Регулирование на основе экономически обоснованных затрат

 

При регулировании на основе экономически обоснованных затрат уполномоченный государственный орган определяет потребность регулируемой компании в получении необходимой валовой выручки, включая как эксплуатационные затраты, так определенную величину прибыли. Утверждаемая после этого система тарифов определяет, каким образом регулируемая валовая выручка будет получена от отдельных категорий потребителей. При этом важно исключить ценовую дискриминацию отдельных потребителей и перекрестное тарифное субсидирование.

Принципиальная схема и составные элементы процесса регулирования тарифов на основе экономически обоснованных затрат представлены на рисунке 1.

Утверждая тарифы, регулирующий орган устанавливает такую структуру тарифов, чтобы валовая выручка компании TR, получаемая от потребителей электроэнергии (или каких-либо регулируемых услуг), была равна сумме оцениваемой им величине общих разрешенных затрат и прибыли данной компании:

=TC+TE (2.1)

 

Важнейшая задача регулирующего органа при определении величины разрешенных эксплуатационных затрат OE - не допустить включение в тарифы затрат, не связанных с обслуживанием потребителей, и, вместе с тем, предусмотреть достаточный уровень расходов для обеспечения надежного функционирования компании.


 

Рис. 1 - Принципиальная схема регулирования тарифов на основе экономически обоснованных затрат

 

Утверждаемая регулирующим органом величина общей разрешенной прибыли компании TE фактически отражает оценку стоимости обслуживания капитала, инвестированного в регулируемую компанию. В основу её расчета, как видно на рисунке-1, берется оценка тарифной базы компании RB, которая умножается на «справедливую» норму прибыли ROR:

= RB*ROR (2.2)

 

Тарифная база RB - это устанавливаемая регулирующим органом стоимость материальных и нематериальных активов компании (за вычетом накопленного износа), используемых для обслуживания потребителей. Оценка RB включает в себя следующие этапы:

из стоимости имущества компании исключается невоспроизводимое (например, земля) имущество, а также имущество, которое не используется для обслуживания потребителей;

определяется стоимость материального имущества (по элементам) и стоимость нематериального имущества (например, прав обладания франшизой, репутации, бренда и др.), используемых для обслуживания потребителей;

полученная величина уменьшается на обоснованный размер накопленной амортизации.

Оценка тарифной базы RB - ключевой и наиболее конфликтный этап регулирования. Именно на этом этапе проявляется то, что метод экономически обоснованных затрат стимулирует регулируемые компании завышать оценку стоимости имущества.

Не менее важный этап - установление «справедливой» нормы прибыли ROR. Под ROR понимают отношение общей прибыли к оценке стоимости капитала компании, выраженной в процентах от этой стоимости. При определении ROR регулирующие органы часто используют подход, называемый «метод стоимости капитала», когда в качестве ROR берется фактически средневзвешенная (по источникам формирования капитала компании) стоимость обслуживания отдельных частей этого капитала (процентов по облигациям, дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям).

В заключение рассчитывается величина необходимой валовой выручки регулируемой компании TR:

 

TR = TC = RB*ROR + OE + AD + TX (2.3)

 

и устанавливается средний тариф на услуги компании:

 

Средний тариф = TR/Прогнозируемый объем поставки.

 

Достоинства и недостатки данного метода регулирования можно сформулировать следующим образом.

Достоинства:

снижение финансовых рисков регулируемых компаний;

минимизация стоимости капитала для регулируемой компании;

исключение ситуаций получения регулируемой компанией чрезмерной прибыли.

Недостатки:

отсутствие стимулов у регулируемой компании к минимизации стоимости своих услуг и повышению эффективности деятельности;

заинтересованность регулируемой компании в чрезмерном увеличении своей тарифной базы, т.е. в избыточных инвестициях в свои капитальные активы, поскольку норма прибыли часто превышает стоимость привлекаемого компанией капитала (эффект Аверха-Джонсона);

отсутствие у регулируемой компании стимулов к повышению качества своих услуг. Компания в большей мере ориентирована на требования регулирующего органа, а не потребителей;

перекладывание значительной доли инвестиционных рисков с регулируемой компании на ее потребителей.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: