Организация взаимодействия с родителями

Экологическое воспитание является не только одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения, но и важным процессом непрерывного развития экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка.

Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особое внимание

следует обратить на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого,

дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка.  Пропаганда экологических

занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков

природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

С целью повышения уровня экологической культуры родителей планируется проведение ряда мероприятий, направленных на повышение педагогической компетентности и пропаганду экологических знаний.

План работы по взаимодействию с родителями в вопросах экологического воспитания.

Название мероприятия Форма проведения Сроки
Экологическое воспитание – что это такое? Родительское собрание Октябрь 2014
Территория ДОУ – экология детства Конкурс детского творчества совместно с родителями Апрель 2015
Учим ребенка общению с природой Консультация Ноябрь 2015
Неделя экологической культуры Совместные мероприятия взрослых и детей (экологическая викторина, выставки, развлечения) Май 2016

 

Озеленение и благоустройство территории.

Цветочно-декоративное озеленение – на территории образовательного учреждения будут разбиты клумбы различной конфигурации из однолетних и многолетних культур.

Альпийские горки – это цветники с использованием камней, которые в сочетании с растениями повышают декоративность территории в любое время года. На территории будет оформлена горка со специальными растениями, в основном многолетники низкой компактной формы. При высадке растений будут учтены и сроки их цветения.

Незаменимы на горке и ковровые растения, которые разрастаются и образуют яркие пятна: флокс шиловидный, алиссум, гвоздика-травянка, оксалис, петрорагия, аубреция, различные виды седумов.

Водоем – при создании водоема особое значение играют материалы, из которых он изготовлен. В качестве основных материалов используют полиэтилен, стеклопластик, пленку из ПВХ, бутилкаучуковую резину.

На территории детского сада планируется создать водоем в 2015 г. с растущими вокруг растениями.

Вертикальное озеленение – это элемент декоративного оформления, который в настоящее время становится все более популярным. Многофункциональность вертикального озеленения позволяет создать на участке теневую зону, украсить стены, веранды, окна, сделать более комфортным пространство. Для вертикального озеленения можно использовать девичий виноград, ипомею, клематисы, розы плетистые, жимолость, многолетние лианы (кампсис и др.). Данный элемент ландшафтного дизайна может быть использован для декорирования скамеек для отдыха, различных опор.

Элементы малой архитектуры – при создании таких форм новую жизнь получают пни и спилы старых деревьев. Такими деревянными скульптурами можно украсить различные отделы участка, территории. При добавлении цветочных растений к таким формам создаются комплексы, релаксационные зоны, уголки сказок.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

· Экологический тематический уголок «Деревня»;

· «Лекарственный огород»;

· Огород;

· Экологический тематический уголок «Лес»;

· «Золотой луг»;

· Фруктовый сад;

· Цветники;

· Альпийская горка с искусственным водоемом;

· Площадка для кормления птиц.

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Название цикла Цель Объекты наблюдения
Экологический тематический уголок «Лес»   -закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; -учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; -систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; -воспитывать бережное отношение к природе. - береза; - рябина; - ель; - сосна; - осина; - клен; - акация желтая; - каштан.  
Экологический тематический уголок «Деревня» - Знакомить детей с устройством быта в деревне; - систематизировать знания о домашних животных, их детенышах;   - деревянный дом, забор, колодец, мельница; - фигуры домашних животных. - сирень (белая, сиреневая); - шиповник.
«Золотой луг» -побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев; - воспитывать чувство прекрасного. - мать-и-мачеха; - одуванчики.
«Огород» -продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними; -вызвать интерес к выращиванию овощных культур. - огородные грядки; -семена, рассада, плоды овощных культур.  
«Цветник» -уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста. -учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. - многолетние и однолетние цветущие растения
«Альпийская горка с искусственным водоемом»   -формировать представления об «альпийской горке», как разновидности цветника; -дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки» (сочетание объектов живой и неживой природы). - «Альпийская горка» (цветущие и вьющиеся растения, камни разных размеров), искусственный водоем.
«Фруктовый сад» -обобщить представления детей о плодовых деревьях и кустарниках,  их значимости для здоровья человека. - земляника; - малина; - вишня; -черноплодная рябина; - красная и чёрная смородина; - шиповник; - яблони.
«Лекарственный огород» - расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях; - развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; - учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. - лекарственные растения и травы (календула, настурция, зверобой, ромашка, мята перечная, лимонник китайский).
«Площадка для кормления птиц» - развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать бережное отношение к ним. Кормушка для птиц

Перед началом практического этапа с воспитанниками старшего дошкольного возраста был проведен мониторинг по экологическому воспитанию (диагностические задания с целью выявления особенностей ценностного отношения к природе в суждениях и поведении детей на основе исследования Т.А.Марковой)

Ценностное отношение как единство содержания и формы проявления включает когнитивно-эмоциональный и поведенческий компоненты. В соответствии с этим детям предлагаются два типа диагностических заданий.

Ценностное отношение к при роде предполагает понимание ребенком ее ценности и значения для человека, наличие интереса к природнымобъектам и деятельности с ними, осознание необходимости соблюдения правил и норм гуманного взаимодействия с животными и растениями. Это определяет содержание заданий 1 типа.

· Беседа по вопросам. Цель – изучить ценность природных объектов для дошкольника, выявить наличие у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними.

· Беседа по картинкам. Цель – изучить представления детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения при взаимодействии с животными и растениями.

· Диагностическая вербальная ситуация. Цель – определить, каково вербальное отношение ребенка к живому объекту в ситуации выбора.

· Диагностическая практическая ситуация. Цель - определить, каково практическое отношение ребенка к живому объекту в ситуации выбора.

При выполнении детьми заданий 1 типа фиксируется:

ü Какие ценности природных объектов выделяются детьми, осознается ли ими самоценность живых существ; изменяется ли отношение детей к объектам природы в зависимости от их внешней привлекательности;

ü Является ли деятельность с природными объектами интересной для детей, побуждает ли их к этой деятельности;

ü каковы мотивы бережного и заботливого отношения к природе; существует ли связь между знаниями о нормах взаимодействия с животными и растениями и представлениями о них как живых существах;

ü меняется ли аргументация оценки поступков в природе при предъявлении дошкольнику задания в нейтральной и личностной формах.

 

Задания 2 типа направлены на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и ее объектам в поведении детей.

Цель – выявить характер отношения детей к животным и растениям: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность в естественных условиях. Используется наблюдение за отношением детей к природе в естественной обстановке (на участке детского сада во время прогулок).

При выполнении детьми заданий 2 типа фиксируется:

ü эмоциональные и речевые реакции по отношению к объектам природы, позитивные и негативные проявления отношения к живым существам;

ü интерес к животным и растениям и деятельности с ними;

ü инициатива в стремлении самостоятельно помочь нуждающимся в помощи животным и растениям; отношение ребенка к предложению взрослого оказать помощь живому;

ü осознает ли ребенок направленность ухода на создание условий для жизни живого; использует ли он представления о растениях и животных как живых существах при определении их состояния и выборе способа оказания им помощи;

ü качество полученного ребенком результата ухода;

ü совпадает ли вербальное и реальное отношение детей к природным объектам.

Результаты выполнения детьми заданий 1 и 2 типов позволяют получить картину своеобразия и уровневых проявлений экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

По результатам проведенного мониторинга заполнялся следующий протокол диагностики экологической воспитанности (приложение №2).

На основе обобщения материалов протоколов первичного обследования детей были определены уровни экологической воспитанности старших дошкольников:

Прошли диагностику: 105 детей старшего дошкольного возраста, из них

Высокий уровень экологической воспитанности выявлен у 29 детей (28%);

Средний уровень экологической воспитанности выявлен у 58 детей (55%);

Низкий уровень экологической воспитанности выявлен у 14 детей (17%).

После реализации данного проекта и его активного внедрения в воспитательно-образовательный процесс планируется провести данный мониторинг повторно для выявления результативности.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

-   создание комфортной ландшафтной территории детского сада;

-   повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

- улучшение состояния психического здоровья детей, их эмоционального самочувствия;

- повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов по экологическому воспитанию;

- создание дополнительных воспитательно-образовательных зон на территории детского сада.

- организация и внедрение функциональной модели экологического воспитания дошкольников, система критериев и показателей оценки сформированности у них ценностных ориентиров.

 

Продукт проекта: Территории детского сада, преобразованная в пространство с наличием новых зон, привлекательных для детей, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих возможностей.

 

Заключение.

 Малоэффективно и нерезультативно прививать эмоциональное отношение дошкольников к природе по книгам и рисункам. Ребенку надо ощутить запах травы и пение птиц, увидеть красоту леса во все времена года. Создавая данный проект, мы ставим перед собой задачу научить детей видеть красоту природы и вызывать у них желание участвовать в ее создании. Реализация данного проекта позволит создать современную, комфортную территорию образовательного учреждения, мини-экосистему с тематическими уголками для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников, организации познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе.

 

 

Список литературы и информационных источников.

 

1. Линь В.В. Цветы в доме и фитодизайн. – ООО Аделант, 2006.

2. Руднев В.В. Цветоводство – Изд-во литературы по строительству, 1965.

3. Князева Т.П. Газоны – Москва ЗАО Фитон, 2001.

4. Улейская Л.И. Вертикальное озеленение – Москва ЗАО Фитон, 2001.

5. Цапкова Т.И., Казулина В.В. Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений области – Белгород, 2007.

6. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна – Москва, 2005.

7. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб.: «Издательство «Детство- Пресс», 2011.

8. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

9. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

10. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

11. Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

12. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

13. Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.: Учитель, 2014

14. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

15. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

16. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

17. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

18. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М:Мозаика-Синтез,2008

19. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.

20. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

21. Интернет-ресурсы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: