Коммуникативный и докоммуникативный период беременности

 

В чреве матери жизнь ребенка делится на два неравных периода. Эмбрион неподвижен, как растение, в возрасте около одного месяца происходит формирование поперечно-полосатой маскулатуры, появляются движения, которые не ощущаются матерью. Первый период длится от зачатия до двадцати недель. Во втором периоде в результате различия в скорости роста тела ребенка и плодных оболочек появляется такой фактор, как граница, предел для движений и одновременно с ней ограничение свободы. Граница принадлежит не только миру бытия, но и субъективному миру матери. С этого момента начинается "совместная деятельность" матери и ребенка, ребенок двигается, мать ощущает эти движения и дает ему обратную связь вначале только тем, что замечает или игнорирует эти движения, затем посредством гуморальной регуляции негативно или позитивно санкционирует те или иные движения, затем появляется возможность прикоснуться, обратиться, исследовать тело ребенка через свой живот.

Обретения ребенка, развитие его сенсорных функций не есть результат созревания, но процесс очеловечивания, процесс социальный. Если мать лежит, а не двигается, не гуляет, не танцует, ребенку недостает сенсорной стимуляции, сооветственно угнетается развитие древнейшего мозга. Первичная адаптивная система (структуры древнейшего мозга и нейроэндокринная система), в свою очередь, стимулирует развитие сенсорики. Есть сведения, что латеральная часть гипоталамуса содержит специфические клетки, преобразующие сенсорные связи между стимулами в чувство удовольствия[3].

Зрелость первичной адаптивной системы зависит от эмоциональной среды матери, от ее образа жизни. Общая для матери и ребенка адаптивная система угнетается чувствами беспомощности и бесполезности, утратой любви, чувством покорности и поражения, и укрепляется противоположными - ответственностью, руководством, чувством творчества, победы.

То, как мать интерпретирует не только движения, которые она ощущает, но и то, что она видит, влияет на поведение плода. Австрийские психологи обнаружили, что знания о внутриутробном ребенке, полученные с помощью ультразвукового исследования, увеличивают оценку, которую будущая мать дает своему ребенку по шкалам "активность", "знакомость". Таких изменений не происходит у женщин, которые были одинокими или больными[4].

Чем более разнообразны воздействия на ребенка, тем боле дифференцированной становятся его экспрессия, после рождения он начинает "узнавать" больше стимулов. Поскольку возрастает объем освоенного, расширяется сфера возможностей. Как замечает Томас Верни, "мать и внешнее воздействие творят психику ребенка". Т.Верни отмечает также важность регулярно организованной психологической среды, которая позволяет ребенку выделять повторяющиеся воздействия, "систематизировать" их, таким образом, возникает целостная программа, в которой в живой нерасчлененности присутствует и воздействие матери, и поведение ребенка[5].

Т.Верни принадлежит также наблюдение, что для внутриутробного младенца предпочтительнее и быстрее осваиваются те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отношения с ним как с "Другим", разрывает тонкие нити в мощном канате пренатальной связи. Отделяя его от себя в процессе коммуникации, она соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. Поскольку мягкое переживание ребенком этого разрыва внутри самого процесса взаимодействия "оспособливает" его, создавая зачатки самобытности - в дальнейшем мощного средства познания и построения отношений. Каждая волна материнских гормонов выводит внутриутробного младенца из обычного состояния, он начинает "ощущать", что произошло нечто необычное, и пытается "понять", что именно.
Понимание обеспечивается самим совершением движения. Некоторые движения, относящиеся к экспрессии, эксперты наблюдали через кинокамеру, вживленную в стенку матки, и обнаружили, как дифференцируются и изменяются экспрессивные реакции.

Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, пугается, сердится, грозит, реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения матери[6].

Предпосылки этого многообразия закладываются в докоммуникативный период, когда мать непосредственно не ощущает присутствия ребенка как отдельного существа. На втором месяце внутриутробной жизни развивается центральная и периферическая нервная система, полуторамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери, на прикосновение к подошвам, в шесть-семь недель возникает орган вкуса (позднее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод - важность этого фактора в коммуникации впервые отметили микропсихоаналитики).
Эмбрион способен реагировать на настроение матери еще до появления ЦНС, когда его клетки способны улавливать изменения в составе крови. С шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Уже преодолен кризис, когда его движения встречали только границу и несли негативный смысл ограничения свободы, его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен к опережающему отражению в своем поведении. Он "знает", какие движения вызовут чувства удовольствия, какие - неудовольствия.

Мать активно интерпретирует поведение ребенка внутри как своими чувствами, так и поведением. В рамках исследования психологических предпосылок нарушения психического здоровья у младенцев мы наблюдали подобные случаи интерпретации. Одна будущая мама интерпретировала чрезмерные движения своего ребенка словами "хулиганит", "безобразничает" и надевала бандаж, а другая трактовала сильные толчки как "ему не хватает воздуха, он хочет погулять" и выходила на свежий воздух. Кроме того, шестимесячный эмбрион, испытывая давление амниотической жидкости, сворачивается, переворачивается вниз головой; он умеет сосать палец, закрывает руками лицо, когда мать волнуется. Семимесячный эмбрион не просто воспринимает звуки, но отвечает на них, толкая именно в переднюю часть живота.

Таким образом, коммуникативные средства имеют биологическую природу, но отбор их, несомненно, отражает присутствие в их развитии "культурного" влияния, в частности, установок и интерпретаций матери.
Дополнительным аргументом в пользу " рефлексивной", а не только химической природы реакций ребенка на внешние стимулы, является тот факт, что ребенок отвечает на стимулы, которые нейтральны для матери и не нарушают ее гормонального баланса[7].

Эмбрион "понимает" тем, что он делает, а его мать понимает его "внутри" своего поведения, адресованного ему, аналогично тому, как это происходит на стадии новорожденности.

Движения плода, являясь фактом психологическим, происходят на основе биологического по своей природе противоречия между скоростью роста яйца и плодных оболочек, а дальше они развиваются, поскольку приходят в противоречие с ограничениями, налагаемыми поведением матери. Результатами последнего столкновения являются "знак" движения (позитивно или негативно санкционированное) и систематичность (регулярность или нерегулярность).

Попытка содержательно представить структуру и функционирование пренатальной системы в докоммуникативный период принадлежит С.Фанти. Отталкиваясь от теорий о сходстве биологических основ злокачественных опухолей и эмбриональной ткани, он предложил концепцию "внутриутробной борьбы" как движущей силы развития пренатальной общности "мать - плод". Беременность является нейрогормональным событием в иммунной системе, и условием выживания является "способность матери выносить привой - сначала яйцо, потом плод и плаценту. Прогестерон, выделяющийся на высоком уровне, угнетает иммунную систему". Однако биологические, иммунные механизмы могут препятствовать структурному отторжению эмбриона, хотя ситуация отвержения может сохраняться. Ранние токсикозы, как их понимает психоанализ, связаны с ранними конфликтами на стадии становления пищевого поведения и являются протестом против зачатия. Косвенное подтверждение тому - работы отечественных клиницистов по психотерапии ранних токсикозов, успешность лечения которых была обеспечена внушением установок на сохранение плода и эффектом плацебо[8].

Биологические механизмы работают на обособление - к концу первого месяца образуются пуповина и плацента, закладывается поперечно-полосатая мускулатура, и движения плода совершенно пассивны. В это время сигналы о неблагополучии системы не могут быть даны непосредственно, поскольку мать не ощущает присутствия ребенка внутри себя. Сигнал о неблагополучии "посылается" на уровне субъективных ощущений матери, он принадлежит ее психологическому миру, осознается как принадлежащий ей.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: