Пятидесятники накануне 21 страница

В архивах Совета по делам религий найден любопытный документ, написанный уполномоченным Совета по делам религий при СМ УССР по Киеву В. В. Руденко. Уполномоченный сообщает:

19 октября 1977 г. я посетил епископа Иванова М. И. Он болеет. Лежит в больнице № 16 (Подольский район, по ул. Фрунзе) в первом терапевтическом отделении, палата № 2. Говорил о том, что бывают частые приступы стенокардии и гипертонические кризы (давление до 220).

Я передал ему журналы и газеты, а также сборник псалмов издания ВСЕХБ. Предложил также лекарства в ампулах, производства ГДР (лекарство обезболивает при почечных приступах). Рассказал ему, что эмиграция растет. Он задал вопрос: «Разве в Киеве тоже?» Я ему ответил, что и в Киеве есть 1-2 случая, и в Киевской области. Иванов был очень удивлен и попросил дать ему фамилии для принятия мер.

Иванов сказал, что после моей просьбы везде приняты меры, и он располагает примерами о том, что некоторые уже отказываются от выезда и забирают свои заявления. Я ему сказал, что это единичные случаи, а вообще-то эмиграция не падает, растет, и хуже этого - есть случаи, когда объявляют голодовку. Он задал вопрос: а разве в г. Киеве есть такие случаи? Я сказал, что нет, но могут быть, если не предпринять мер, и в этом очень на него рассчитываю. Он спросил, а что я думаю. Я ему сказал, что, учитывая такую обстановку, я прошу его помочь, и было бы хорошо, если бы обратиться с письмом от Иванова или от епископата ко всем верующим. Он сказал, что это уже поздно, этому письму не поверят. Самое лучшее- это личное общение. Я попросил вновь его о том, чтобы он дал заявление, и письмо кто-нибудь написал, что я смогу ему отпечатать столько копий письма, сколько надо, и дать конверты, марки, и они сами отправят.

Иванов сказал, что надо подумать. Я попросил обязательно помочь, остановить эмиграцию людей, которых обманули. Он спросил о том, что говорят те, кто хочет уезжать, что они объясняют. Я ему рассказал об одном примере (о Деревьяве): муж, жена, двое матерей. Имеют квартиру, работу и пенсии, но все равно хотят уезжать. Иванов сказал, что это не христианское объяснение, и он будет помогать.

Рассказал мне о всех болезнях, о том, кто лежит с ним в палате-что его посещает жена, которая очень переживает. Я ему рассказал, что беседовал с главным инженером АТП и он обещал помочь в его просьбе. Договорились встретиться на следующей неделе и продолжить разговор. Иванов сказал, чтобы я принес ему адреса тех, кто подал на выезд, для принятия им мер. Он поможет остановить.1251

Нужно взвешенно сказать, что главным побудительным мотивом борьбы с эмиграционным движением со стороны служителей незарегистрированного братства был, разумеется, не просьбы уполномоченных, а глубокое и искреннее убеждение служителей церкви в ошибочности этого движения. Они постоянно подчеркивали, что христиане призваны не только веровать в Иисуса Христа, но и страдать за свою веру, если это необходимо, не уклоняясь от несения креста, терпеливо перенося страдания, тяготы и лишения без ропота и сомнения. Именно это их убеждение старались использовать уполномоченные Совета всех рангов и работники КГБ, направляя его в выгодную для них сторону. Однако ситуация явно вышла из-под контроля - из-под любого контроля.

В одном из своих многочисленных коллективных заявлений в ОВИР СССР весной 1979 г. группа верующих, желающих эмигрировать, несколько запальчиво писала:

Мы подали наши ходатайства на выезд из страны еще два года тому назад, пошел уже третий год беспричинного удерживания нас в пределах страны, где мы по нашим христианским убеждениям оставаться не можем, так как по учению Ленина «религия есть опиум народа» и учение о Боге есть «идейное труполозкство», из чего выработалась центральная концепция партии, что религия и коммунизм несовместимы. Из-за величайших пережитых нами трудностей с 25 августа 1978 года мы отказались от советского гражданства. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый закон о гражданстве, который на основании международных договоров о правах человека гарантирует нам право на выход из гражданства. Почему же Вы и после нашего официального отказа от гражданства не выпускаете нас из страны? Ваши же сотрудники оскорбляют нас, обзывая отщепенцами, предателями и изменниками за то, что мы понимаем подписанное Правительством СССР в буквальном смысле, а не в превратных толкованиях. Кроме того, ваши сотрудники, оскорбляя нас, говорят, что мы ходим по советской земле и едим советский хлеб. Мы же, выехав из СССР, согласны оставить все вам, взяв только наших детей с собою. Выпускайте нас из страны без всяких приглашений-вызовов по общей визе на основании статей 13 и 15 Всеобщей декларации прав человека. Там нет никаких указаний на то, что для выезда из страны требуются какие-то вызова. Не дело ваших чиновников интересоваться, как мы там жить будем, потому что они не интересовались, как без кормильцев будут жить наши большие семьи, когда нас арестовывали и на большие сроки засуживали. Тогда им безразлично было, как наши дети жить будут, а теперь вот лицемерно расчувствовались, будто бы и в самом деле обеспокоены нашим будущим положением за границей. Мы сами в состоянии о себе позаботиться на той стороне, а с вас заботу эту снимаем. С 25 августа 1978 года мы объявили, чтобы вы не считали нас гражданами и немедленно выпустили. Скажите, что еще требуется от нас, чтобы вы не держали нас в рабстве, - какой выкуп, какие госпошлины? Вы подробно нам разъясните, чтобы мы нашим зарубежным друзьям-единоверцам могли написать, если личных средств для выезда нам не хватит. Нам известно, что Толстовский фонд берет на себя все издержки, но они должны знать, какая помощь нам требуется до Вены, а там вопрос наш уже давно решен, так что вашей заботы не потребуется.1252

В это же время, обращаясь с подобным письмом к Президиуму Верховного Совета СССР, эта группа верующих заявляла:

Мы понимаем, что вы строите безрелигиозное общество по строго принципиальной ленинской концепции:

«Религия есть опиум для народа» и «Религия и коммунизм несовместимы». Более того, Ленин назвал наши Евангельские верования «идейным труположеством» считая людей, идейно убеждённых и распространяющих верования более опасными для нового советского общества, чем «миллион грехов, пакостей, зараз физических и насилий». (Из письма Ленина Горькому в ноябре 1913 года. Напечатано в «Правде» 2/2-1924 г.)1253

В этом письме, под которым стояло множество подписей, в качестве примера для подражания приводилась также эмиграция духоборцев, которым царское Правительство позволило беспрепятственно уехать в Канаду на рубеже 19-20-х столетий, а также выражалась просьба не брать детей шестнадцатилетнего возраста на воинский учет, так как они, после отказа родителей от гражданства, не получали паспортов, чтобы не считаться гражданами СССР.

В коллективном послании на имя Председателя Совета Министров А. Н. Косыгина и Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного говорилось следующее:

Как бы не изворачивались советские дипломаты, что за веру у нас, мол, никого не судят, вы-то ясно понимаете, что все это совершенно не так. Вы никогда не дадите нам возможности беспрепятственно пользоваться всеми нашими конституционными правами. Вы не разрешите нам, как указано то в Конституции, по усмотрению наших обществ по многим городам и станицам иметь свои органы христианской печати, чем без ограничения пользуетесь вы, чтобы для удовлетворения наших духовных потребностей могли бы издавать наши религиозные газеты, журналы, брошюры, а также художественную литературу религиозного характера. Вы не разрешите нам кинотеатры, иметь свой радио-телецентр для расширения евангелизации. Всем этим пользуетесь только вы в одностороннем порядке, хотя перед законом Конституции вы такие же граждане, как и мы. Всего этого не имеем мы не потому, что не хотим, а потому, что вы никогда не разрешали этого в прошлом и, конечно, не разрешите в будущем.

Из-за отрицания государством нашей веры, из-за нашей абсолютной духовной неудовлетворённости, так как мы не можем свободно распространять здесь свою веру, из-за постоянного довлеющего надзора органов государственной безопасности за нами, как нарушителями социалистической законности, из-за пережитых и переживаемых репрессий, мы хотим покинуть нашу страну, чтобы найти спокойную жизнь в таких странах, где за религию не только никого не преследуют, но и не препятствуют ее распространять, к чему мы и призваны. Желая эмигрировать из СССР, мы не оскорбляем ни вашего достоинства, ни вашей цели в строительстве коммунизма атеистического образца, сами же мы не можем совместно с вами строить то же самое, потому, что мы - верующие, и цель наша - распространение веры Христовой и построение царствия Божия, где не будет уже никакого насилия и войны. Будьте же справедливы и во исполнение устава ООН, и Хельсинкского соглашения отпустите нас с миром.1254

Говоря о своих финансовых затруднениях, потенциальные эмигранты просили финансировать их выезд из страны, где они были готовы оставить государству все свое недвижимое имущество, однако в случае отказа такого финансирования выражали свое согласие и готовность, как говорилось в заявлении, «перейти и пешком, в чем стоим; дома же и имущество, у кого они есть, мы хоть сегодня готовы отдать государству». В последнем предложении указывалось, что они намереваются «выехать в Австралию, Канаду или Соединенные Штаты Америки, как в страны, желающие нас принять».1255 (Перечитывая эти письма в адрес советских инстанций, сегодня можно просто поражаться наивной неосведомленности тогдашних верующих в Советском Союзе о реальной картине мира, о международном праве, а также их иллюзии о готовности западных правительств и единоверцев принять их - например, Австралия приняла буквально несколько семей).

16 июня 1979 года в Москве собрался съезд представителей желающих эмигрировать. Съезд состоялся, несмотря на то, что власти сделали все от них зависящее, чтобы его не допустить. Едущих на съезд снимали с поездов, вылавливали на аэродромах и на вокзалах; задержанных под конвоем отправляли домой. На съезде было избрано руководство движения за эмиграцию. Летом 1979 года представители этого руководства Борис Перчаткин и Тимофей Прокопчик встретились в Москве с делегацией американских конгрессменов и просили их ходатайствовать перед советскими властями о разрешении проблемы эмиграции пятидесятников. С зимы 1979 года начались аресты руководителей эмиграционного движения Первыми были арестованы Федор Сиденко и Николай Горетой в станице Старотитаровской, затем - Николай Бобарыкин (тоже из Старотитаровской), Борис Перчаткин и Виталий Истомин из Находки. Впоследствии были арестованы Алексей Рощупкин из Мариуполя, Павел Ахтеров из Славянска и Николай Куница из Дубно. Но борьба за эмиграцию продолжалась. 17 мая 1980 года была создана правозащитная группа пятидесятников. В июле того же года группа выпустила альманах «Красное и черное» - документы о положении пятидесятников, добивающихся эмиграции, и о преследованиях.

Оставшиеся на свободе руководители движения эмиграции обратились к Брежневу с просьбой о приеме до Мадридской встречи. Письмо состояло из 13 вопросов, среди них были следующие: Будет ли разрешено пятидесятникам иметь свой Совет церквей? Будет ли отменено нынешнее законодательство о религиозных культах? Будут ли разрешены общественные типографии? Будет ли отменено насаждение атеизма в школах? Будут ли освобождены и реабилитированы верующие и другие узники совести? Будет ли осуществлена свобода эмиграции? Не надеясь на ответ, они одновременно отправили коллективное (1.310 подписей) письмо президенту США Джиму Картеру. Они снова просили его обратиться с личным посланием к Брежневу, так как «наш президент нас не принимает». Кроме того, пятидесятники просили как можно шире оповестить западных единоверцев об их положении. А в письме к президенту Р. Рейгану, написанном в начале 1981 года, было сказано следующее:

На все законные наши просьбы правительство СССР отвечает молчанием или кратким словесным ответом: «Никуда вы не поедете, и никому вы там не нужны». Наше обращение к международной {общественности вызвало гнев наших властей к нам… После Мадридской i встречи обещают с нами вообще расправиться.1256

За первой волной арестов 1979-1981 гг. последовала вторая волна - были арестованы собравшиеся на совещание в Ровно руководители эмифационного движения и еще несколько человек Но движение задушено не было, с новой силой оно стало расти после прихода к власти Горбачева -и, наконец, победило.

Подобно реке, прорвавшей плотину, после многолетней отчаянной борьбы с мощнейшей государственной машиной, с 1988 года начался массовый выезд пятидесятников в Соединенные Штаты Америки и Канаду, а пятидесятников немецкой национальности - в Германию. По приблизительным оценкам, из бывшего СССР уже уехало больше 100.000 членов пятидесятнических церквей. Поток эмифации замедлился за последние годы, но не прекратился.

Переехав в США, Канаду, Германию, христиане веры евангельской не только создали славянские поместные церкви, но объединили их в церковные союзы, избрали союзное руководство, сумели организовать (совместно с правительственными и неправительственными организациями) своих стран достаточно большие профаммы гуманитарной помощи для своей бывшей Родины. Они также поддерживают тесные отношения с церквами, откуда они выехали, с пятидесятническими союзами Украины, России, Беларуси, Молдовы, Литвы, активно помогают в церковной деятельности, издательстве, миссионерской работе, Библейском образовании, выступают спонсорами радио- и телевизионных христианских профамм, поддерживают строительство зданий церквей, помогают в профаммах помощи алкоголикам и наркоманам. Право каждого - делать свой выбор и устраивать свою жизнь по своему собственному усмотрению.

Право, за которое было дорого заплачено десятилетиями борьбы за гражданские права человека. Но 200.000 членов пятидесятнических церквей современной Украины пользуются другим правом - правом жить на своей Родине и принимать активное участие в созидании новой своей страны, по заповеди Иисуса Христа простив и забыв все унижения, репрессии и преследования, которым они подвергались Как и члены пятидесятнических церквей России, Беларуси, Молдовы, Латвии, Литвы, Грузии, Узбекистана и других независимых стран, которые образовались после распада бывшего Советского Союза.

Пришло новое время.

 



Глава десятая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: