Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 8 страница

2.    Глава колхоза т. Тещук;

3.    Завклуба пи Калан;

4.    Сторож: клуба т. Маконский и др.

Чтоб выявить в допросах этих преступников, мы хотим сказать, для ориентации следственным органам, то, что мы видели их своими глазами: идя по дороге 13 марта до рассвета, мы заметили каких-то людей, которые суетились около упомянутого дома и что-то стучали. Нас удивило, что это может быть, и мы стали тихо приближаться к ним. Среди замеченных людей были опознаны нами вышеупомянутые люди, которые вырывали оконницы в одном окне. Нас аж страх охватил, когда мы увидели, как они, забравшись внутрь, начали там разжигать огонь, после чего участковый Полевой направился домой в сторону сельсовета (потому что там его дом), а остальные спрятались за другими домами. Несколько минут мы не знали, что делать, но сейчас один из нас побежал в сельсовет, чтоб позвонить в район. По дороге, добегая уже до сельсовета, я наткнулся на участкового Полевого и главу колхоза тов. Тещука, которые пригибались за соседними домами, выглядывая горит ли уже. Я чуть не умер со страху от них и дальше не побежал. Когда же огонь показался сверху, то участковый Полевой махнул рукой и сказал: «Уже! Я иду спать», и пошел, а т. Тещук сразу же оседлал своего коня и сбежал на пятое село -ее. Навоза (село Навоза это его родина) сбежал, как будто бы его и не было в селе Пожарки во время пожара, потому что когда его по дороге рано встречали знакомые люди как гр. Зуй Владимир, Головой Иван и Антонюк Василий Адамович и спрашивал его, что там за пожар был на Пожарках, он отвечал, что он не из Пожарок идет и ничего не знает. Сам себя т. Тешук сдает с головой.

Эти преступники думают, может, что они сделали зло субботникам, но они сделали зло нам, нашему селу и нашему колхозу, так как этот дом с течением времени мог бы быть полезным для других культурных целей нашего села.

Это преступление также направлено против нашего государства с далеко нехорошими целями, это подрыв и мы не можем остаться спокойными и уверенными за наш колхоз, если эти преступники не будут наказаны, то хоть они и выкрутятся, но дело ясно. Мы, видя, что следственные органы нашего района не замечают этих преступников, обратились с аналогичным заявлением к начальнику МГБ по Волынской области 16 марта с. г. Но как районные следственные органы будут замечать этих преступников, когда сам прокурор нашего р-на т. Григорьев сам не раз выкрикивал на собраниях, что: «я эту синагогу смету с лица земли». Сейчас обращаемся к вам, как к субботническому начальнику, чтоб Вы поруководили так, чтоб эти преступники не скрылись.

Ждем Вашего содействия.

С уважением к Вам: очевидцы - колхозники к-за Берия в с. Пожарки. Еще следует отметить, что завклуба т. Галан тоже сбежал с села, куда-то выехал, и остальные тоже суетятся.342

Стоит ли говорить - несмотря на тщательные поиски, я не смог найти в архивах никакой информации, чем вся эта история закончилась для поджигателей. Для верующих же эта история закончилась, вероятно, строительством нового здания, которое, в соответствие с тогдашними законами, после окончания строительства и придирчивой процедуры принятия в эксплуатацию специальной приемной комиссией… принималось на баланс исполкома местного совета и считалось государственной собственностью!

Современному читателю, вероятно, нелегко поверить в то, что имели место тщательно спланированные местными властями поджоги молитвенных домов - это просто дико звучит. Однако, что говорить про те далекие и жестокие сталинские времена, когда в гораздо более благополучном «брежневском» 1967 году, в родном селе моей жены - в селе Андрушовка, затерявшемся в густых лесах Шуйского района, что на Тернопольщине, по указанию местного руководства, летней темной ночью подожгли молитвенный дом, который верующие с любовью построили своими руками «при Польше» в 1937-38 г. г.

Церковь христиан веры евангельской образовалась в Андрушовке еще в 1925 году. Об этом рассказывал в своих воспоминаниях мой покойный тесть Николай Филимонович Савчук, который последние годы своей жизни руководил этой церковью.

В 1924 году это началось, когда Трофим Нагорный с братом приехали в лес на работу по заготовке дров, работали они здесь по неделе. У Трофима здесь были родственники, к которым они приходили на ночь. Когда они обедали или ужинали, то, садясь за стол, не крестились. К ним присмотрелись, что это какие-то странные люди, стали задавать вопросы - и с этого началась проповедь Евангелия. И некоторые люди обратились и стали верующими. И ещё в наше село тогда приходил ещё один человек - портной, которого звали Флоримон Кашпар. Он уже был верующим. Трофим его принял к себе, так как у него была отдельная хата. И так они с Трофимом сдружились, начали каждое воскресенье делать собрания там, в той хате. Трофим приезжал сюда с хором из Быковец, и там ещё приезжали сестры, братья.

В 1925 году Трофим преподал первое крещение. Гука Ивана рукоположили на пресвитера. Церковь стала расти, и понемногу стали строить дом молитвы, который еще стоит до сегодняшнего дня. В 1944 году все село сгорело, когда проходила война, а молитвенный дом Бог сохранил. Точно я не помню, но где-то в 1947 или в 1948 году уже повесили было табличку и флаг на молитвенный дом, что это уже теперь клуб, но Бог разрушил этот план.343

Даже сегодня, когда проезжаешь через это село, бросается в глаза, что почти все дома в Андрушовке построены с левой стороны дороги. Домов с правой стороны очень мало, в основном там расположены огороды, которые спускаются в речке, называемой Кутянка. Именно с правой стороны, недалеко от берега широко разлившейся запруженной Кутянки и построили молитвенный дом. А рядом, по другой стороне улицы - школа, в которой училась моя будущая жена.

В июне 1967 года в церкви планировалось проведение водного крещения - в завет с Господом должны были вступать 8 новообращенных душ. В субботу вечером, после вечернего богослужения в церкви, руководящие братья засиделись допоздна, обсуждая детали предстоящего служения. В те времена местные власти позволяли им проводить крещения только рано утром на берегу, поросшем кустарником, чтобы в еще не проснувшемся селе это не привлекло чьего-то любопытного взгляда - так сказать, старались, по возможности, «исключить религиозную пропаганду». Не разрешали также собираться на берегу в большом количестве, а по селу должно было идти только маленькими группами. При совершении крещения, как правило, присутствовал «надзор» в лице представителей местной общественности, задача которого состояла в том, чтобы «обеспечивать контроль».

Разошлись уже ночью - и все помнят, какая это была удивительно тихая спокойная ночь. Только в колхозе расчет пожарной машины с вечера предупредили, чтобы всю ночь были начеку, ибо ночью ожидается учебная тревога.

Тревога, действительно, прозвучала. Был получен сигнал, что горит школа. Пожарная машина помчалась к школе, однако в школе все было спокойно. Растолкали уснувшего сторожа, который спросонку сказал, что, вероятно, горит школа в соседнем селе Русская Гута. Пожарные изо всех сил бросились туда, но и в Русской Гуте со школой все обстояло совершенно благополучно. Ругаясь, пожарные вернулись на свою базу.

Только рано утром стало ясно, что произошло.

Глухой ночью группа поджигателей выставила окно молитвенного дома со стороны реки и, пытаясь скрыть следы преступления, внесла его внутрь здания и положила на стулья у стены. На деревянный пол у деревянного стола, накрытого плюшевой скатертью со свисающей бахромой поставили резиновый сапог, в который налили горючее. Все помещение изнутри обрызгали бензином, в том числе и подбитый досками потолок. Вспыхнул огонь…

Рано утром, когда верующие пришли в церковь, дом молитвы представлял из себя такое зрелище, в которое трудно было поверить. На полу, дымя удушливым чадом, лежали остатки не догоревшего резинового сапога. Рядом - две трехлитровые банки из-под бензина. Выставленное окно мирно покоилось у стены, а на обычном месте по-прежнему стоял стол, на котором на полусгоревшей скатерти лежала нетронутая огнем Библия, сборники духовных песен и другие духовные книги.

Моя жена рассказывала мне, что долгие годы стояла потом в церкви крепкая дубовая скамейка, опаленная огнем, но не сгоревшая.

Чудом Божьим дом молитвы не сгорел. И не сгорела Библия, до которой огонь дошел - и погас.

Следы преступления были налицо. Стал понятен и замысел поджигателей. Пожар в селе, особенно летом - дело страшное. Все село могло сгореть. Поэтому власти и проявили предусмотрительность - привели в боевую готовность пожарную команду. И как только в молитвенном доме устроили пожар, сразу кто-то вызвал пожарных тушить школу, которая стояла по соседству. Пока пожарные приедут к школе - место пожара станет очевидным, а при тушении вспыхнувшего деревянного дома молитвы, пожарные попросту растащат баграми последние несгоревшие бревна. После этого церковь, согласно законов того времени, как не имеющую своего здания, легко можно будет лишить регистрации (церковь входила в состав ВСЕХБ) и, следовательно, - закрыть.

Однако пламя потянуло в сторону выставленного окна, к реке. Дважды в ту ночь, пожарные, поднятые по тревоге, проезжали мимо, но пламени внутри здания так и не заметили. Огонь потушил сам Господь - и это было очевидно для каждого, кто в то утро пришел в церковь.

Если бы здание сгорело - в этом, конечно, обвинили бы самих верующих, оклеветав их в том, что они, якобы, не потушили керосиновую лампу. (Кстати, в 1967 году, в Советском Союзе, в космическую эру - в этой церкви в Андрушовке богослужения проходили при свете керосиновой лампы, ибо власти не разрешали провести в церковь электричество!) Одновременно, верующих не преминули бы обвинить в том, что они «из-за своих молений едва не спалили все село», и «только бдительность колхозных пожарных остановила страшное лихо».

Испытание верующих в то утро одним пожаром не закончилось.

В здании церкви, заполненной удушливым дымом, богослужение проводить было невозможно. Стол, со следами огня, поставили во дворе, положили на него чудом Божиим сохранившуюся Библию, стали проводить богослужение под открытым небом совместно с братьями и сестрами из соседних общин, которые постепенно также подошли. Звучала проповедь Евангелия.

Пресвитер церкви Андроник Вознюк закончил богослужение, рассказывая, что обозначает крещение, и почему люди его принимают, вступая в завет с Господом. Между тем слухи о поджоге быстро разнеслись по селу. Собралось очень много людей. Наконец, настал час совершения водного крещения. Все направились к речке. Первый пресвитер церкви Иван Евдокимович Гук был уже очень старым человеком, но, по просьбе верующих, именно он преподавал крещение в тот день.

Разъяренный неудачей председатель колхоза (я не называю его имени только по просьбе моей жены, которая и сейчас трогательно любит всех своих односельчан), примчался на берег на пожарной машине и приказал пожарным разгонять собравшихся людей струями воды. К их чести - они отказались. И тогда председатель колхоза сам включил насос и собственноручно схватился за пожарный шланг, с дикими ругательствами пытаясь разогнать людей. Под струями воды и брани спокойно, с достоинством стояли все верующие над рекой Кутянкой, никто не ушел, никто не убегал. Стояла рядом с ними, с непониманием озираясь вокруг, и восьмилетняя девочка - будущая моя жена. Держала мать ее годовалую сестренку Веру на руках, закрывая собой, под бьющими струями воды. С торжественным величием звучало на берегу пение гимна: «Во Христа крестились, во Христа облеклись…»

Закончил престарелый пресвитер Иван Гук совершать крещение, вышел он из воды - закончилась и вода в цистерне пожарной машины.

Закипало праведным гневом православное село. Молились за своих обидчиков и гонителей христиане евангельской веры. Как и Христос молился на кресте Голгофском: «Прости им, Отче, ибо не знают, что худо творят!»

И какой-то читатель спросит - ну и что было потом?! Да ничего не было. Ворон ворона в глаз не клюнул.

Так это было в относительно благополучное брежневское время летом 1967 года. В зарегистрированной церкви, которая имела официальное разрешение на проведение в тот день водного крещения! Что же говорить про пожар в селе Пожарки весной 1952 года!

Спустя годы, мучительно умирал от рака этот самый бывший председатель колхоза в Андрушовке. Дал ли ему покаяние перед смертью Господь? Никто не знает. Прости ему, Отче!

Враги народа По состоянию на 1 января 1947 года, по данным старшего пресвитера Андреева, в союзе ВСЕХБ по Украине насчитывалось 1.849 церквей, а в них - 94.019 членов. В последующие годы «сеть церквей», как выражались уполномоченные, стала резко сокращаться в результате комплекса мероприятий, направленных на «сжатие» этой самой «сети».

Картина выглядит следующим образом:

1947 г. - 1.849 - 94.019 членов

1948 г. - 1.817 - 94.640 членов

1949 г. - 1.629 - 91.770 членов

1950 г. - 1.490 - 91.395 членов

1951 г. - 1.419 - 91.180 членов

1952 г. - 1.380 - 89.432 члена, 344 из них - 1.809 служителей 345

Что касается количества церквей адвентистов седьмого дня, то их к 1952 году на всю Украину осталось только 116 зарегистрированных общин.346

Тенденция к сокращению количества церквей (при том, что количество членов в церквах практически не сокращалось), продолжалась далее. Согласно статистике Совета по делам религиозных культов, как сообщалось в Москву, следующие годы принесли такие результаты «сжатия» общин ВСЕХБ: на 1 января 1953 г. имелось 1.367 церквей, на 1 января 1954 г. имелось 1.350 церквей.

7 Совет по делам религиозных культов утверждал, что на конец 1950 г. христиан веры евангельской во ВСЕХБ влилось 365 общин, с общим количеством верующих - 17.660 (в чем, вероятно, Совет был прав), и что оставалось за пределами объединения 305 общин с общим количеством верующих - 8.527 членов (что, разумеется, было очень заниженной цифрой и совершенно не соответствовало реальному количеству верующих в этих общинах - и это впоследствии неохотно признавалось и самим Советом).

По мере того, как верующих «выдавливали» из легальных объединений, они «перетекали» в нелегальные - по принципу сообщающихся сосудов. По мере того, как сокращалась «сеть» зарегистрированных церквей, продолжало возрастать количество незарегистрированных общин, которых именовали подпольными. В отчете Вильхового в Москву за январь-март 1950 г. сообщается:

В первом квартале текущего года в Ровеискую область прибыло из разных мест заключения 298 человек сектантов, осужденных в своё время судебными органами Советской власти за отказ от службы в Красной Армии с оружием в руках. Большинство из этих лиц примкнуло к нелегальным группам «трясунов», где их начали выдвигать на руководящую духовную работу, как «страдальцев за дело Божье». Эти активные «антивоенники», безусловно, будут пытаться активизировать работу нелегальных групп «трясунства»348 Конечно, руками старших пресвитеров боролись как с пополнением членства церкви через запрет на крещение молодежи, так и с «антивоенниками» административными способами внутри церкви - их попросту отлучали от церкви. Вильховый приводит в своем отчете в Москву слова руководителя адвентистов седьмого дня Мельника «по поводу тех, кто не берет в руки оружие для защиты Родины»:

Мы таких исключаем из своих общин. Мы теперь в допризывном возрасте молодежь не крестим. Пусть окончат военную службу, и если вернутся к нашему вероучению, то тогда будем их крестить. Мы теперь не запрещаем молодежи посещать кино и смотреть там научные кинофильмы.349

Уполномоченный по Сталинской области Гущин откровенно информировал Вильхового, что «при рассмотрении списков на приближенных, подавших заявления о вступлении их в члены общины через принятие ими водного крещения, как правило, молодежь до 25-ти летнего возраста, и лица со средним и высшим образованием к принятию водного крещения не допускаются, что, конечно, у этой части верующих приближенных общин создает недовольство и всякое старание принять водное крещение без разрешения старшего пресвитера».350

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Украине П. Вильховый 19 июня 1952 г. в письме на имя председателя Совета по делам религиозных культов И. В. Полянского под грифом «Секретно» доносил:

Большинство пятидесятнических групп по существу уже не действуют в явочном порядке, а ушли в подполье, об этом мы уже писали в своем годовом отчете за 1951 год.

По-видимому необходимо изменить и наше отношение к данным группкам верующих, рассматривая их, как антисоветские враждебные религиозные формирования. Изучение данного вопроса мы ставим в план своей работы и просим Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР сообщить Ваши специальные указания по отношению пятидесятнических групп о чем Вы писали в своем письме от 9 января 1951 года за JV» 1- 73с, но мы до сих пор их не получили.

Просим ускорить направление вышеупомянутых указаний.351

Какие именно «специальные указания» по отношению к группам пятидесятников были даны в письме из Москвы, приходится только догадываться, ибо в архивах Совета по делам религиозных культов этого документа найти не удалось. Однако, в общем контексте сохранившихся документов, картина предстает довольно грозная. В последние годы жизни Сталина снова стал витать над страной призрак мрачного, «расстрельного» 1937 года. Широко известно выдуманное органами Госбезопасности, чтобы угодить бредовым идеям «шпиономании» Сталина, болезненно видевшего повсеместно «заговоры» и «вредительство», так называемое «дело врачей», которых обвиняли в отравлении известных политических и общественных деятелей Советского Союза. (Многие исследователи думают, что таким образом Сталин заметал следы своих собственных преступлений, ибо на его совести, действительно, было много случаев уничтожения даже преданных ему работников).

Нагнеталась «шпиономания» и в обществе. Газеты раскручивали травлю обвиняемых, которых еще до суда, как само собой разумеющееся, считали и признавали виновными, организовывали «стихийно возникшие митинги», на которых обманутые советские граждане, ни на секунду не задумываясь о самом правомочии высказывать свое мнение в адрес обвиняемых до суда -пусть даже «послушного» советского сталинского суда - как правило, совершенно искренне принимали митинговые решения типа «расстрелять врагов народа как бешеных собак» по требованию трудового коллектива. Эти требования трудовых коллективов также публиковались в газетах, вызывая новый накал истерии и ненависти. (Господи, через что же прошла наша страна?! Стоит ли удивляться поразительной взвинченности нашего народа, которая, кажется, передается из поколения в поколение на генетическом уровне?!)

До смерти Сталина оставалось меньше месяца. Секретные документы свидетельствуют, что 10 февраля 1953 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов П. Вильховый направил, как документ особой государственной важности, в адрес председателя Совета Министров УССР Д. С. Коротченко и сразу троих секретарей ЦК Коммунистической партии Украины донесение. В этом донесении он сообщал, со ссылкой на письмо уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Винницкой области от 6 февраля 1953 г. № 4-сс, о чрезвычайном происшествии.

В школе с. Кацмазово Станислаеческого района, когда классный руководитель прочитал передовую статью:

«Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей», ученица 6-го класса Мельник Нина громко заявила: «Отравили - это они очень хорошо сделали». Остальные ученики были очень возмущены таким враждебным заявлением.

На следующий день Мельник Нина и ее подруга Коханюк Люба в школу не пришли, а ушли в с. Андреевку, Шаргородского района к родственникам Коханюк Любы и несколько дней пробыли там.352

Не стоит сейчас комментировать заявление ученицы 6 класса. Интерес представляет дальнейшая реакция властей. Вильховый продолжает:

Отец Нины Мельник работает в колхозе и, якобы, неверующий, а мать - верующая и состоит членом религиозной общины евангельских христиан-баптистов в с. Кацмазово. Родители и родственники подруги Нины Мельник - Любы Коханюк также являются членами Кацмазовской общины евангельских христиан-баптистов.

Мною дано указание уполномоченному Совета по делам религиозных культов по Винницкой области проверить деятельность данного молитвенного дома с целью его закрытия.353

Пожалуй, это указание Вильхового также не стоит комментировать.

А выводы лежат на поверхности: какой-то миг оставался, какая-то зыбкая грань оставалась до того, что верующих «объявят врагами народа» и «стихийно возникшие повсеместно митинги трудящихся» потребуют «с презрением и гневом» раз и навсегда решить вопрос не только с «пережитками прошлого», но и с носителями этих пережитков. Все было готово, к тому, чтобы зверя спустить с цепи.

Все было готово.

Но есть на небесах Господь - и не спит и не дремлет Хранящий народ свой. И он никогда не опаздывает. Он не опоздал и в тот грозный час.

Смерть Сталина В начале марта 1953 г. умер Сталин. Нужно знать психологию обычных советских людей того времени, чтобы понять, к каким переменам их сознания и мышления это могло привести. Постепенно массовая вера в Сталина, как гения и вождя изменилась: у людей в значительной мере исчезло чувство страха.

Нужно сказать, что и сама война, при всем ее ужасе величайшей трагедии человечества, в особенности народов Советского Союза, частично способствовала развенчанию авторитарного государства, его режима и его идеологии.

Стоит согласиться, что «война подвергла суровому испытанию тоталитарное мышление, которое, не выдерживая столкновение с действительностью, стало частично разрушаться. Власть идеологических мистификаций сильно пошатнулась. Возрастало и нечто такое, что подрывало режим сталинщины морально.

Люди более глубоко почувствовали, а кое-кто и явно осознал, насколько сильно их свободная самодеятельность, то есть подлинная основа общественного бытия, ограничивается или даже подавляется рамками репрессивного режима». «Народ поумнел, это бесспорно», - говорил маршал Л. Л. Говоров писателю Илье Эренбургу».355

Несомненно, что те, кто вернулись с войны, могли увидеть разницу, которая существовала между двумя системами: социалистической и «загнивающей» капиталистической. Людям достаточно было увидеть уровень жизни людей тех мест, по которым прошла Советская Армия, чтобы сделать выводы. Кроме того, после открытия второго фронта настроение людей и отношение к странам Запада стало меняться. Англия, Америка и Россия объединились против одного врага, а это означало, что они стали союзниками. Люди надеялись, что после войны эти страны окажут Стране Советов действенную поддержку. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Люди связывали определенные надежды на сотрудничество с США и Англией, но «Сталину нужно было срочно создавать из вчерашних союзников образ нового врага».356 Все это делалось планомерно, начиная с совещания глав государств США, Англии и СССР в берлинском пригороде Потсдаме. И уже в марте 1946 года Черчиль констатировал, что «железный занавес» опустился на Европейский континент.

Остается риторическим вопросом, мог ли Сталин и его окружение пойти на уступки народу и дать свободу частному предпринимательству, которое помогло бы быстрее выйти из послевоенного кризиса? Швеция и, особенно, Финляндия вышли из войны очень бедными странами с разрушенной экономикой, но и они, не говоря уже про Западную Европу, очень быстро смогли подняться и экономику свою восстановили, стали процветающими странами. Могла ли советская система действительно дать землю крестьянам, распустив колхозы, как того с надеждой ожидало сельское население? Почему не дала ни того, ни другого, слепо следуя своим бредовым идеям строительства коммунизма? Это вопросы к политологам и историкам.

Могла ли быть действительная свобода вероисповедания дана народу, а не принудительно организованная показуха, ради открытия второго фронта? (Не очень многие люди знают и теперь, что условием открытия второго фронта союзники, протестантские страны - США и Великобритания -поставили требование предоставления свободы религии в СССР). Дело в том, что «религию большевики всегда рассматривали не только как конкурента в области идеологии, но и как прямого врага, поэтому они не собирались расширять те уступки, которые вынуждены были сделать ей во время войны».357 Когда речь шла о классовой борьбе, религия была первым врагом. А вместе с ней и ее приверженцы. Самой красноречивой иллюстрацией отношения Советского правительства во все времена его существования служит следующее изречение: «Наша страна, выступив под руководством Коммунистической партии в авангарде сил революционного обновления мира, стала ареной теоретической и практической борьбы с религиозной идеологией, осуществления марксистско-ленинского учения о путях ее преодоления».358

Религия всегда рассматривалась советским правительством как чуждая идеология. В стране имела право на существование только одна идеология: марксизм-ленинизм. В 1929 году вышел закон о религиозных культах, который «регулировал деятельность всех религиозных организаций». С 1930

Долго еще над страной Советов будет витать тень Сталина - даже после того, как страшный культ личности будет развенчан Хрущевым на XX партийном съезде. И только в октябре 1961 года КПСС на своем XXII съезде примет резолюцию, в которой будет сказано:

Признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в Мавзолее саркофага с гробом И. В. Сталина, так как серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребление властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В. И. Ленина.361

Тело же другого великого злодея в Мавзолее на Красной площади продолжают бережно сохранять до настоящего времени.

Время Хрущева После того, как Хрущев выступил на закрытом заседании XX съезда КПСС с разоблачительным докладом (говорят, он читал его 7 часов!), в котором были отмечены ужасные факты последствий культа личности, многие люди были просто в смятенном недоумении. Постепенно вслух стали говорить об ошибках, которые были допущены в период правления Сталина. Однако это не носило такого характера, чтобы могло основательно поколебать установившуюся государственную систему.

Была объявлена амнистия, и многие заключенные вернулись домой, в том числе и осужденные верующие. Наступило время «хрущевской оттепели». Казалось бы, что теперь законность будет восстановлена в полную меру. Люди дышали надеждой. Перемена в правительстве все-таки давала некоторые основания надеяться на перемены к лучшему. Именно в этот момент многие пятидесятники поверили, что наступил момент, когда их церковь сможет получить возможность существовать легально. Однако, несмотря на смерть «вождя», политика репрессий против верующих не прекращалась совсем.

Да, формально отмечалось, что существуют «отдельные факты нарушения законности» против верующих: незаконные увольнения с работы, закрытия молитвенных домов, требования списков верующих у руководства церкви, оскорбление чувств верующих, перепись присутствующих на молитвенных собраниях, неправильное толкование и оскорбительное высмеивание предмета их веры. Между тем, документы беспристрастно могут свидетельствовать, как обстояли дела на самом деле.

Докладная Вильхового, написанная в 1956 году, сообщает, что «некоторая часть пятидесятников не присоединилась ко ВСЕХБ, и продолжает действовать в явочном порядке».362 В этом документе отмечено, что по года началось планомерное истребление церквей и верующих. Эта политика не менялась на протяжении многих лет. Вне зависимости от того, кто приходил к власти, политика государства руководствовалась интересами Коммунистической партии. Это касалось как внешней, так и внутренней политики государства. Существовала только одна жизненная идеология -идеология «строителя коммунизма», которому чужды «бабские сказки» и «империалистические штучки». Вера во что-либо другое принималась как страшное инакомыслие, как враждебная настроенность, любое инакомыслие - как злостная клевета на советский строй. Многие были просто увлечены этой борьбой. Многие революционные и военные термины перешли в обыкновенную речь людей. И выражение «борьба против религии» стало одним из обычных подобных выражений. Людям дали образ другого врага, против которого они могли направить свои силы. И это сработало. Это имело двойной результат: искореняло всякую оппозицию, а также объединяло людей против мнимого врага и делало их послушным орудием в руках правительства.

Когда Сталин умер, мой отец и оба моих деда были в тюрьмах. Отец рассказывал мне, что начальники лагерей на Воркуте, где он изнемогал от непосильной работы в шахте, выстроили заключенных для объявления о событии государственной важности. Видя растерянные и опечаленные лица лагерной администрации, заключенные начали догадываться, что произошло. Подозрение еще более усилилось, когда была дана предварительная команда, что после того, как сообщение будет зачитано, всем надлежит снять шапки, в безмолвии обнажить головы. Наконец, прозвучало сообщение о смерти Сталина. Это вызвало целый взрыв восторга и ликования. Шапки заключенных под восторженные крики полетели в воздух…

Наступило время надежд на перемены. 9 марта 1953 года на Красной площади хоронили Сталина. Для многих это было время искреннего траура и личной трагедии, для кого-то это было время, когда он мог сказать: «Надо смерти поставить памятник. Никто другой, кроме нее, не мог избавить нас от него».359


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: