Выпускная квалификационная работа
студента очной формы обучения, 5 курса, группы БЖ - 51
Якупова Кирилла Евгеньевича
Допустить к защите Научный руководитель
Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент
канд. пед. наук, доцент __________ И.И. Новоселова
__________ И.И. Новоселова
Йошкар-Ола
Содержание
Введение
. Теоретические основы формирования положительной мотивации в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности
Проблемы формирования мотивов обучения школьников и пути их решения
Психолого-педагогические основы формирования положительных мотиваций на обучение
Применение интерактивных методов при формировании положительной мотивации в процессе обучения
Выводы
. Пути решения проблем формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности школьников
Определение отношения учащихся и их мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности
Анализ опыта работы учителей по повышению мотивации к обучению по предметам
|
|
Выводы
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение
Введение
Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса всегда строилась на консервативных принципах «должен», «обязан», что, естественно, затрудняло реализацию основного понятия демократизации и гуманизации образования. Но с начала нового века произошли перемены в общественном сознании. Вступающие в жизнь выпускники должны стать конкурентоспособными, то есть иметь высокий образовательный уровень, обладать прочными знаниями и способностью принимать быстрые, правильные, самостоятельные решения, работать с информацией, соединять, когда требуется, знания из разных областей. В этих условиях достижение желаемого результата связано, как никогда ранее, с подготовкой учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, не просто владеющую знаниями, а умеющую их применить, выдвигается в процессе обучения на одно из первых мест [4]. Вот почему в настоящее время вновь усиливается интерес к формированию мотивации, которая во многом определяет «человеческий фактор» и признана бесспорной движущей силой человеческого поведения и, в частности, учения.
Все последовательнее в методических работах учитывается системообразующий характер учебной мотивации, объектом формирования которой выступают все компоненты мотивационной сферы: мотивы, цели, эмоции и все стороны умения учиться. Учебный процесс становится важнейшим мотивирующим фактором при условии его нацеленности на формирование устойчивого интереса к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создание условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся и успешному овладению умением учиться в творческом режиме [7].
|
|
Формирование мотивации на обучение в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания школьных предметов, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний через усиление познавательного интереса. Помимо этого необходимо активизировать нравственное, идейно-политическое, трудовое воспитание школьников. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителя и учащихся [4].
В настоящее время мотивации на обучение основам безопасности жизнедеятельности у школьников сформированы плохо. Это связано с тем, что данный предмет не сдается как единый государственный экзамен и не принимается как профильный ни в одном вузе, даже на специальности «Безопасность жизнедеятельности».
Таким образом, настоящее время обострило противоречие между необходимостью формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся и недостаточной разработанностью эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению жизненно необходимых знаний по этому предмету.
Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: проанализировав опыт учителей по формированию мотивации к обучению, определить эффективные способы активизации мотивов обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Решение данной проблемы определило выбор темы «Проблемы формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности».
Цель исследования: определить формы и методы, способствующие формированию положительной мотивации у учащихся к обучению основ безопасности жизнедеятельности.
Объект исследования: процесс обучения школьников.
Предмет исследования: формирование положительной мотивации к обучению основ безопасности жизнедеятельности.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс формирования мотивации к обучению основ безопасности жизнедеятельности будет протекать успешно, если учебный процесс обеспечивается эффективными методами, приемами и средствами обучения, способствующими формированию положительной мотивации школьников к восприятию знаний по ОБЖ.
Цель и гипотеза определили постановку основных задач:
. Раскрыть психолого-педагогическую сущность и структуру мотивации учебной деятельности.
. Выявить механизм и источники формирования положительной мотивации к обучению.
. Выявить у школьников структуру мотивов к обучению основам безопасности жизнедеятельности
. Определить эффективность различных методов обучения, априори влияющих на возникновение устойчивой мотивации к восприятию знаний по ОБЖ.
. Разработать методические рекомендации по формированию положительной мотивации к обучению ОБЖ для практикантов - будущих преподавателей-организаторов курса ОБЖ.
Методологическую основу исследования составили теоретические и методологические положения по проблеме мотивации, сформулированные в трудах Л.И. Божович, A.M. Матюшкина и др.; принцип системно-личностного подхода в изучении психических явлений (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В.Д. Шадриков и др.), принцип системного изучения личности и деятельности (П.К. Анохин, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов).
Методы теоретического уровня: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, аналогия, интерпретация, синтез и экстраполяция теоретического материала.
|
|
Методы эмпирического уровня: прямое и косвенное наблюдение, тесто-анкетирование, собеседование, обобщение эмпирического материала, констатирующий педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: МБОУ "Гимназия №4 им. А.С. Пушкина. г. Йошкар-Олы", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №30 г. Йошкар-Олы", МБОУ "Конганурская средняя общеобразовательная школа Куженерского района РМЭ".
Работа над исследованием проводилась в несколько этапов.
На первом, поисковом этапе (февраль-май 2011 г.) - анализировалась психолого-педагогическая литература по обозначенной проблеме, накапливался и сопоставлялся опыт работы образовательных учреждений.
На втором этапе (сентябрь-декабрь 2011 г.) - проводилось констатирующее исследование по выявлению уровня сформированности мотивации к обучению у школьников и методов активизации мотивов обучения.
На третьем этапе (февраль-март 2012 г.) - обобщались результаты констатирующего эксперимента.
На четвертом этапе (апрель-май 2012 г.) - оформлялись выводы исследования и практические рекомендации.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обосновании форм и методов формирования положительной мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности.
Практическая значимость дипломной работы состоит в разработке методических рекомендаций для повышения мотивов обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников (81 источник) и 1 приложения, содержит 8 таблиц и 8 рисунков. Общий объем работы составляет 84 страницы машинописного текста.