Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 12 страница

Или взять бывшее общество евангельских христиан-баптистов, которое состояло из бывших пятидесятников, в с. Каменка Глубокского района Черновицкой области. Это общество было зарегистрировано, но в 1948 г. снова возвратилось к пятидесятнической догматике и было нами снято с регистрации за грубые нарушения. Сейчас их насчитывается 134 человека, и они якобы снова объединились с евангельскими христианами-баптистами и пишут заявления с просьбой зарегистрировать их как самостоятельное религиозное общество евангельских христиан-баптистов.

Некоторые областные работники КГБ считают, что если зарегистрируем, то этим мероприятием якобы выведем пятидесятников из подполья и тогда удобней будет вести над ними наблюдения.433

Что в действительности думали государственные чиновники, это верующим не могло быть известно. Время «оттепели» в обществе стало временем интенсивной деятельности в среде незарегистрированных церквей. Была утверждена структура руководства этого братства. Руководящим органом союза церквей ХВЕ стал Совет епископов. Начальствующим епископом был избран А. И. Бидаш. Территория СССР была постепенно разделена на 38 регионов, как, например, Белоруссия, Армения, Молдавия, Красноярский край, Краснодарский край, Средняя Азия, области России и Украины. В каждом регионе были созданы региональные правления, утверждены епископы и старшие пресвитеры. Заседания Совета епископов преимущественно проходили в Пятихатках, где жил председатель союза ХВЕ Афанасий Иванович Бидаш со своей женой Варварой Яковлевной, которая была верной помощницей в его ответственном служении. Во время заседаний Совета епископов дополнялось и утверждалось вероучение ХВЕ, решались организационные вопросы.

Согласно решению Совета епископов, в конце 1956 года в Черновцах А. И. Бидаш и И. С. Воробец рукоположили В. И. Белых на епископское служение. Через некоторое время на епископское служение был рукоположен И. А. Левчук. Они стали главными руководителями этой ветви пятидесятнического движения, посещая церкви по всей территории СССР, создавая новые церкви и рукополагая служителей.

Между тем реальная позиция советских властей продолжала оставаться неизменной. В сентябре 1956 г. Вильховый указывает уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Одесском облисполкоме Каеткину Д. Д., что «руководитель пятидесятнических групп верующих гр. Лучинец после отбытия наказания продолжает проводить незаконную деятельность: бродит по районам и областям (Одесской, Днепропетровской, Харьковской и др.) с целью организации незаконных собраний и собирания денег от верующих «на миссию», а также принимал участие в подпольном съезде пятидесятников г. Харькова в текущем году. Предлагаем вызвать его на прием и предупредить его, что если не прекратит незаконной деятельности, он будет привлечен к ответственности за незаконную деятельность».434 В унисон ему звучит и письмо уполномоченного Совета по Сталинской области Гущина, который пишет 9 ноября 1956 г. в исполком Ждановского (Мариупольского) горсовета, что в Жданове по переулку Курако, дом № 4 «проживает верующий сектант пятидесятник Цыпенко Всеволод Федорович, рождения 1931 г., который является активным руководителем групп пятидесятников.

Гущин пишет в этом письме:

Кроме производимой им работы среди пятидесятников, находящихся на территории г. Жданова, он разъезжает для проведения своей работы и по другим областям. 30 сентября с. г. он выезжал в Днепропетровскую область в г. Синельникове, где проводил собрание среди пятидесятников. На этом собрании присутствовали около 70 человек верующих пятидесятников. Своими действиями Цыпенко грубо нарушает советское законодательство о религиозных культах.

Прошу Вас вызвать к себе на прием в горисполком Цыпенко и предупредить его, что если он и в дальнейшем будет проводить свою работу среди пятидесятников, а тем более разъезжать для проведения этой работы по другим областям, о его действиях будет сообщено прокурору с просьбой привлечения его к уголовной ответственности за нарушение советского законодательства о 435 религиозных культах.435

20 сентября 1956 г. первому заместителю главы Совета Министров УССР Гречухе и секретарю ЦК КП Украины Червоненко Вильховый направляет секретное сообщение следующего порядка.

Проверкой на местах установлено, что из числа тех служителей религиозного культа и людей религиозного актива, которые возвратились из мест лишения свободы, большая часть из них ведет себя лояльно, не нарушая существующее законодательство о культах, а также устроились на определенную работу. А определенная часть этих людей проводит исключительно активную, вредную, а иногда и враждебную работу под видом религиозной пропаганды среди населения.

Так, например, бывший епископ пятидесятников гр. Бидаш А. И. (живет в г. Пятихатки Днепропетровской обл.), вернувшись из заключения, начал разъезжать по областям с целью организации отдельного сектантского союза пятидесятников-трясунов.

Бидаш 15 августа 1956 г. в г. Харькове провел незаконный подпольный съезд пятидесятников, на котором были представители не только от отдельных областей УССР, а и из РСФСР, Молдавии и др. На этом съезде был выбран состав руководящего «центра»: Бидаш, Марин, Левчук, Кружко, Шепель и др.

В отдельных областях УССР активную работу между верующими пятидесятниками ведут и такие личности, как гр. Бидненко Мефодий Артемович, 1902 г. рождения, в 1953 г. вернулся после отбытия наказания, до сих пор нигде не работает, живет паразитом, бродит по Киевской, Черниговской, Винницкой и Николаевской областям, где устраивает незаконные сборища верующих пятидесятников; Губанов Петр Хомич, 1907 года рождения, в 1955 году вернулся из заключения, нигде не работает, а разъезжает по Киевской, Одесской, Херсонской, Житомирской и Винницкой областям, где устраивает тайные собрания верующих пятидесятников и тоже требует от них «материальную помощь на миссию».

В связи с этим мы дали указания областным уполномоченным Совета по делам религиозных культов организовать систематическое изучение религиозной деятельности людей, которые вернулись из заключения, и регулярно информировать про их деятельность областные руководящие партийные и советские органы.

Вместе с этим мы рекомендовали областным уполномоченным произвести такие меры: вызвать к уполномоченному или к руководителям облисполкома людей, которые занимаются незаконной деятельностью среди верующих, и разъяснять им законодательство о культах и предупреждать их, чтоб они прекратили незаконную деятельность; на особенно злостных нарушителей советского законодательства передавать дела в органы прокуратуры и милиции.

Прошу Совет Министров УССР дать ответственные указания прокуратуре и органам милиции, применить к людям, о которых говорится в этом письме, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 г. «О мерах борьбы с антигражданскими, паразитическими элементами»; про этот Указ были согласованы согласия Генеральной прокуратуры СССР и Министерства внутренних дел СССР 11 февраля 1956 г. за № 22/19-с/44 436

27 сентября 1956 г. Вильховый тревожно сообщает в Москву Полянскому, что «после возвращения служителей религиозного культа пятидесятников из мест ссылки в последнее время значительно оживилась деятельность ХЕВ по линии создания отдельного союза». Упоминая подпольный съезд в г. Харькове 15 августа 1956 г., Вильховый пишет, что «теперь пятидесятники в Украине по существу имеют незаконный духовный центр во главе с Бидашем, Мариным, Кружко, Левчуком, Шепель (кассир духовного центра, проживает в Днепродзержинске)». Вильховый беспокоится, что «духовный центр ХЕВ распространяет свое «воззвание» к пятидесятникам, «не вошедшим в объединение ЕХБ и вышедшим из объединения», в котором ориентирует их направлять заявления Совету и его уполномоченным с просьбой зарегистрировать их общества отдельно от ЕХБ».437

Комментируя ситуацию, Вильховый говорит следующее.

Считая все это вредной работой, мы находим целесообразными мероприятия, которые проводил духовный центр евангельских христиан-баптистов, использовав для работы среди пятидесятников бывших активных деятелей ХЕВ: Понурко, Бута, Кузьменко, Никитчука, Горошко, Пономарчука и др. Сейчас ст. пресвитер ЕХБ по УССР гр. Андреев решил собрать на 28 сентября пиг. (1956 - В. Ф.) гр. гр. Понурко, Бута, Кузьменко, а также некоторых ст. пресвитеров: Теслюка, Липового, Гритченко и Русанова для обмена опытом работы среди пятидесятников и выработки дальнейших мер, направленных на перевоспитание пятидесятников и локализацию действий незаконного духовного центра ХЕВ. На данное совещание Андреев пригласил и главу церкви Я. И. Жидкова. С нашей стороны нет возражений.

Мы считаем целесообразными такие мероприятия: ст. пресвитера ЕХБ по Днепропетровской области гр. Мельникова Н. Н. привлечь к работе на должность заместителя ст. пресвитера ЕХБ по УССР, ст. пресвитером по Днепропетровской обл. зарегистрировать гр. Понурко, его лее целесообразно ввести в состав ВСЕХБ; ст. пресвитером ЕХБ по Киевской области зарегистрировать помощника ст. пресвитера ЕХБ по УССРгр. ПономарчукаД. И.438

Совещание такое благополучно состоялось в Киеве, о чем Вильховый с удовлетворением сообщал в Москву:

Как известно, в г. Киеве 29 и 30 сентября при духовном центре ЕХБ было проведено совещание по работе среди пятидесятников-трясунов, и на этом совещании была группа бывших руководителей христиан веры евангельской (пятидесятников), которые подписали «обращение ко всем общинам ЕХБ и также ко всем христианам веры евангельской, находящимся вне единства».

Это обращение мы направили Совету для получения санкции на его рассылку.439

И с санкции Совета, разумеется, пойдет «религиозно упакованное» вышеуказанное «обращение» до самых до окраин земли нашей. И обращение, разумеется, не последнее.

Всего лишь месяц спустя, в период с 30 октября по 2 ноября 1956 г. в Москве проходило заседание Президиума ВСЕХБ. Находясь в Москве и продолжая настойчиво добиваться разрешения на создание союза, Бидаш обратился также во ВСЕХБ с заявлением, где изложил свои взгляды на возможное единство со ВСЕХБ. Его взгляды сводились к тому, что пятидесятники имеют право на свободу в своем вероучении и практике церковной жизни, в том числе и на практику дарований Святого Духа. В протокольной записи заседания записана следующая резолюция: «Обсудив заявление Бидаша и его сторонников, пленум президиума решил говорить с Бидашом только на основании Московского соглашения и рассматривать не новые догматы, а фактически возникнувшие на местах недоразумения и нарушения Московского соглашения с тем, чтобы помочь устранению этих недостатков, а не изменять Московское соглашение, которое на практике себя вполне оправдало».440

31 ноября на заседание президиума пришли «Бидаш - из Пятихаток, Романенко - из Николаева, Лучинец - из Одессы, Левчук - из Киева», а также «Сизов и Фролов - из Москвы и Лобунов - из Волоколамска».441

На заседании выяснилось, что на основе Московского соглашения «договориться не представляется возможным, а если пятидесятники хотят иметь только свой отдельный союз, то в этом ВСЕХБ ничем не поможет».

После того, как Бидаш и его соратники покинули заседание, разговор зашел о том, что нужно «ускорить выпуск обращения со стороны присоединившихся пятидесятников с целью подрыва позиций Бидаша».

Протокольная запись бесстрастно свидетельствует, что «выступивший на заседании заместитель старшего пресвитера по Украине Мельников рассказал о положении в общинах ЕХБ Днепропетровской, Сталинской и Кировоградской областей в связи с проводимой Бидашем работой по разделению и заявил, что сейчас очень удобный момент для выпуска обращения. Во-первых, Бидаш пока еще нигде ничего не добился, и это уже заставило многих из ХВЕ приостановиться в своих намерениях. Теперь, если Бидаш приедет из Москвы ни с чем, то это покажет, что все «пророчества» о скором открытии союза ХВЕ оказались ложными и ложным окажется утверждение Бидаша, что он привезет из Москвы открытие союза Это будет очень крепкий удар по его «работе», а выпуск обращения будет третьим ударом, который разоблачит всю работу Бидаша и сделает то, что многие его последователи отойдут от него».442

Я. И. Жидков сказал, что было намерение совсем изменить текст обращения, на что А. Л. Андреев категорически возразил, сказав, что «менять текст обращения ни в коем случае не следует, ибо ценность этого обращения состоит в том, что его написали и подписали в основном братья-пятидесятники, и если мы теперь изменим текст, то это может вызвать с их стороны справедливое возражение и даже недоверие ко ВСЕХБ, чего следует остерегаться, посему нужно сделать только необходимые поправки».443 Пленум с Андреевым согласился и поручил А. В. Карееву ускорить выпуск обращения, внеся необходимые минимальные поправки и дополнения.444

В заключение было решено «провести совещание с активом ХВЕ, находящимся в единстве», с тем, что это совещание «не будет носить характер разбора догматики или рассматривать Московское соглашение, а на нем должен произойти обмен опытом работы, и дать работникам из бывших ХВЕ поручения на дальнейшую их работу».445

Вскоре упомянутое обращение было разослано в огромном количестве по церквам. Оно официально называлось «Обращение ко всем братьям и сестрам из христиан веры евангельской, вошедшим в объединенный Союз евангельских христиан-баптистов». В нем говорилось:

Дорогие братья и сестры в Господе, Мир Божий вам и сердцам вашим.

Сердечно приветствуем вас, как служители Бозкии, любовью Господа Иисуса Христа.

Мы, ваши братья, любящие Господа и всех вас, детей Бозкиих, от чистого сердца, известные вам по нашей прошлой работе, с сердечным нашим приветом и любовью обращаемся к вам во благо делу Божьему настоящим воззванием.

Господь Иисус, любя свой народ, услышал молитвы своих детей в единстве и во исполнение своей Первосвященнической молитвы (Иоан. 17:20-21), совершил великое объединение отдельных союзов в один союз, в одно стадо Христово, которое принесло в течение прошлого десятилетнего периода большие благословения.

Господь Сам побудил руководство евангельских христиан-баптистов к объединению детей Божиих и привлек также наши сердца участвовать в святом деле.

Это единство состоялось, как вам известно, путем общего соглашения между руководящими братьями ЕХБ и ХВЕ в августе-месяце 1945 года, которое было подписано со стороны Союза ХВЕ: бр. бр. Пономарчуком, Бидашем и Панько.

По тщательному исследованию означенного соглашения и проверке его по Слову Божьему, мы пришли к выводу, что оно от Господа, а потому заявляем, что мы одобряем и присоединяемся к этому соглашению об объединении в один союз, согласны также с вопросами о воздержании от иных языков в наших богослужебных собраниях и от навязывания своих убеждений другим верующим. В данных вопросах мы руководствуемся следующими местами писания: «Так, если и вы, языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите, вы будете говорить на ветер». (1 Кор. 14:9).

«Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина, как скажет «аминь», при твоем благодарении. Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» (1 Кор. 14:16-17).

«Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви» (1 Кор. 14:28).

«Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).

Как вы сами знаете, в основном вся масса наших общин и братьев (ХВЕ) продолжают пребывать в единстве, оставаясь в Союзе ЕХБ, кроме некоторых, поддавшихся искушению, которые нарушили благочиние наших молитвенных собраний и пренебрегли братскими увещаниями, а также и самим Словом Божиим о том, чтобы стараться сохранять единство Духа в союзе мира (Ефес. 4:1-3; 1 Кор. 14:9; 16:17,18), вышли из своих поместных общин, нарушив этим единство.

Имеются еще верующие из ХВЕ, которые до сего времени стоят в стороне от единства, нарушая этим волю Божию, лишают себя благословения.

Мы не можем пройти равнодушно, видя все это: мы хотим возвысить наш голос как к не вошедшим в Союз ЕХБ, так и к вышедшим из него и сказать нашим дорогим братьям и сестрам, что нет никаких оснований стоять в стороне от единства, так как верующие из евангельских христиан-баптистов также имеют Духа Святого (Рим. 8:14), и они являются, как и мы, детьми Божьими, ибо сказано: «Все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Колос. 3:26). Поскольку мы и они имеем одного Бога и Отца, одну веру во Христа, одно крещение (Ефес. 4:5), постольку все мы и должны составлять одно тело Христово, т. е. одну церковь, один братский союз (Ефес. 4:4).

А потому, возлюбленные, просим вас последовать примеру многих тысяч верующих из ХВЕ, присоединившихся к Союзу ЕХБ, и также войти в единый Союз ЕХБ, чтобы вместе со всеми детьми Божьими славить искупившего нас Господа Иисуса Христа.

Да поможет же вам Сам Господь прийти к такому желанию и решению. При возникновении такого решения и желания обратитесь за помощью к старшему пресвитеру ВСЕХБ по вашей области.446

Под этим обращением стоят подписи Понурко Г. Г., Бута М. С., Кузьменко Н. В., Тараненко П. С., Теслюка A. M., Ильчука П. А. и др.

Нет оснований сомневаться, что Ильчук присоединился к зарегистрированным общинам ВСЕХБ, вот только интересный факт - к тому времени, когда это обращение было принято и стало распространяться, Ильчука уже не было в живых. Порфирий Автономович Ильчук умер за полгода до этого - 24 апреля 1956 года в возрасте 72 лет. Умер он на дороге, когда шел на утреннее богослужение в соседнее село Стадники, что в Гощанском районе на Ровенщине.

Будучи освобожденным досрочно после смерти Сталина, вернулся он домой в село Колесники в тяжком состоянии здоровья. Однако, до самой смерти своей, собрав все свои силы, посещал он верующих, ободряя Словом Божиим те многие церкви, которые были созданы через его служение. Его пытались останавливать, напоминая ему, что опять могут его арестовать, как в 1948 году в Днепродзержинске, на подпольном съезде. Он смело отвечал, что если и снова его посадят в тюрьму, это не причина, чтобы он перестал верно служить Богу. Его пытались останавливать, говоря, что у него подорванное слабое здоровье, что он просто может умереть на дороге. Он отвечал, что жизнь его в руках Божиих, и если даже умрет на дороге, все равно будет идти и ободрять рассеянную паству детей Божиих и трудиться для Евангелия.

Он умер на дороге. Там у дороги, на высоком берегу реки Горынь его и похоронили. Затем там стали хоронить других умерших - и так образовалось кладбище.

Журнал «Христианский вестник», который издавал в Аргентине Иван Зуб-Золотарев, поместил фотографию похорон верного работника на ниве Божией брата Порфирия Ильчука, о котором говорилось, что он, «после ради долгого верного служения Господу, претерпев много страданий Евангелия от внешних и внутренних отошел на вечный покой».

В некрологе также говорилось:

Похороны были без всяких внешних украшений, но можем сказать словами Христа: «Хорошо, добрый раб!

В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Матф. 25:21). Так оканчивают свою жизнь наши верные служители полного Евангелия. Многие в ссылках, Сибири, тюрьмах оканчивают свою жизнь. «Другие испытывали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11.-36-38).447

Прошло более 30 лет Я разыскал могилу брата Ильчука. Вместе со своей женой Лидией приехал я положить букет цветов на эту могилу. И когда стояли мы над этой могилой и молились Господу молитвой благодарности за верного служителя его, который в 1920 году вернувшись из Америки, привез на эти земли святое учение Библии о силе Пятидесятницы, одна мысль пронзила мое сердце. От могилы брата Ильчука через причудливое кружево кладбищенских зарослей, на другом берегу Горыни - просто в километре от нас виднелись белые хатки очень известного украинского села. Это было село Бухарев, Острожского района Ровенской области, где Господь уже при жизни нашего поколения совершил великое чудо - по молитве братьев с возложением рук была исцелена от неизлечимой болезни наша сестра Евгения Полищук, которую привезли домой умирать после бесполезных и бесплодных попыток медицины ее вылечить. В ее медицинской карточке написали: «Лечению не подлежит». Это был приговор медицины. Но эта измученная, скорченная, умирающая в расцвете лет женщина, калека из калек, была во мгновение ока исцелена во время молитвы 19 июля 1978 года, о чем она и поныне свидетельствует тысячам людей во многих странах мира.448

Очевидцы рассказывали'

Все стояли на коленях, а тот брат, который читал Евангелие, возложил на нее руки. Все, кто находился в комнате, услышали сильнейший хруст, это хрустели исцеляющиеся кости. Произошло чудо. С непостижимой быстротой Женя вскочила с кровати и стала кричать, прославляя Бога: «Слава Богу!» Мать молилась в том же углу, в котором она до этого на протяжении долгих лет изливала свою скорбь перед Богом. Она открыла глаза, не понимая, почему Женя так кричит, она до сего момента не могла так кричать.

В тот чудесный миг исцеления в доме присутствовала соседка. Она видела произошедшее чудо, выбежала из дома, и, как самарянка после встречи у колодца со Христом, побежала по всей деревне, созывая людей: «Люди, идите смотрите! Бог чудо соделал, Бог нашу Женю исцелил!»

И тут она повстречала жену секретаря сельсовета и стала звать ее посмотреть на исцеленную Женю. Та же на нее прикрикнула: «Умолкни, сейчас же умолкни, а то и тебя, и твою Женю посадим в тюрьму». То были годы гонений па христиан, и реакция жены секретаря сельсовета вполне соответствовала духу того антихристианского времени. Но соседка удивилась такой реакции: «Я думала, что вы будете рады, а вы такое говорите! Да вы зайдите к ней в дом и посмотрите! Стоит, сидит, любые упражнения может выполнять!» Та продолжала угрожать, однако женщина не умолкала и созывала людей.

А Женя тем временем выглянула в окошко и поразилась - как за годы болезни все изменилось. Столько лет ведь не была на улице. Смотрит -одни люди идут, а другие и вовсе бегут. Женя думает: «И куда они все бегут?» А они бегут в ее двор, переступают порог и замирают в оцепенении, видя живое чудо - исцеленную Женю. Затем пришли поглядеть и сельские коммунисты - правда ли то, о чем толкует вся деревня. С ног до головы оглядели Женю, а затем встали на колени в детском смирении, сложив на груди руки и подняв глаза к небу. Постояли на коленях, а затем поднялись и приветствовали Женю кто как умел. Кое-кто дазке перекрестился над ней. Женя воскликнула: «Господи! Все исполнилось, что было предсказано Духом Святым, что своими глазами увижу, как будет народ бежать в дом и смотреть, как на зрелище - что сотворил Господь! Господи! Вот оно! Исполнилось! Даже коммунисты преклонили колени перед величием Бога Живого!»

На следующий день в 8 часов утра врачи были в доме Жени. Врачи «вышли из оцепенения и спросили: «Расскажи, как все это случилось?» «Читайте Евангелие, как там написано, так и случилось», - отвечала Женя. «Кто молился за тебя?» - последовал новый вопрос. «Молились люди, а исцелил Господь», отвечала исцеленная. «А какие люди молились?» Беседа стала напоминать допрос. То были годы гонений за веру и Женя легко могла догадаться, что скрывалось за этими вопросами, она ответила им так: «Они мне не сказали. Когда я взяла за плечо того брата, который возложил на меня руки и спросила: «Братья, кто вы и откуда?», то брат воздел руки к небу и затем сказал: «Смотри в небо -это сделал Бог, прославляй его всегда и везде».449

Одна мысль у могилы Ильчука пронзила мое сердце. «Вот здесь лежит в сырой земле в могиле верный служитель Божий, который принес учение о силе Пятидесятницы, а здесь рядом и сегодня Бог продолжает проявлять великие дела свои, продолжает торжественно шествовать сила Пятидесятницы в дарах Святого Духа». Служение Апостолов и братьев наших продолжается.

Порфирий Ильчук мог смело сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление его» (2 Тим. 4:7-8).

Через его служение проповеди Бог спас его семью: родителей, сестер и брата, их многих детей и внуков, которые и сегодня продолжают верно идти по его следам, служа Богу от всего сердца. Из одного только этого семейства Ильчуков вышло несколько десятков проповедников и служителей церкви. Много удивительных вещей про своего отца рассказывал мне его сын Григорий, проживавший в польском городе Вельска Бяла, недалеко от Кракова, тесть тогдашнего президента польских пятидесятников Григория Хыдзыка. Много удивительных вещей про брата Ильчука услышал я из уст других его детей, родственников и близких.

Добрая память о нем осталась на земле.

После «оттепели»

Хрущевская «оттепель» быстро закончилась. В 1957 году стали появляться признаки надвигающейся новой волны репрессий. Списки общин, письма и заявления верующих со всего Советского Союза были переданы в Совет по делам религиозных культов в Москву, но власти заявили, что общины ХВЕ никогда не могут быть зарегистрированы, и, таким образом, церковь пятидесятников была поставлена вне закона. В справочниках и словарях пятидесятников открыто называли шарлатанами, мракобесами и психически больными людьми. Говорение на иных языках было запрещено, как «обряд, приносящий ущерб здоровью и психике человека», а само это явление интерпретировалось не иначе как разлад сознания человека, который наступает как религиозный транс под действием «усиленных молитв и изнурительных постов». Таким образом, церковь пятидесятников снова была официально провозглашена изуверской сектой, регистрация церквей и их деятельность были запрещены.

В мае 1957 г. из Москвы за подписью и. о. председателя Совета Гостева всем уполномоченным Совета по делам религиозных культов по всему СССР была направлена секретная директива № 4-112с под названием «О деятельности религиозных групп пятидесятников», в которой, в частности, говорилось:

Начиная со второй половины 1955 года, стало наблюдаться некоторое усиление религиозного оживления среди пятидесятников, а в 1956 году деятельность пятидесятнических групп заметно усилилась. Многие из них вышли из конспирации и стали действовать открыто - в явочном порядке. Это оживление особенно проявилось в ряде областей УССР (Сталинская, Житомирская, Кировоградская, Днепропетровская, Винницкая, Волынская, Ровенская), в Белоруссии (Брестская, Могилевская, Молодечненская, Гродненская обл.), а также в ряде областей РСФСР (Московская, Саратовская, Омская области, Краснодарский край и др.), в Киргизии, Узбекистане, Молдавии, на Кавказе и т. д., где повсюду произошло открытое проявление активной деятельности пятидесятнических групп.

Число действующих в явочном порядке пятидесятнических групп в 1956 году резко возросло. Одновременно с проявлением своей деятельности пятидесятники стали весьма настойчиво добиваться регистрации своих групп и организации религиозного центра, и, несмотря на прямой отказ им в этой их необоснованной просьбе, многие из них продолжали активно действовать, стремясь усилить свою пропаганду и возобновить недозволенные советским законодательством о культах формы религиозной деятельности.

В этот период они вновь стали открыто проводить во многих местах свои молитвенные собрания в домах верующих с проявлением известных догматических особенностей, присущих пятидесятникам. Кроме того, в этот же период пятидесятники стали более активно вести религиозную пропаганду специально среди молодежи, стремясь оторвать ее от участия в общественной, культурной и политической жизни. В целях вербовки в свою секту новых членов пятидесятники развернули также разложенческую работу среди верующих зарегистрированных в установленном порядке обществ ЕХБ и АСД, а также и среди некоторой части окружающего населения.

Одной из основных причин, вызвавшей активизацию пятидесятников, следует считать то обстоятельство, что возвратившиеся из мест заключения бывшие их руководители (Бидаш, Левчук и др.) развернули усиленную агитационную и организационную работу за выход бывших пятидесятников из обществ ЕХБ, с целью организации своего самостоятельного, отдельного от ВСЕХБ, религиозного центра пятидесятников, при этом они распространяли ложные сведения среди рядовых верующих о том, что якобы добьются разрешения на организацию своего религиозного центра и т. д. Проводимая Бидашом и его сторонниками активная деятельность далеко не везде была своевременно замечена уполномоченными Совета, и только после того, как оживление пятидесятников приняло известные рамки, уполномоченные обратили на это свое должное внимание и стали более полно и подробно информировать Совет и местные руководящие органы о значительной религиозной активности пятидесятников.

Только после того, как в этом отношении были приняты соответствующие меры, деятельность пятидесятников во многих местах, в некоторой степени, уменьшилась. По имеющимся в Совете сведениям, часть верующих, перешедшая в свое время под влиянием агитации Бидаша и его сторонников из обществ ЕХБ в фактически действующие группы пятидесятников, вновь возвратилась в общества ЕХБ, другая зке часть верующих, наиболее фанатично настроенная, стремится проводить свою деятельность скрытно.450


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: