет списки верующих общины.

 

Когда пресвитер Сорочинский предъявил им нашу справку о регистрации общины, то товарищ Корчевой на это ответил, что «собрание мы ваше закрываем и вашего уполномоченного не признаем». Если бы данный случай был единичным случаем на Киевщине, то мы не концентрировали бы вашего внимания на данном факте. К сожалению, подобные факты не единичны и носят явно политически-вредный характер. Что это так, явствует из следующих фактов:

1. Корчевой и Романюк, вызвав пресвитера общины, зарегистрированной нами, в сечьсовет с. Соколовочка, Тальновского района, Киевской области, потребовали: а) зарегистрировать общину в райисполкоме; б) на каждое богослужение составлять конспект и утверждать его в райисполкоме.

2. Председатель сельсовета села Кишенцы, Маньковского района Киевской области, закрыл молитвенный дом, зарегистрированной религиозной общины евангельских христиан (согласно существующего законоположения о культах) на том основании, что он признал «наши документы о регистрации общины недействительными и потребовал представить ему таковые от райисполкома» (сообщение Уполномоченного Совета по Киевской области от 9/1.1950 г. информотчет № 1с, стр. 42)

3. Председатель сельсовета села Дударкова Бориспольского района Киевской области тов Колтаков Т. Г. потребовал от пресвитера зарегистрированной общины евангельских христиан баптистов Сидоренко, чтобы «он перед каждым богослужением обращался в сельсовет с ходатайством и получал на это разрешение, без него Колтаков богослужений проводить не разрешит.

«Больше того, - отмечает в своем отчете уполномоченный Совета по Киевской области, - когда в село Дударкова прибыл помощник старшего пресвитера ЕХБ по Киевской области Ферюпко, при чем пребывание там Ферюпко было со мной согласовано, несмотря на то, что Ферюпко имел соответствующий документ, товарищ Колтаков не только не разрешил ему там быть, но поручил исполнителю сельсовета вывести Ферюпко (в ночное время) из села. На предъявленное Ферюпко письменное разрешение наше, товарищ Колтаков ответил - «я вашим уполномоченным не подчиняюсь» (Из отчета уполномоченного Совета по Киевской области от 9 января 1959 г. № 1с).293

Все христианские деноминации были объектом штурма со стороны государственного атеизма. Об этих «военных действиях» против церкви можно судить по длинному перечню предпринятых мероприятий, который также хранится в архиве.

1. Приняты меры к ликвидации всякой специальной работы общин евангельских христиан баптистов среди женщин, молодежи и детей (особые собрания, курсы, кружки, концерты, обучение религии, детские утренники, бесплатные обеды, раздача подарков, участие несовершеннолетних и учащихся в хорах и т. п.) В Закарпатской области ликвидация этих форм религиозной пропаганды ЕХБ проходит с учетом местных особенностей, но также достаточно твердо и последовательно.

2. Крещение вновь принимаемых в секту производится в строго установленных местах, удаленных от населенных пунктов, в ранние часы и в дни определяемые общиной по согласованию с уполномоченным Совета по делам религиозных культов. К водному крещению допускаются только лица, достигшие совершеннолетия (не моложе 19-25 лет) и к тому же такая молодёжь к крещению допускается в очень малом количестве; лица бродячие, приезжие в общины из других мест, с исключительной целью принять крещение, не допускаются к крещению. Крещенный должен быть местным жителем, а не проживающим временно. Ввиду того, что некоторые общины ЕХБ все же нарушают данное положение и на водное крещение выходят большими сборищами, превращая водное крещение в трибуну сектантской пропаганды, нами поставлен вопрос (письмо от 24/11-1950 г. № 39с) перед Советом по делам религиозных культов о даче соответствующих рекомендаций духовному центру ЕХБ производить крещение лиц, принимаемых в секту, в самом молитвенном здании, устраивая для этой цели так называемые «баптистерии». Эти «баптистерии» уже существуют в общине ЕХБ г. Москвы и в Закарпатской области.

3. Образование хоров допускается только в пределах данного молитвенного здания и из членов данной общины. Запрещено в хор принимать учащихся, в частности студентов. Не допускаются поездки хоров по другим общинам. Струнные кружки и духовные оркестры при молитвенных домах распущены.

4. Пресвитеры общин обслуживают только ту общину, по которой они зарегистрированы Уполномоченным Совета по делам религиозных культов. Выезды с проповедями в другие общины не допускаются. Старшим пресвитерам разрешаются объезды только зарегистрированных общин по маршрутам, согласованным с уполномоченным Совета по делам религиозных культов.

5. По рекомендации Совета по делам религиозных культов духовный центр ЕХБ разослал на места циркуляр своим старшим пресвитерам, в которых изложены «правила церкви» и в них предусмотрено, что проповеди на молитвенных собраниях произносит только зарегистрированный пресвитер и «только лица на это служение выделенные. Ни в одной общине не должны допускаться к проповедованию лица, приезжающие из других мест и не являющиеся постоянными членами данной общины». В этих «правилах» предусмотрено, что «ни в одной общине «Праздник жатвы» (День урожая) не должен сопровождаться трапезами, а также съездом гостей из других общин».

6. Запрещена всякая материальная помощь нуждающимся членам общины из церковных сумм.

7. Уполномоченным Совета даны указания категорически пресекать всякую миссионерскую работу со стороны секты ЕХБ и ее членов в отдельности.

8. В целях постепенного сокращения количества общин ЕХБ требуем: а) договора на аренду частновладельческих домов под молитвенные собрания должны заключаться на срок не менее 3-5 лет; б) некоторые общины, расположенные одна от другой на расстоянии 8-12 километров - объединяем. Если же община мелкая, с тенденциями к сокращению количества верующих, (и в то же время духовный центр 271 стремится ее спасти то ли сменой руководства, то ли объединив с соседней), то такой общине предоставляем возможность «засохнуть на корню»; в) совершенно прекратили открытие новых молитвенных домов евангельских христиан-баптистов; г) Уполномоченными Совета значительно повышены санитарно-технические и противопожарные требования по отношению к зданиям, в которых действует молитвенный дом, д) запрещено открывать молитвенный дом сектантов в жилом, неизолированном от жильцов помещении. Приняты меры к закрытию действующих молитвенных домов в жилых, неизолированных от жильцов комнатах для молитвенных собраний, а также и тех молитвенных домов, которые находятся в близком соседстве с культурно-просветительными учреждениями населенного пункта

9. Здания, в которых до Великой Отечественно войны находились клубы, школы, культпросветучреждения, а во время временной немецкой оккупации они были захвачены религиозными общинами, освобождаем и передаем их под культпросветучреждения.294

 

(Нужно сказать, что в последнем пункте даже не было упомянуто, что во время немецкой оккупации верующие «захватили» то, что им принадлежало по праву, а именно - свои собственные молитвенные дома, которые были построены их руками за счет их личных средств, и которые у них были отняты в ЗО-е годы).

В соответствии с этими директивами вынужден был вести свою работу и ВСЕХБ. Так, например, «московские братья» в конце 1949 года указывали старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине А. Л. Андрееву:

А также ставим перед Вами вопрос о наших старших пресвитерах, находящихся под Вашим братским наблюдением. На Новый год мы должны им выдать новые удостоверения, чтобы на основании их они могли совершать свое служение по наблюдению за общинами. Из прошедшей деятельности наших старших пресвитеров нам стало ясно, что многие из них не понимают своего служения. Некоторые увлекались чинопочитанием, пышными приемами любили принимать личное участие в совершении богослужений в поместных общинах, писали строгие приказы и распоряжения, часто при этом вовсе не считались с правами самих общин, что на местах в общинах вызывало большие недоразумения и смущения.

Они- не усвоили, что они не служители культа поместных общин, которые стараются влиять на духовную работу в этих общинах. Они все еще стараются о привлечении большого количества обращенцев в общинах и области, о многих крещениях и т. п., а забывают при этом, что они только духовные наблюдатели за деятельностью пресвитеров и общин, насколько они верно выполняют все указания ВСЕХБ и Положение о ВСЕХБ.

В свое время ВСЕХБ вынес решение о включении в состав своих общин пятидесятников с определенной целью, что нездоровая, неуравновешенная практика пятидесятников будет поглощена ровным и спокойным служением ев. хр. баптистов, а вместо этого очень часто пятидесятники берут верх над евангельскими христианами баптистами, потому что сами общины, их пресвитера, а часто и старшие пресвитера свое основное внимание уделяли делу расширения рядов верующих за счет внешней публики, тогда как их основная задача внедрить здравое воспитание в рядах верующих, дабы бывшие пятидесятники могли вполне освоиться со спокойным служением евангельских христиан баптистов.

Есть и другие крайности: например, старший пресвитер Крапивницкий СБ. и проповедник Одесской общины Гумовский «громят» в проповедях и беседах пятидесятников, чем отталкивают от общины пятидесятническую массу верующих и еще больше их утверждают в их застарелых взглядах и практике. Нам всем известны верные приемы для работы в такой среде - надо получить у таких людей христианское доверие, надо к ним проявлять братское внимание и любовь, надо их не укорять, не обижать и не унижать, а мудрой и верной рукой направлять их в русло здорового братского общения и тем они скорее отойдут от своей прежней практики - молитвенных криков, бессмысленных постов и стремлению к невразумительным языкам.

Вместо того, чтобы бросать свои взоры и действия на внешнюю среду, находящуюся вне наших общин, надо было усердно обратить внимание на свои общины и некоторые нездоровые явления в этих общинах, которые и изживать усердной, кропотливой и терпеливой работой, пока они все придут к здоровому евангельскому пониманию и практике.

А то, вот, во многих местах в общинах еще проходят декламации духовных стихотворений часто сомнительного содержания и даже исполняемые малолетними, как, например, в Запорожской области и некоторых западных областях, в хоры вербуются не только члены общины или верующие, а прямо молодежь с улицы, часто учащиеся, отчего хоры много теряют с духовной стороны.

До проповеди в собраниях допускаются приезжие, а часто прямо проходимцы. Положение о ВСЕХБ и его общинах получено и положено «под сукно» и не проводится в общинную практику. А старшие пресвитера всё это видят и смотрят на это сквозь пальцы, как будто это не их дело.

Л посему просим Вас серьезно пересмотреть список ваших старших пресвитеров. Кого, может быть, при этом освободить от служения и заменить другим работником, кого переместить в другое место, а кому поставить на вид те или иные наши указания. Следует посоветоваться в этом отношении с уполномоченным Вильховым и прислать нам о всех их Ваше мнение и заключение. Сделать это необходимо до 25 декабря сего года, чтобы и мы имели время пересмотреть этот список и принять наше решение.295

Разумеется, Андреев отправился с этим вопросом к уполномоченному, где его ожидали, ибо еще 20 декабря из Москвы Вильховому была направлена информация, что Андреев придет для согласования, согласно письму, которое ему направлено руководством ВСЕХБ. (Синхронность работы ВСЕХБ и Совета была временами просто удивительной!) О результатах «консультации» из Киева в адрес председателя Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянскому 7 января 1950 г. была направлена депеша, в которой говорилось:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: