Развитие навыков опрятности

Тема выпуска «Навыки самообслуживания»

Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства. И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи, купание, умывание, уборка постели и комнаты и т.д.).

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят и т. д., считая, что их чадо всё ещё маленькое или просто торопясь куда-либо. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 2-3 лет. Самообслуживание включает в себя освоение навыков:

· приема пищи;

· раздевания и одевания;

· гигиены тела;

· опрятности.

Каждый ребенок — индивидуальность, и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время. Но есть приблизительные возрастные ориентиры появления тех или иных умений и навыков. Мы рассмотрим навыки и умения самообслуживания детей 2- 3 лет

Развитие навыков приема пищи

2 г. 6 мес.Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую

2 г. 6 мес.Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания

3 г.Помогает убрать со стола

3 г.Помогает накрыть на стол. Ест вилкой

Развитие навыков одевания и раздевания

2 г. Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку…

2 г. 6 мес. Надевает обувь, носки, штаны

2 г. 6 мес. Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию

3 г. Расстегивает и застегивает большие пуговицы

3 г. Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки…

 

Развитие навыков гигиены

Г.

При умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи взрослого;

Активно участвует в мытье и вытирании рук

Самостоятельно моет руки (лицо)

Вытирает нос, когда дают платок

Г. 6 мес.

Самостоятельно моет руки с мылом

Г.

С помощью взрослого чистит зубы зубной щеткой

Самостоятельно пользуется носовым платком

Развитие навыков опрятности

2 г. Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. Просится в туалет (используя слова)

2 г. 3 мес. Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам)

3 г. Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу

 

Следует добавить, что эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

На первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Варианты игр и занятий для детей

1.Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, или  крупные бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета.  Помните! Все эти игры должны проводиться под присмотром взрослого! Одного ребенка с мелкими предметами оставлять нельзя! Возьмите предметы среднего размера.

 2.Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. 3.Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.

4.Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

Сядь на стульчик

Возьми штанишки обеими руками за поясок

Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

Поставь ножку на пол

Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

На каждое поддействие можно зарисовать схематичные мнемотаблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение.

Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.

Детей 2-3 года жизни важно научить самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться и раздеваться. С этой целью родители обучают совершать действия в определенной последовательности, показывая, как это делается, и сопровождая каждое свое действие комментарием.

Формирование навыков самообслуживания происходит постепенно. К примеру, при обучении умыванию ребенку сначала показывают и объясняют самые простые действия (сначала действия выполняются с помощью взрослого): смочить руки, потереть ладони и тыльную часть рук. После усвоения этого требования усложняются и далее, к примеру, обучают заворачивать рукава. После овладения ребенком этим навыком родители предъявляют более высокие требования к качеству умывания.

Для малышей важно слышать, как они справились с заданием, и в этом отношении нужно отметить что-нибудь положительное.

Навыки самообслуживания формируются и в процессе питания. Повседневные упражнения позволяют научиться к 3 годам есть быстрее и аккуратнее. Перед приемом пищи важно обратить внимание на аккуратность на столах и напомнить, что есть надо аккуратно, стараться не проливать и не крошить, чтобы сохранить этот порядок. Родители наблюдают, как кушает ребенок и при необходимости напоминают, как правильно держать ложку, сколько брать пищи и т.д. Все это лучше делать незаметно, не отвлекая других от еды. Можно обратить внимание, как аккуратно и самостоятельно кушают другие члены семьи.

Детям 3-го года жизни сложно дается одевание и раздевание, на обучении которым уходит много времени. При обучении нужно соблюдать определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Родители помогают ребенку одеться или раздеться, но одновременно побуждают и его активно участвовать в самом процессе одевания, предлагая надеть или снять какие-то отдельные вещи. По мере овладения ребенком навыками одевания и раздевания родители переходят от непосредственной помощи к напоминанию действий.

Закрепления навыка самообслуживания наиболее эффективно проходит в совместной деятельности со взрослым при ласковом, заботливом и доброжелательном отношении к ребенку.

Для ознакомления ребенка с требованиями по самообслуживанию используют наблюдения за поведением взрослых и детей, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

Главное — поощрять ребенка. Что бы ребенок ни делал, успешно или не очень, хвалите его, говорите, как вы им гордитесь. Не торопитесь помогать ему, важно, чтобы ребенок научился сам справляться со всем (но и не торопите ребенка, если он еще не готов). Будьте гибки – ничего страшного, если в ванной неделю будет царить беспорядок, потому что малыш учится мыть руки самостоятельно. Чем больше практики, тем быстрее ребенок всему научится. Не оставляйте ребенка без присмотра, пока он практикуется. Обсудите с ним границы дозволенного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: