Тема 3. Этапы исследования креативности

Платон и Аристотель. Концепции диалога Платона, дедуктивный метод усмотрения общего закона в единичном проявлении, умение и готовность искать скрытый, неявленный смысл вещей. Эйдосы как мир идей. Идея целесообразности Аристотеля. "Поэтика" Аристотеля о художественном творчестве. Принцип золотой середины как гармоничного начала.

Френсис Гальтон как один из первых исследователей, пытавшихся научно объяснить феномен творчества. Две проблемы психологии творчества, сформулированные Гальтоном: проблема происхождения гениальности и способностей; проблема возможности измерения или тестирования способностей.

Психоанализ Зигмунда Фрейда и психология креативности. Смыслы искусства: получение удовлетворения от реализации желаний, табуированных культурой; возможность идентификации со своим культурным кругом; нарциссическое удовлетворение, связанное с представлениями об идеале; компенсаторное действие искусства, помогающего понять себя и справиться с проблемами. Процесс формирования творческой личности, мотивы, побудившие человека к творчеству.

Концепция философского интуитивизма. Интуиция в психологии и творчестве. Ассоцианизм. Вюрцбургская школа и исследования процесса мышления (О. Кюльпе, А. Майер, И. Орт, К. Марбе, X. Ватт, Н. Ах, А. Мессер, К. Бюлер, К. Тейлор и другие). Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка). Бихевиоризм (Э.Л. Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер). Гуманистическая психология (К. Роджерс, Ролл Мей, Абрахам Маслоу, Г. Олпорт).

Тема 4. Особенности научного и художественного творчества. Проявления креативности

Понятие научного творчества. Его специфические черты и особенности. Развертывание операций, приводящих к результату. Четыре фазы творчества: подготовка, инкубация, озарение и проверка (Гельмгольц (1896) и Уоллесс (1926)). Факторы результативности творчества как соотношение качеств: общих способностей (логика); творческих способностей (креативности); специальных способностей; творческой установки личности. Структура интеллекта. Когнитивная психология. Специальные способности в научном творчестве.

Художественное творчество. Общие психологические особенности художественного творчества. Бессознательное в художественном творчестве. Доминирование правого полушария. Воображение. Эмоции. Репродуктивное и продуктивное творчество.

Тема 5. Креативность в журналистике. Основные слагаемые

Творческие слагаемые журналистской деятельности. Создание журналистского текста как творческий процесс. Решение профессиональных журналистских задач: ремесло и творчество. Субъект творческой деятельности журналиста. Специфика и личностные черты субъекта творчества в журналистике. Творческий потенциал журналиста: слагаемые. Копирайт как репродуктивное творчество. Публицистика как продуктивный вид творческой деятельности. Рациональное и интуитивное в творчестве журналиста.

Тема 6. Творческая личность и ее специфика. Творческая личность журналиста.

Теоретические концепции творческой личности. Психоанализ и сублимация сексуальной энергии, которую личность трансформирует в творческом акте (З. Фрейд, 109), преодоление комплекса неполноценности. К. Г. Юнг и два варианта творческой личности: тождество личности и художественного произведения, творение логически последовательно связано с личностным опытом и мировосприятием и ощущение художника, что он выполняет не свою волю, подчиняется какой-то силе, управляющей им.

Психосинтез Ассаджоли, полимодальность или многомерность творческой личности (Л. Дорфман и Г. Ковалева), субмодальности. Теории К. Роджерса, А. Маслоу, С. Мадди и др. Экспериментальные исследования творческой личности и применение их в деятельности журналиста. Черты творческой личности. Высокая креативность и интеллект, самоактуализация. Позитивные и негативные личностные черты. Типы гениальных людей. Состояния творчества.

Тема 7. Творческий потенциал. Успешность творческой деятельности. Связь между интеллектом, креативностью и творчеством. Приемы создания новых идей. Методы креативного действия

Понятие творческого потенциала и его особенные черты. Продуктивность творческой деятельности и творческий потенциал. Измерения творческого потенциала: уровни психики, которые в той или иной мере сопутствуют творчеству. Креативность и воображение, влияние воображения на создание нереальной гипотезы. Логическое мышление и проверка соответствия гипотезы реальности как общие способности, или интеллект. Личностные качества, поддерживающие творческий процесс. Специальные способности, связанные с той или иной конкретной деятельностью и обеспечивающие ее успешность. Связь между интеллектом и креативностью и творчеством. Интеллект как способность адаптироваться к новым ситуациям или использовать результаты опыта, как способность к обучению. Эмпирические методы оценки способностей.

Приемы создания новых идей. Преодоление существующих шаблонов. Высвобождение от критического мышления. Поиск новых решений. Рассмотрение с различных сторон. Отказ от негативного мышления. Использование случая. Готовность к благоразумному риску.

Развитие творческих возможностей. Тренировка ума. Развитие в онтогенезе. Мыслительные приемы.

В процессе обучения дисциплине студенты готовят научный доклад, выполняют письменные (лабораторные работы), проводят творческое исследование креативности на основе разработанной самостоятельно программы исследования творческого процесса; выполняют творческое задание (решение творческих задач).

 

Форма работы Сроки выполнения Баллы
Научный доклад 9-11 недели семестра 10
Лабораторные работы В течение первой половины семестра (1-8 недели) 4х5=20 баллов
Творческое исследование креативности Вторая половина семестра (9-14 недели), срок сдачи работы – 15 неделя семестра 15 баллов
Творческое задание Решение задач на практических занятиях – вторая половина семестра 5х1=5 баллов
Итого   50 баллов

 

Курс заканчивается экзаменом.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Творчество в первобытной культуре

2. Стимулы для развития творческих механизмов.

3. Мотивы творчества.

4. Античная эпоха и креативность.

5. Рациональное постижение мира.

6. Концепции диалога Платона.

7. Эйдосы как мир идей.

8. Идея целесообразности Аристотеля.

9. Принцип золотой середины как гармоничного начала.

10. Френсис Гальтон и его исследования творчества.

11. Психоанализ Зигмунда Фрейда и психология креативности.

12. Концепция философского интуитивизма.

13. Гештальтпсихология и бихевиоризм.

14. Гуманистическая психология.

15. Художественное творчество в античности.

16. Средневековое творчество как творчество в строго заданных религиозных рамках.

17. Творчество в период Возрождения и Просвещения.

18. Понятие научного творчества.

19. Факторы результативности творчества как соотношение качеств.

20. Структура интеллекта.

21. Когнитивная психология.

22. Художественное творчество.

23. Творческие слагаемые журналистской деятельности.

24. Создание журналистского текста как творческий процесс.

25. Субъект творческой деятельности журналиста.

26. Творческий потенциал журналиста: слагаемые.

27. Рациональное и интуитивное в творчестве журналиста.

28. Теоретические концепции творческой личности.

29. Экспериментальные исследования творческой личности и применение их в деятельности журналиста.

30. Черты творческой личности.

31. Типы гениальных людей.

32. Состояния творчества.

33. Личностные качества, поддерживающие творческий процесс.

34. Связь между интеллектом и креативностью и творчеством.

35. Приемы создания новых идей.

36. Развитие творческих возможностей.

Литература

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. - 434 с.

2. Любарт Т. Психология креативности. – М.: Когито-Центр, 2009. – 300 с.

3. Патоша О.И. Психология потребительского поведения, рекламы и PR: учеб. пособие / Н.В. Антонова, О.И. Патоша. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 325 с. 

4. Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 287 с.

5. Ткаченко Н.В. Креативная реклама. Технологии проектирования / Ткаченко Н.В., Ткаченко О.Н., Дмитриева Л.М. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 335 с.

6. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2007. – 158 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: