Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе толерантности

Школа один из важнейших институтов воспитания, представляет ребятам мало возможностей для развития такого качества, как толерантность (терпимость). Учителя начальных классов как таковой в последние десятилетия дают очень низкую оценку, состоянию интернационального воспитания в школах России.

Многие взрослые предполагают, что ребенок – это неравный субъект которому недостаёт понимания и уважения со стороны взрослых. Ещё Я.Корчак писал, что власть принадлежит взрослым, которые считают детей своей собственностью и не способны встать на их место, а дети – главная страдающая сторона, лишенная прав и признания.

Свою систему работы мы строили в соответствии с тем, что воспитание толерантности – это моральный долг, а также правовая и политическая потребность. Толерантность – это активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека, это то, что делает возможным достижения мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.

Очень важно найти правильное решение данной социально-образовательной проблемы, указывая возможные направления исследовательско-образовательной проблемы, указывая возможные направления исследовательско-практической деятельности в этой области.

Решение данной проблемы невозможно без преобразований в учебно-воспитательном процессе детей начальной школы. Именно в учебно-воспитательном процессе можно формировать ментальные качества ребёнка, формировать менталитет толерантности.

В содержании обучения и воспитания детей должен прослеживаться диалог культур с ориентацией на детализацию взаимодействующих компонентов культуры и их интеграции в целостном культурном пространстве цивилизации.

Необходимо обращаться к общепризнанным классическим образам культуры, вошедшим в сокровищницу культурного наследия человечества и представляющие собой универсальные общечеловеческие ценности для разных народов.

Нами были разработаны внеклассные занятия по таким темам, как: «Урок толерантности» (Приложение 3), «Мы команда одного корабля» (Приложение 4), «Культура разных народов» (Приложение 5) и другие. Например нами был проведен «Урок толерантности». Основной целью этого урока было развитие терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, воспитание чувства интернационализма.

На этом уроке дети прослушали стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод» в котором говорилось о том, что дети всех цветов кожи должны быть дружными друг с другом. Была проведена беседа о том, что нужно жить дружно, быть сдержанными, когда мы видим недостатки других.

Дальше мы провели игру. Дети должны были прослушать ситуацию и поднять красный кружок, если выбирался I вариант, синий кружок, когда дети выбирали II вариант.

Проводились внеклассные занятия по русской культуре (Приложение 6), классные час (Приложение 7).

Внеклассные занятия по чтению по темам «Пушкин у нас начало всех начал» (Приложение 8), «А.С.Пушкин душа народа – душа поэта». (Приложение 9).

Викторины по темам: «АдыгабзэмIэ викторин» (Приложение 10), «ХьакIэщым иапэрэ зэхэщэгъу» (Приложение 11), «Адыгэ литературэмкIэ викторин» (Приложение 12).

Например, на внеклассном занятии мы провели игру на развитие толерантности, которая называлась «Волшебный кристалл». Вначале игры были расставлены столы таким образом, чтобы образовалось 4 стола по 5 человек, то есть 4 команды. Причем, они сидели лицом друг к другу, после чего проводилось голосование, суть которого заключалось в том, что дети должны были вытянуть квадрат любого цвета (ж., к., с., з.). После голосования дети сели таким образом, в зависимости от того какой цвет выбрали. Образовались новые группы. Затем провели беседу, в ходе которой были раскрыты значения понятий «свой» и «чужой».

Дальше были предложены слова как открытость, опасность, далекий, близкий, похожий, нравится, не нравится и другие. Дети должны были подобрать синонимы к понятиям «свой» и «чужой».

Но на этом работа не завершилась. На следующем занятии была проведена беседа по такому вопросу как «Могут ли все люди вокруг быть своими?» После беседы была проведена разминка. Дети построились в 4-е колонны по 5 человек. Далее детям было сказано, что с помощью волшебной палочки дети превратятся в гномов.

Дети, стоявшие последними в колонне, развернулись к учителю и получили кубики разных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Суть игры заключалась в передаче кубика впереди стоящему ученику, «превратить» его в какой-либо предмет (мысленно). Партнер угадавший загаданный предмет забирает кубик и т.д. Игра длится до тех пор, пока хотя бы одна команда не справится с заданием.

Команда быстрее справившаяся с заданием получила колпачок соответствующего цвета и название «гномы».

В ходе проведения уроков, внеклассных мероприятий, мы пытались воспитывать в детях чувства интернационализма, терпимости в обществе людей населяющих нашу планету; подводили к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу, воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине; давали представления о стереотипах поведения, о культурных различиях; пробуждали творческие способности детей, воспитывали умение видеть красоту родного края, республики, природы; формировали умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений и другие.

Учащиеся с большим интересом участвовали в предлагаемых заданиях, проявляли активность, интерес к данной проблеме.

Дети сами делились знаниями о своей национальной культуре, о национальных ценностях своего народа.

Много рассказывали о своей Республике, о красоте и богатстве родного края; читали стихи местных поэтов.

Было видно, что дети проявляют интерес к искусству, культуре, обычаям, традициям своего народа.

Любое мероприятие, проводимое нами было успешным, были реализованы поставленные цели.

Тем не менее нужно сказать, что на этом этапе работа по формированию толерантности не завершена и эту работу необходимо продолжить, так как за такой короткий срок невозможно воспитать толерантность.

                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нашей исследовательской работы мы пришли к выводу, что толерантность – это не уступка, а активное отношение, формируемое на основе признания прав и свобод человека.

Самым важным источником формирования толерантности является школа. Воспитание в духе толерантности является главной её задачей.

Необходимо строить свою работу, критически осмысливая и вырабатывая суждения о моральных ценностях, принципов толерантности.

Адыгская народная педагогика располагает различными средствами воспитания толерантности подрастающего поколения.

Воспитание терпимости неразрывно связано с воспитанием чувства интернационализма. Необходимо подчеркнуть, что опыт адыгской народной педагогики весьма ценен для поиска гармонизации межнациональных отношений между поколениями.

Проблема толерантности как было выявлено в ходе исследования является одной из острейших проблем школы. Основная масса учащихся не всегда ведёт себя корректно и адекватно в возникших ситуациях.

На современном этапе особая роль отводится в национальной (адыгской) школе, формированию демократического стиля отношений через гуманистический характер учебно-воспитательного процесса сотрудничество учителя со школьниками, посредством воспитания толерантности.

 

                    ЛИТЕРАТУРА.

1. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик,1978,с.114-116.

2. Битянова М., Вачков И. Волшебный кристалл. Игры на развитие толерантности для учащихся. // Начальная школа (газета),2002, №39, с.3-4.

3. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно – воспитательных задач в национальной школе. Майкоп,1987,с.123-165.

4. Бузаров К.И. Воспитание, развитие и формирование личности. (в контексте традиционных и современных традиций). Майкоп,2000,с.27.

5. Бутенко А.П. Нация, национализм, суверенитет// Социально – политический журнал.1998 г. №3. С.113.

6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары,1974,с.5-16.

7.Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект образования как фактор гармонизации межнациональных отношений на Северном Кавказе // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Тез. 2-го Междунар. Конгр. 15 - 20 сент. 1998 г. / Пятигор. гос. лингв. ун-т. Пятигорск, 1998,с.87-94. 

8. Губогло М.Н. Переломные годы. Т.1. М.,1993,с.67.

9. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1980, Т.4,с.402.

10. Жарников А. Этническая терпимость - стержень Российского государства // Этносфера: Межнациональное образование в зеркале России и мира.1998. - N 3 - 4. - С. 14 – 17.

11. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово,1999,с.138.

 

12. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.,1991. С.8.

13.Инговатова А.Г. Диалог культур в контексте проблем современного образования // Российский вуз: В центре внимания - личность: (Пробл.воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 - 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. - Ростов н/Д., 1999. - Т. 4. - С. 223 - 225.

 

14. Культура мира и демократии. Учебное пособие. Отв. редактор А.О.Чубарьян. М.,1997,с.4-7.

15. Меретукова З.К. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп,1999.

16. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей\\ Сборник статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Майкоп,1957.

17. На пути к культуре мира: (Док. и материалы) / Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. - М.: МИК, 1999,с.37-39.

 

18. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность, проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно – практической конференции. Майкоп,1994.(Сборник статей),с.136-177.

19. Пагодина А.А. Толерантность//История.2002,№11,с.4-5.

20. Педагогическая энциклопедия. Т.3. М.,1966. С.35.

21.Политология: Энциклопедический словарь.М.,1993,с.222.

22. Резолюция ООН по объявлению Международного года толерантности. М.,1994. С.221-224.

23. Российская газета, № 144 от 4.08.1998,с.3-4.

24. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.,1996,с.56-65.

25. Словарь иностранных слов. М.,1989,с.510.

26. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // Ученые записки Адыгейского НИИ. Т.8. Этнография. Майкоп,1968.

27. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №9, с.91-97; 2002, № 1, с.159-165.

28.  Толерантность и согласие: Материалы международной конференции «Толерантность, взаимопонимание и согласие». М.,1997,с.4-17.

29.  Толерантность в общественном сознании России. М.,1996,с.56-75.

30. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998,с.264.

31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.,1994,с.308.

32. Уэйн Кеннет. «Образование и толерантность»// Высшее образование в Европе. т.XXI,№2,1997,с.27.

33. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005)». // Народное образование, 2002, №1, с.255 – 263.

34. Философский энциклопедический словарь. М.,1997,с.89.

35. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики // Из истории народного образования Адыгеи. Сборник статей. Ростов-на Дону,1975.

36. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее. Майкоп,1957.

37. Цеева А.З. Особенности национального воспитания адыгов.// Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Майкоп,2001.

38. Цеева А.З. Адыгэ хабзэ как основа воспитания студентов педколледжа.// Сборник трудов докторантов, аспирантов и соискателей. Майкоп,2001.

39. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М.,1997,с.98-124.

40. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов н/Д.,1977,с.29.

41. Шоров И.А. и др. Русско – адыгейский словарь педагогических терминов. Майкоп,1996,с.215.

42.Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп,1999,с.181,243.

43. Ялалов Ф.Г. Национально – региональный компонент образования: этнометодологический подход. // Начальная школа(журнал). 2001. №2, с.92-95.

 

 

Приложение № 1

                             Тестовые задания.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы;

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;

В. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Мне нравится, когда люди:

     А. Радуются выполненной работе;

     Б. С удовольствием работают в коллективе;

     В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

3. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

     А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого

          представляются возможности;

     Б. Были верны и преданы мне;

     В. Были умными и интересными людьми.

  4. Лучшими друзьями я считаю тех:

      А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;

      Б. На кого всегда можно положиться;

      В. Кто может многого достичь в жизни.

   5. В детстве мне больше всего нравилось:

       А. Проводить время с друзьями;

        Б. Ощущение выполненных дел;

        В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

   6. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее

       всего я использовал бы его:

       А. Для общения с друзьями;

      Б. Для отдыха и развлечений;

      В. Для своих любимых дел и самообразования.

   7. Я люблю, когда:

      А. Другие люди меня ценят;

      Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;

      В. Приятно провожу время с друзьями.

  8. Для меня нет ничего хуже, чем:

      А. Оскорбление личного достоинства;

      Б. Неудача при выполнении важного дела;

      В. Потеря друзей.

  9. Я не люблю людей, которые:

      А. Считают себя хуже других;

      Б. Часто ссорятся и конфликтуют;

      В. Возражают против всего нового.

10. Приятно, когда:

      А. Работаешь над важным для всех делом;

      Б. Имеешь много друзей;

      В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

11. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

      А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие

           отношения с людьми;

      Б. О жизни знаменитых и интересных людей;

      В. О последних достижениях науки и техники.

12. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

      А. Другие были им довольны;

      Б. Прежде всего выполнить свою задачу;

      В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу;

  13. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

        А. В общении с друзьями;

        Б. Просматривая развлекательные фильмы;

        В. Занимаясь своим любимым делом.

 

 

                                                                                   Приложение № 2

                              Ключ к приложению № 1

 

Я О Д
1 А В Б
2 В Б А
3 Б А В
4 В А Б
5 В А Б
6 А Б В
7 А Б В
8 А В Б
9 А Б В
10 В Б А
11 Б А В
12 В А Б
13 Б А В

 

Я – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

О – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Д – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

                                                                                     

 

                                                                                                              Приложение № 3

            Урок толерантности.

Тема: «Урок толерантности».

Цели: Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

  Ход урока.

Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово «толерантность».

Учитель читает стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод».

Стихи для ребят

Всех народов и стран

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей,

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

 Для краснокожих

Обеих Америк

Для желтокожих

Обеих Америк.

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и сёлах…

Весь этот шумный,

Здоровый народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Встретится с Югом.

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

-О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

Учитель. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Дети. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

Учитель. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощи. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Дети. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев…

Дети должны понять, что к людям, даже если они другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать в беде.

Учитель. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы не были их национальности, с другим цветом глаз и кожи. И потому наша страна победила в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа ещё издревле была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово «толерантность».

Высказывания детей.

-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его.

 Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1.Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.

2. Ты идешь с ними гулять.

Подведение итогов.

Учитель. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому, что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет…

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

3. На твоих глазах на кого-то нападают.

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

- Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

Давайте поиграем в игру.

1. Для того, чтобы больше не было войны.

1. Нужно понимать, почему она происходит.

2. Ничего нельзя сделать.

2. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.

1. Ты об этом услышал и забыл.

2. Ты ищешь возможность проявить солидарность.

3. Ты не согласен с кем-нибудь.

1. Ты все-таки слушаешь его.

2. Ты не даешь ему говорить.

4. В классе ты уже ответил.

1. Тебе хочется отвечать ещё

2. Ты предоставляешь другим.

Подведение итогов игры.

Учитель. Заканчиваем наш урок толерантности.

Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

 

 

                                                                                                              Приложение № 4 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: