Актуальность исследования

Характеристика работы

1. Цель научной работы: Исследовать отношение старших школьников к наиболее острым проблемам медицинской этики - репродукции человека, клонированию, эвтаназии и другим; к проблемам экологической этики.

.   Методы проведения исследования: Решение теоретических задач осуществляется анализом и обобщением философской, теологической, деонтологической и медико-биологической литературы, связанной с предметом исследования. В собственном исследовании используется так называемый закрытый опросник: предлагается вопрос и несколько стандартных вариантов ответа. Опросник состоит из двух независимых частей: методика «медицинская этика» и методика «экологическая этика».

.   Основные результаты научного исследования (научные, практические):

Научные: Проанализирована литература по морально-этическим сторонам наиболее актуальных на сегодняшний день проблем биоэтики. Приводится сравнительный анализ концепций биоэтики и смежных понятий: «медицинская», «биомедицинская», «экологическая» этика.

Подтверждена гипотеза о наличии в моральном сознании старших школьников, относительно морально-этических аспектов важнейших проблем биоэтики, специфических особенностей, а также правомерность использования типологического подхода к исследованию представлений о проблемах биоэтики.

Практические: Впервые предпринята попытка эмпирическим путем изучить и описать отношение старших школьников к некоторым морально-этическим аспектам проблем биоэтики. Это дает возможность дальнейших сравнительных исследований.

Проанализированы и описаны возрастные, гендерные различия по рассматриваемым проблемам, а также типологические особенности.

Результаты, которые были получены в ходе исследования, предоставляют возможность учитывать особенности отношения школьной молодежи к проблемам биоэтики в процессе воспитательной работы и обучения.

4.  Наличие документов об использовании научных результатов (нет)

 



Оглавление

 

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников

Биоэтика как наука

Основные проблемы медицинской этики

Морально-этические проблемы, связанные со смертью

Морально-этические проблемы воспроизводства жизни

Биоэтика в клинической трансплантологии

Основные проблемы экологической этики

Развитие экологического сознания в социогенезе

Возрастная динамика экологического сознания

Нравственная ценность неживой природы

Отношение к животным как нравственная проблема

Глава II. Психологическая характеристика старшего школьного возраста

Общая характеристика подросткового возраста

Самосознание в старшем школьном возрасте

Особенности морального сознания в старшем школьном возрасте

Глава III. Эмпирическое исследование проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников

Методология исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников: основные парадигмы исследования

Методика исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников: принципы конструирования

Статистические методы обработки данных исследования проблем биологической этики в сознании старших школьников

Результаты эмпирического исследования проблем биологической этики в моральном сознании старших школьников

Анализ-описание общего отношения к биомедицинской этике

Анализ-описание общего отношения к экологической этике

Возрастные особенности отношения к проблемам биоэтики

Гендерные особенности отношения к проблемам биоэтики

Типология отношений к проблемам биоэтики

Заключение

Список литературы

Приложение

 



Введение

 

Актуальность исследования

Многочисленные проблемы биоэтики, ее специфические особенности, которыми совсем недавно интересовались только специалисты, в современных условиях становятся все более актуальными для всех людей. Биоэтику сегодня нельзя, как это было ранее, отождествлять с медицинской этикой, так как нормы и принципы медицинской этики не действуют в современных условиях и, как следствие, их необходимо пересмотреть и уточнить.

Современная биомедицина непрерывно расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные процессы зарождения жизни, протекания и ее завершения. На сегодняшний день никого не удивить новостями о возможности замены поврежденных и больных тканей и органов или замене испорченных генов, о продлении жизни или влияние на процесс умирания.

В ряде случаев мы сталкиваемся с пограничными ситуациями, когда трудно определить имеем ли мы дело уже (или еще) с живым человеческим существом или только с совокупностью клеток, тканей и органов. Пределы вмешательства в жизненные процессы и функции определяются не только постоянно расширяющимися научно-техническими возможностями, но и нашим пониманием того, что есть человек, а значит и того, какие действия и процедуры по отношению к нему допустимы, а какие, напротив, неприемлемы.

Проблемы биоэтики становятся все более и более актуальными. Те нравственные принципы, которыми люди пользовались на протяжении многих тысяч лет, не учитывают современных возможностей и явлений, которые внесла наука в жизнь. Ввиду этого, человечеству нужно принять новые законы жизни, принимающие во внимание новые тенденции. В связи с этим большое внимание заслуживает проблема установления позиций общества к таким животрепещущим вопросам, как репродукция человека, клонирование, эвтаназия, трансплантология и другим.

Многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий кризис. Разрешение экологического кризиса нуждается не столько в практических действиях, новых технологиях, сколько в экологическом пересмотре нашей морали. Такой пересмотр связан с развитием экологической этики, как новой науки. Основная задача этой науки состоит в создании системы нормативных установок, определяющих отношение, поведение, действия человека, направленные на его естественное окружение - природу. Такая постановка вопроса предполагает приложимость морально-этических понятий к камням, рыбам, животным, деревьям, водоемам. Решение экологических проблем невозможно без изменения экологического сознания, развития экологической этики во взаимоотношениях человека и природы.

Цель исследования

Исследовать отношение старших школьников к наиболее острым проблемам медицинской этики - репродукции человека, клонированию, эвтаназии и другим; к проблемам экологической этики.

Объект исследования

Моральное сознание старших школьников.

Предмет исследования

Отношение старших школьников к морально-этическим аспектам проблем биоэтики, гендерные, возрастные и типологические особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: