Характеристика работы
1. Цель научной работы: Исследовать отношение старших школьников к наиболее острым проблемам медицинской этики - репродукции человека, клонированию, эвтаназии и другим; к проблемам экологической этики.
. Методы проведения исследования: Решение теоретических задач осуществляется анализом и обобщением философской, теологической, деонтологической и медико-биологической литературы, связанной с предметом исследования. В собственном исследовании используется так называемый закрытый опросник: предлагается вопрос и несколько стандартных вариантов ответа. Опросник состоит из двух независимых частей: методика «медицинская этика» и методика «экологическая этика».
. Основные результаты научного исследования (научные, практические):
Научные: Проанализирована литература по морально-этическим сторонам наиболее актуальных на сегодняшний день проблем биоэтики. Приводится сравнительный анализ концепций биоэтики и смежных понятий: «медицинская», «биомедицинская», «экологическая» этика.
|
|
Подтверждена гипотеза о наличии в моральном сознании старших школьников, относительно морально-этических аспектов важнейших проблем биоэтики, специфических особенностей, а также правомерность использования типологического подхода к исследованию представлений о проблемах биоэтики.
Практические: Впервые предпринята попытка эмпирическим путем изучить и описать отношение старших школьников к некоторым морально-этическим аспектам проблем биоэтики. Это дает возможность дальнейших сравнительных исследований.
Проанализированы и описаны возрастные, гендерные различия по рассматриваемым проблемам, а также типологические особенности.
Результаты, которые были получены в ходе исследования, предоставляют возможность учитывать особенности отношения школьной молодежи к проблемам биоэтики в процессе воспитательной работы и обучения.
4. Наличие документов об использовании научных результатов (нет)
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников
Биоэтика как наука
Основные проблемы медицинской этики
Морально-этические проблемы, связанные со смертью
Морально-этические проблемы воспроизводства жизни
Биоэтика в клинической трансплантологии
Основные проблемы экологической этики
Развитие экологического сознания в социогенезе
Возрастная динамика экологического сознания
Нравственная ценность неживой природы
Отношение к животным как нравственная проблема
Глава II. Психологическая характеристика старшего школьного возраста
|
|
Общая характеристика подросткового возраста
Самосознание в старшем школьном возрасте
Особенности морального сознания в старшем школьном возрасте
Глава III. Эмпирическое исследование проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников
Методология исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников: основные парадигмы исследования
Методика исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников: принципы конструирования
Статистические методы обработки данных исследования проблем биологической этики в сознании старших школьников
Результаты эмпирического исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников
Анализ-описание общего отношения к биомедицинской этике
Анализ-описание общего отношения к экологической этике
Возрастные особенности отношения к проблемам биоэтики
Гендерные особенности отношения к проблемам биоэтики
Типология отношений к проблемам биоэтики
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования
Многочисленные проблемы биоэтики, ее специфические особенности, которыми совсем недавно интересовались только специалисты, в современных условиях становятся все более актуальными для всех людей. Биоэтику сегодня нельзя, как это было ранее, отождествлять с медицинской этикой, так как нормы и принципы медицинской этики не действуют в современных условиях и, как следствие, их необходимо пересмотреть и уточнить.
Современная биомедицина непрерывно расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные процессы зарождения жизни, протекания и ее завершения. На сегодняшний день никого не удивить новостями о возможности замены поврежденных и больных тканей и органов или замене испорченных генов, о продлении жизни или влияние на процесс умирания.
В ряде случаев мы сталкиваемся с пограничными ситуациями, когда трудно определить имеем ли мы дело уже (или еще) с живым человеческим существом или только с совокупностью клеток, тканей и органов. Пределы вмешательства в жизненные процессы и функции определяются не только постоянно расширяющимися научно-техническими возможностями, но и нашим пониманием того, что есть человек, а значит и того, какие действия и процедуры по отношению к нему допустимы, а какие, напротив, неприемлемы.
Проблемы биоэтики становятся все более и более актуальными. Те нравственные принципы, которыми люди пользовались на протяжении многих тысяч лет, не учитывают современных возможностей и явлений, которые внесла наука в жизнь. Ввиду этого, человечеству нужно принять новые законы жизни, принимающие во внимание новые тенденции. В связи с этим большое внимание заслуживает проблема установления позиций общества к таким животрепещущим вопросам, как репродукция человека, клонирование, эвтаназия, трансплантология и другим.
Многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий кризис. Разрешение экологического кризиса нуждается не столько в практических действиях, новых технологиях, сколько в экологическом пересмотре нашей морали. Такой пересмотр связан с развитием экологической этики, как новой науки. Основная задача этой науки состоит в создании системы нормативных установок, определяющих отношение, поведение, действия человека, направленные на его естественное окружение - природу. Такая постановка вопроса предполагает приложимость морально-этических понятий к камням, рыбам, животным, деревьям, водоемам. Решение экологических проблем невозможно без изменения экологического сознания, развития экологической этики во взаимоотношениях человека и природы.
|
|
Цель исследования
Исследовать отношение старших школьников к наиболее острым проблемам медицинской этики - репродукции человека, клонированию, эвтаназии и другим; к проблемам экологической этики.
Объект исследования
Моральное сознание старших школьников.
Предмет исследования
Отношение старших школьников к морально-этическим аспектам проблем биоэтики, гендерные, возрастные и типологические особенности.