Этапы становления и динамика развития профессионального роста

 

Говорить о проблемах личностного и профессионального развития человека - задача необычайно сложная. Она предполагает не меньше, чем изображение картины всей душевной жизни: от появления мыслей о том, кем я стану, когда буду взрослым, до момента, когда человек прекращает всякую трудовую деятельность, перестает быть личностью. Действительно, может показаться, что такой период является очень большим временным отрезком. С научной точки зрения такой подход неоправданно широк: в психологии период взрослости или зрелости обычно разбивается на два (по Б.Г.Ананьеву) или на четыре этапа (по Д.Б. Бромлей) [4].

Попытка рассмотрения личностно-профессионального развития в целом вызвана, с одной стороны, тем, что возрастные категории в большей степени обозначают не столько возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. С другой стороны, в психологии накоплен немалый материал, который позволяет проследить и оценить основные этапы становления личности профессионала, подверженные в течение жизни множеству воздействующих факторов, из которых важными являются три. Первый - биологический фактор. Он включает в себя законы биологического созревания и старения. Второй - фактор социальной среды, объединяющий все виды социальных воздействий: как влияние друзей и родственников, так и все государственное устройство. Третий фактор - фактор внутриличностной активности человека, определяемый уровнем его притязаний, самооценкой, образом «Я» личности и т.д. [35]

Взаимоотношения факторов между собой настолько тонкие и неуловимые, что пока еще нет удовлетворительной теории, объяснившей бы все законы человеческого развития. Можно вслед за Г. Томэ сказать, что процессы развития взрослого человека обнаруживают так же мало «неизбежности» и «необратимости», как и многие изменения в детстве и юности. Обычно исследуя динамику профессионального становления, опираются на фактор приобретения человеком опыта работы и выделяют пятилетние стажные группы: первая (1-5 лет); вторая (6-10 лет); третья (11-15 лет); четвертая (16-20 лет); пятая (21-25 лет) и так далее.

Не менее популярно рассмотрение десятилетних возрастных периодов. Это объясняется удобством рассмотрения происходящих существенных личностных и профессиональных изменений, которые не привязывают к определенному возрасту, а связывают с определенными этапами жизненного пути. Определенные этапы развития заканчиваются кризисами профессионального становления личности и сопровождаются перестройкой смысловых структур профессионального сознания, переориентацией на новые цели, изменением взаимоотношений с окружающими. Кризис ведет к дальнейшему профессиональному и личностному росту с использованием новых средств или к остановке развития, а может быть и к регрессу. Для каждого возраста исследователи выделяют разные по срокам и по своей сути жизненные кризисы.

Представители другой крайней точки зрения считают, что выбор профессии, впрочем, как и особенности психики человека, целиком зависит от качества воспитания и обучения [36].

Из всего сказанного становится ясно, что неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различными. В одних случаях при высокой спонтанной активности ребенка это может быть нехватка соответствующих впечатлений - обедненная внешняя среда. В других - при неблагоприятных условиях воспитания, например при частых придирках, неблагоприятной семейной атмосфере, энергия ребенка может тратиться на переживания и как бы «откачиваться» от развивающихся способностей. Наконец в третьих - неправильное обращение со стремлениями и мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить активность ребенка и «засушить» способность.

Таким образом, изучение способностей и условий их развития должно происходить комплексно на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально - психологическом. Ограничение изучением психологических параметров только одного уровня без учета других, в том числе природных предпосылок способностей, чревато серьезными последствиями как для отдельного человека, так и для общества в целом, поскольку хорошо известны последствия ошибок в выборе жизненного пути.

Однако жизненные наблюдения и исследования свидетельствуют, что нельзя полностью отрицать природные предпосылки способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей, строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного освоения определенной профессии [27].

Значение задатков для различных профессий неодинаково. Так, оно отчетливо обнаруживается в музыкальных профессиях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Именно в строении периферического (слухового) и центрального нервного аппарата заключается задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития. Сами же музыкальные способности в подлинном смысле слова - это свойства и данные, необходимые для музыкальной деятельности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, сложатся в человеческом обществе, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности представятся ему для развития имеющихся у него задатков. Насколько «оформится» задаток, как он сформируется, зависит от условий индивидуального развития. По его результатам, т.е. по имеющейся в данный момент наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Нет пока у ученых и способов определения меры участия генов в развитии способностей.

Задатки неопределенны к конкретной профессии, они многозначны. На базе одних и тех же задатков человек может достичь успехов в разных профессиях, так как способности развиваются в зависимости от требований, предъявляемых деятельностью. Таким образом, задатки в какой - то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным профессиям.

Прохождение отдельных этапов освоения профессии будет зависеть от уровня способностей человека. Одни входят в профессию быстро, перескакивая отдельные этапы, другие могут подолгу застревать на них и с трудом переходить дальше.

Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большей степени связано с репродуктивной или исполнительной, производительной деятельности. Недаром в некоторых случаях не различают понятия «мастер» и «ремесленник». Отсюда не следует, что мастерство раскрывается в соответствующей сумме готовых умений и навыков.

Уровень мастерства - не застывшая, неизменная структура. В процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность, позволяя переходить с одного уровня умений на другой. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем по мере приобретения опыта начинали проявлять творчество [36;214].

Талант - определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная, изолированная способность, даже если она очень развита, не может быть названа талантом. Подтверждением могут служить люди, имеющие феноменальную память.

Первая фаза профессионального становления начинается в 19 - 20 лет, когда молодые люди входят в свой первый трудовой коллектив после школы, среднего профессионального училища, армии или впервые попадают на практику в институте. Именно тогда они имеют возможность ощутить, насколько реально совпадают их мечты при выборе профессии с реальной деятельностью. И очень важно, чтобы молодой человек смог распознать, понять новый, непривычный для него образ жизни и сумел вписаться в него. Как правило, трудности взросления и вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь ведут к тому, что юношеский романтизм постепенно разрушается, ощущается низкая удовлетворенность собой, продолжается поиск смысла жизни [23].

Е.А. Климов называет данный период адаптацией, или привыканием молодого специалиста к работе, а людей, находящихся в состоянии адаптации, - адаптантами. Действительно, как бы хорошо ни готовили профессионала в учебном заведении, будь то ПТУ на производстве, «учебка» в армии или университет в науке, в реальности все оказывается не совсем так.

Надо сказать, что начало профессиональной жизни сопровождается стремлением к освоению окружающего пространства и проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Найти партнера для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни - этапы, явно спроецированные вовне внутренней психической структуры. Важнейшими задачами становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры. Если данные этапы замедляются внешними обстоятельствами, то внутренне они ощущаются как недостаток, от которого нужно по возможности избавиться. В реальности отступления ведут к тому, что психологи считают третье десятилетие жизни конфликтным возрастом. Надо отметить, что некоторые черты профессиональной личности складываются уже в период обучения. Так, в исследовании особенностей формирования первого впечатления о человеке у студентов Л.К. Кораблиной было показано, что у студентов - физиков в описании преобладает тенденция к отражению внутреннего мира, большая объективность и точность, чем у студентов - журналистов, которые чаще дают психологическую интерпретацию внешности, включают в описание эмоциональные и эстетические оценки. В.А.Мараев и Г.П. Холопова выяснили, что изменения происходят и с памятью студентов.

Движение по профессиональной лестнице зависит от того, насколько молодой специалист сохранил способность к восприятию нового, какова его информационная культура. Психологические исследования показывают отсутствие прямой зависимости между стажем профессиональной деятельности и ее эффективностью. Особенно ярко она заметна в педагогической профессии. Так, В.Н. Никитенко, использовав автобиографический метод, выявил противоречие в динамике развития теоретической и практической подготовки учителей на разных этапах профессионального становления. Оказалось, что абсолютное большинство проявили осознанный интерес к профессии учителя в периоды 7, 11 - 12, 14 - 15 лет, поступили в педагогические вузы в 17 - 18 лет и окончили их в 21 - 23 года, а интерес к педагогическим и психологическим знаниям у большинства из них стал проявляться лишь в 25 - 32 года. [35]. Профессиональная деятельность насыщается личностными проявлениями и перерастает уровень формально осуществляемого ремесла. Основным гарантом предотвращения бездушности, узости мышления, нарушения социальных норм является развивающаяся личность специалиста, его профессиональная культура [38].

Определенное влияние на профессиональное развитие личности начинает оказывать и сама деятельность. Известный краснодарский психолог О.Г. Кукосян считает, что любая деятельность, любая специальность предъявляет к личности человека определенные требования, накладывают печать на весь облик работника. Особенности профессиональной деятельности ставят перед человеком, выполняющим ее, одни и те же повторяющиеся задачи. Их ежедневное решение и выполнение на протяжении длительного периода времени формируют у человека не только профессиональные знания, умения и навыки, но и профессиональные привычки, определенный склад мышления, формирует профессиональные особенности личности.

Овладение профессией ведет к формированию профессионального самосознания, что предполагает сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; изменение отношения к себе как профессионалу; изменение внутренних, субъективных эталонов профессионализма; изменение критериев выбора профессии; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, вероятных зонах успехов и неудач. Как считают Г.М. Метельницкий и О.М. Чикова, становление профессионального самосознания идет следующим путем: от парциальных, неопределенных представлений о своей личности, ограниченного знания недостатков и преувеличения числа достоинств собственной профессиональной деятельности, неспособности предвидеть трудности и достижения в своей работе до критической и адекватной оценки многообразия сторон собственной личности и деятельности, интересов, знаний и умений - признаков рефлексии, типичных для настоящих мастеров своего дела. Систематическое занятие определенным видом труда обеспечивает специализацию определенных психических функций.

Как считают Р. Гаулд, Д. Левинсон и Д. Вейлант, от 29 до 32 лет наступает «переходный» период. Таковым его считают из-за того, что в течение него возникают новые внутренние противоречия: первые жизненные успехи и ожидания сменяются серыми буднями и в результате происходит снижение чувства осмысленности и полноты бытия. Мы часто не можем понять, что происходит, что нам нужно, что нравится. Перед лицом дальнейшего выбора жизненных целей и путей молодые люди нередко испытывают растерянность, неуверенность и в то же время жажду великих дел. «Застой» в профессиональном развитии вызывает потребность подвести промежуточные итоги, пересмотреть ценности, а может быть, даже расписаться в несостоятельности своих планов, привести к мыслям о смене сферы деятельности. В результате мы окончательно убеждаемся в своей непригодности к избранной специальности.

Большая часть профессий не предъявляет абсолютных требований к человеку. Отсюда, как считает К.М. Гуревич, формирование профессиональной пригодности к подобным профессиям совпадает с выработкой индивидуального стиля деятельности. В то же время нельзя их отождествлять. Индивидуальный стиль - это признак личности, не ограниченный определенными ситуациями. Один и тот же стиль может быть у человека в разных видах деятельности, а профессиональная пригодность - совокупность личностных свойств и качеств, которыми необходимо обладать человеку для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Пригодность может проявляться в разных стилях [29].

Около 30 лет стихия чувств утихает, наступает реальное видение жизни. Как отмечают Джонс Мак Фарлей, юноши, в 14 - 16 лет отказывавшиеся учиться в школе, а некоторые из них совершавшие предосудительные поступки, в 30 лет оказывались вполне собранными, компетентными и творчески направленными молодыми мужчинами. Тридцать лет - время первого взгляда назад. Вот здесь и возникает отчетливое чувство, что человек простился с юностью и вступает в фазу твердых жизненных позиций, когда появляются совершенно другие задачи и подводится итог первого этапа жизни: «юность миновала, начинается серьезная жизнь» [41].

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: