Холостой ход. Э. д. с, индуцированная в каждой фазе обмотки якоря синхронного генератора, при холостом ходе
0 = cEФвn
cE - постоянная величина, зависящая от конструкции машины (числа витков обмотки якоря, числа полюсов и др.);
Фв - магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения.
Регулирование напряжения и частоты. Из формулы следует, что регулировать э. д. с. (напряжение генератора) можно двумя способами: изменением частоты вращения n или изменением магнитного потока возбуждения Фв. Для изменения потока возбуждения в цепь обмотки возбуждения включают регулировочный реостат или автоматически действующий регулятор напряжения, которые позволяют изменить ток возбуждения, поступающий в эту обмотку, а следовательно, и создаваемый ею поток. Регуляторы напряжения широко применяют для регулирования возбуждения генераторов, работающих при переменной частоте вращения,
т.е. генераторов, приводимых во вращение от дизеля. При изменении частоты вращения n и нагрузки машины они автоматически изменяют ток возбуждения Iв, т.е. поток Фв, так, чтобы напряжение генератора было стабильным или изменялось по заданному закону. Регулирование частоты f1 осуществляется изменением частоты вращения ротора.
|
|
Работа машины при нагрузке. При увеличении нагрузки синхронного генератора напряжение его изменяется. Это изменение происходит по двум причинам. При протекании тока нагрузки по обмотке якоря создается так же, как и в асинхронной машине, вращающееся магнитное поле, т.е. свой магнитный поток якоря Фя. Поток якоря Фя и поток возбуждения Фв вращаются с одинаковой частотой и создают, следовательно, некоторый результирующий поток Фрез = Фя+Фв. В результате э. д. с. машины Е = сЕФрезn, т.е. будет отличаться от э. д. с. Е0 при холостом ходе.
Воздействие потока якоря на результирующий поток синхронной машины называется реакцией якоря. Так как под действием реакции якоря изменяется результирующий поток в машине, то и напряжение генератора будет зависеть от тока, проходящего по обмотке якоря, и его сдвига фаз относительно напряжения.
Когда ток в обмотке якоря совпадает по фазе с э. д. с. холостого хода Е0 (см. рис. а), поток Фя действует по поперечной оси машины q - q; он размагничивает одну половину каждого полюса и под-магничивает другую. Результирующий поток Фрез в этом случае из-за насыщения магнитной цепи машины несколько уменьшается по сравнению с Фв.
В случае когда ток в обмотке якоря отстает от Е0 на 90° (см. рис. б), поток якоря Фя действует по продольной оси машины против Фв, т.е. уменьшает результирующий поток (размагничивает машину); если ток в обмотке якоря опережает Е0 на 90° (см. рис. в), поток Фя совпадает по направлению с Фв, т.е. увеличивает поток Фрез (подмагничивает машину). Если ток якоря отстает или опережает э. д. с. Е0 на угол, меньший 90°, то это можно рассматривать как сочетание рассмотренных случаев. В общем случае если ток якоря отстает от напряжения, то реакция якоря действует размагничивающим образом. Она уменьшает результирующий поток и напряжение генератора. Когда ток опережает напряжение, то реакция якоря увеличивает результирующий поток и напряжение генератора.
|
|
Второй причиной изменения напряжения генератора при его нагрузке являются внутренние падения напряжения в обмотке якоря - активное и реактивное. Эти падения напряжения возникают в синхронной машине по тем же причинам, что и в асинхронном двигателе и трансформаторе.
Отдаваемая генератором мощность при одних и тех же значениях тока зависит от коэффициента мощности cosφ, при котором работает генератор, т.е. от характера его нагрузки. Однако проводники генератора рассчитываются на определенный ток, а его изоляция и магнитная система - на определенное напряжение и магнитный поток независимо от cosφ нагрузки. По этой причине номинальной мощностью генератора считается его полная мощность S в киловольт-амперах (кВ*А), на которую рассчитана машина по условиям нагревания и длительной безаварийной работы. Регулировать активную мощность синхронного генератора при работе его на какую-либо нагрузку можно путем изменения сопротивления нагрузки или напряжения машины.
Так, как мы выбрали генераторы типа МСС, то для них уже существует схема СВАРН (система возбуждения и автоматического регулирования напряжения).
Система показала себя надежной в эксплуатации. Основные элементы, входящие в систему: синхронный генератор G; трансформатор компаундирования ТК; блок силовых выпрямителей UZ1 (включен на напряжение суммирующей обмотки wc и подает питание на обмотку ОВГ); генератор начального возбуждения ГНВ с выпрямителем UZ2; управляемый дроссель с рабочими обмотками wn и обмоткой управления wy; компенсатор реактивной мощности (ТА, R3) с выключателем SA; резистор термокомпенсации RK; автоматический выключатель QF генератора; выключатель тока возбуждения QS; дополнительные резисторы Rl, R2, R3.
Вторичная обмотка iv трансформатора компаундирования и выпрямитель UZ3 образуют цепь питания обмотки управления дросселя насыщения. Все 3-фазные обмотки ТК расположены на 3-стержневом магнитопроводе. У стержня, на котором расположена обмотка wH, установлен магнитный шунт, который увеличивает индуктивное сопротивление этих обмоток. Векторы тока и магнитного потока Фн обмоток wH отстают от вектора напряжения на угол примерно 90°.
В режиме начального возбуждения генератора ГНВ через выпрямитель UZ2 обеспечивается устойчивое начальное возбуждение. В номинальном режиме работы СГ большее напряжение на выходе выпрямителя UZ1 запирает выпрямитель UZ2 и ГНВ оказывается отключенным. Часть энергии суммирующих обмоток wc поступает в рабочие обмотгиwp управляемого дросселя. При увеличении тока в обмотке управления w сердечник дросселя подмагничивается, поэтому индуктивное (полное) сопротивление обмоток wp уменьшается. Увеличивается ток в этих обмотках (ток отбора), а значение тока в ОВГ и напряжение генератора уменьшаются. Через управляемый дроссель происходит регулирование ЭДС генератора по напряжению и изменению температуры (температурная компенсация), а также распределение реактивных нагрузок при параллельной работе СГ. При уменьшении напряжения СГ уменьшается напряжение на обмотках w и выпрямителе UZ3. Уменьшению тока в обмотке wy будет соответствовать размагничивание магнитопровода дросселя и уменьшение тока в обмотках w£. Следовательно, ток выпрямителя UZ1 увеличится и напряжение СГ будет увеличено до стабилизируемого значения. При нагреве СГ падение напряжения на его обмотках увеличивается и при неизменной ЭДС генератора напряжение уменьшится. При нагреве сопротивление резистора RK, встроенного в корпус СГ, увеличится, ток в обмотках wy уменьшится, индуктивное сопротивление обмоток wp увеличится, что приведет к увеличению тока возбуждения и напряжения СГ. При одиночной работе генератора выключатель SA замкнут и ЭДС трансформатора тока ТА не влияет на работу регулятора. При параллельной работе СГ выключатель SA разомкнут и ЭДС трансформатора ТА создает ток через резистор R3, на нем возникает падение напряжения UR3. На выпрямитель UZ3 поступает напряжение управления Uy = UCB + UR3.
|
|