Организация, содержание и методика проведения констатирующего эксперимента

 

Экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ № 93 г. Волгограда, на протяжении учебного года, в процессе индивидуальной и ансамблевой вокальной работы с учащимися разных возрастных групп (2 класс - 4 человека; 3 класс - 4 человека; 5 класс - 4 человека; 6 класс - 4 человека: всего 16 человек). Такой выбор был продиктован кругом проблем постановки голоса, решаемых с помощью методик русской певческой школы: необходимо было подтвердить применимость и эффективность приемов и методов для учащихся разных возрастных групп.

Целью проведенной опытно-экспериментальной работы явилось исследование процесса постановки голоса у учащихся разных возрастных групп через развитие основных вокальных навыков, из которых мы выделяли навыки правильного дыхания, артикуляции, звукообразования, а также овладение навыками выразительного пения и сценического поведения.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

) подбор и музыкально-педагогический анализ упражнений русской вокальной школы и вокальных произведений для вокальных занятий с учащимися разных возрастных групп;

) обзор и исследование музыкально-педагогический литературы по проблеме постановки голоса у детей и подростков;

) выявление и апробация приемов и методов русской вокальной школы, влияющих на более эффективный процесс постановки голоса у учащихся разных возрастных групп.

Помимо выделенных нами в теоретической части исследования основных методов русской вокальной школы, сопутствующими методами в вокальной работе с учащимися являются:

Ø творческий метод;

Ø метод системного подхода;

Ø метод импровизации и сценического движения.

Творческий метод используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественный результативный показатель практического воплощения художественного образа в вокальном исполнительстве.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы обучения - ее тематика, вокальный материал, виды исполнительской деятельности.

Метод импровизации и сценического движения - это один из основных творческих методов в русской вокальной педагогике и исполнительской практике. Требования русской вокальной педагогики - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.

Задачи, поставленные нами в вокальной работе, имеют обучающий, развивающий и воспитывающий характер:

1. Научить учащихся разных возрастных групп воспринимать музыку, вокальные произведения, как важную часть жизни каждого человека.

2. Способствовать формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, основ художественного вкуса средствами вокального искусства.

.   Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой, создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого солиста.

.   Осуществить у учащихся разных возрастных групп постановку голоса, опираясь на достижения русской вокальной школы, для выразительного, художественно оправданного исполнения простых и сложных вокальных произведений.

.   Развивать индивидуальные творческие способности учащихся на основе исполняемых вокальных произведений.

Реализация данных задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций вокального исполнения, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации в вокальном исполнительстве.

В процессе вокального обучения можно обозначить следующие этапы:

1) учебно-организационный, который включает подбор репертуара, планирование его изучения;

2) учебно-познавательный, который предусматривает изучение традиций русской вокальной школы, особенностей и стилей исполнения, прослушивание записей коллективов и солистов;

)   учебно-творческий, который связан с работой над постановкой голоса, вокальной техникой и художественным образом, совершенствованием актёрского мастерства, формированием творческой личности исполнителя.

В ходе разработки хода опытно-экспериментальной работы были определены следующие показатели постановки голоса у учащихся.

Навык певческого дыхания:

·   певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

·   глубокий, но умеренный по объему вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса;

·   момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте;

·   постепенный и экономный фонационный выдох при стремлении к сохранению вдыхательной установки;

·   умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;

·   регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.

Навык певческой артикуляции:

·   отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение;

·   умеренное округление фонем за счет пения на скрытом зевке;

·   умение сохранять стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;

·   нахождение близкой и высокой вокальной позиции, что контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области маски;

·   умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.

Навык певческого звукообразования:

·   звонкость, “полетность” голоса;

·   близкая вокальная позиция;

·   ровность по тембру;

·   умеренное округление гласных;

·   нормальное, легкое вибрато;

·   отсутствие зажатости и перенапряжения звучания.

В соответствии с наличием выделенных нами показателей качества постановки голоса, в качестве критериев диагностики мы определили:

Умение воспринимать, т.е. на элементарном уровне анализировать и описывать словесно характер вокального звучания и качество вокального исполнения по выразительности, красоте, эмоциональности, чистоте исполнения.

Образное мышление, которое проявляется в богатстве ассоциаций, их яркости, нестандартности, объяснении своих образов и ассоциаций, характеристике образов.

Качество исполнения, характеризующее уровень развития певческого голоса по правильному интонированию первого звука и всей мелодии, звуковысотному и динамическому диапазону, тембральной окраске, вокальной позиции, ровности звука, его звонкости и полетности, степени напряженности при пении, разборчивости, осмысленности дикции, качества фонационного выдоха, эмоциональной выразительности исполнения.

Безусловно, выделенные нами критерии, во всем совершенстве не могут быть сформированы на в младшем, ни в среднем школьном возрасте, однако, мы считаем принципиально важным формулировать их таким образом, так как они выступают в качестве эталона, к которому надо стремиться. Все характеристики выделенных нами критериев оценивались в ходе наблюдения по 10-балльной шкале.

Уровневые группы качества постановки голоса у учащихся младшего и среднего школьного возраста распределялись следующим образом (подсчет по методике В. Проценко):

I. Высокий уровень. Ученик набирает по каждому критерию суммарную оценку не ниже 7,5 баллов.

II. Средний уровень. Оценки по каждому из критериев колеблются от 4, 5 до 7,5 баллов.

III. Низкий уровень. Оценки по двум из трех выделенных критериев - ниже 4,5 баллов.

Форма индивидуального наблюдения за учащимися проводилась по методике Г.П. Стуловой.

В ходе разработки опытно-экспериментальной работы для констатирующего обследования был отобран ряд упражнений, предлагаемых Л. Левандовской, адаптированных из методик М.И. Глинки, А.А. Варламова, И.П. Левидова и других русских педагогов. Каждое упражнение способствует формированию правильной постановке голоса, выявлению конкретных вокальных навыков и помогает их отработке.

- упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции;

упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука;

упражнение для освобождения скованной челюсти;

упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука;

упражнение, способствующее расширению голосового диапазона.

На основе этих упражнений учащимся предлагались следующие задания (после предварительного распевания):

. Спеть сверху вниз пять звуков на слоги ми-ма, начиная с самого доступного участка диапазона.

. Спеть в зоне примарных тонов каждую ноту отдельно на гласных: а-э-и-о-у. Петь красивым звуком. Продолжительность каждого гласного -четверть.

. Спеть любимую песню a capella и под аккомпанемент педагога.

Музыкальную основу исходной диагностики сформированности вокальных навыков составили произведения русских композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках проведения элементов вокальной работы на уроках музыки и на внеклассных вокальных занятиях.

На основании констатирующего обследования получены следующие результаты.


Таблица № 1

Результаты констатирующей диагностики уровня постановки голоса у учащихся (по возрастным группам)

 

Уровни качества постановки голоса

Критерии качества постановки голоса

 

Умение воспринимать характер вокального звучания и качество вокального исполнения

Образное мышление

Качество воспроизведения (вокального исполнения)

  Млад. шк-ки Уч-ся сред. возраста Млад. шк-ки Уч-ся сред. возраста Млад. шк-ки Уч-ся сред. возраста
Низкий 55% 50% 60% 50% 60% 50%
Средний 35% 40% 30% 40% 35% 45%
Высокий 10% 10% 10% 10% 5% 5%

 

Таблица № 2

Средние показатели констатирующей диагностики уровня постановки голоса у учащихся

Уровни качества постановки голоса

Критерии качества постановки голоса

  Умение воспринимать характер вокального звучания и качество вокального исполнения Образное мышление Качество воспроизведения (вокального исполнения)
Низкий 52,5% 52% 52%
Средний 37,5% 35% 40%
Высокий 10% 10% 5%

 

Таким образом, средние уровневые показатели по всем трем выделенным нами критериям составили:

низкий уровень постановки голоса - 52,2 % учащихся;

средний уровень постановки голоса - 37,5 % учащихся;

высокий уровень постановки голоса - 8,3 % учащихся.

В ходе разработки опытно-экспериментальной работы было выявлено, что процесс постановки голоса происходит не стихийно, а подчиняется определенным закономерностям и выражается в фазовой последовательности:

. Нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней части диапазона голоса.

. Перенесение этих естественных движений голосообразующих систем на пение любых гласных и целых слов в различных участках диапазона голоса при средней силе звука.

. Автоматизация движений, всего голосообразующего комплекса, их шлифовка в процессе выполнения многочисленных вариантов музыкальных заданий при сохранении правильной координации всех мышечных систем голосового аппарата певца.

На первом этапе выполнения заданной программы ученик обычно часто ошибается, интонирует не чисто, в замедленном темпе.

На втором этапе (при правильном обучении) учащиеся постепенно перестают делать грубые ошибки - начинает складываться динамический стереотип.

На третьем этапе - происходит упрочнение динамического стереотипа. Задания выполняются точно, четко формируется навык.

Автоматизация певческих навыков постепенно освобождает начинающего певца от скованности и хаотичности мышечных движений, лежащих в основе процесса голосообразования, позволяет осуществлять задачи художественного, творческого порядка.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: