Типы мыслительных действий и их содержание

 

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:

·         ориентировочные действия;

·         исполнительные действия;

·         нахождение ответа.

Ориентировочные действия начинаются с анализа условий, на основе которого возникает главный элемент мыслительного процесса - гипотеза. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи. Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается снова и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.



Операции мышления

 

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:

·         анализ;

·         сравнение;

·         абстрагирование;

·         синтез;

·         обобщение;

·         классификация;

·         категоризация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа, синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению. Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:

·         общие как сходные признаки;

·         общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.



Список литературы

1.Анастази А. Психологическое тестирование. Тт. 1, 2. М.: Педагогика, 1982.

.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоров’я, 1989.

.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.

.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.

.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.

.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1995.

.Психология личности. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Пузырея А.А. М.: МГУ, 1982.

.Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.

.Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я. М.: ЧеРо, Сфера, 2000.



Приложение

Задание

Пример 1. ФЕВРАЛЬ ЯНВАРЬ НОЯБРЬ (верный ответ: "месяцы") Пример 2. ФОЛЬКСВАГЕН БЭНТЛИ СИТРОЕН (верный ответ: "марки автомобилей") Пример 3. ГИТЛЕР ДЖЕФФЕРСОН БОНАПАРТ (верный ответ: "исторические деятели")

) КЕДР ЛЕЩИНА ВЯЗ

) ВЛАДИСЛАВА СОФИЯ ИРИНА

) ДИОНИС ГЕРМЕС ЗЕВС

) ТЕЛЕФОН ПРИНТЕР КСЕРОКС

) ЧЕТВЕРГ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОНЕДЕЛЬНИК

) ГОРЬКИЙ БУНИН БРЮСОВ

) РЕДИС ТЫКВА РЕПА

) КУШЕТКА СТУЛ ТУМБОЧКА

) ИСЛАМ ДАОСИЗМ ИНДУИЗМ

) ДНЕПР ДОН ЛИМПОПО

) ГЕКТАР ТОННА ГЕРЦ

) ГЕПАРД ЖИРАФ ВОЛК

) БУХГАЛТЕР ГОРНЯК ТАТУИРОВЩИК

) ПАРОВАРКА МИКРОВОЛНОВКА БЛЕНДЕР

) СЫР ПРОСТОКВАША ТВОРОГ

) КОЛЬЦО МНОГОУГОЛЬНИК КРУГ

) СЕНБЕРНАР БОЛОНКА ЛАБРАДОР

) ЛИМОН РЯБИНА КЛЮКВА

) КОПЕНГАГЕН САНТЬЯГО АФИНЫ

) ЕГИПЕТ БРУНЕЙ МОНГОЛИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: