Три категории фильтров восприятия

 

С первой категорией все довольно просто и понятно,кней относятся все рецепторы, существующие в организме человека. Отражение сигналов этой категории фильтров восприятия мы получаем в виде различного рода биологических реакций организма. При чем, какие-то из них мы имеем возможность фиксировать в области внимания, и осознавать в виде различных состояний, чувств, ощущений и т.д., а какие-то

 

~ 41 ~


не имеем, например, реакции сигналов, получаемые многими

 

рецепторами, обеспечивающими функционирование внутренней среды организма.

 

Несовершенство, или ограниченность этой категории фильтров восприятия легко можно представить на простом примере. Мы прекрасно чувствуем и осознаем, как в кишечнике перемещаются пузырьки газов, но при этом, можем пропустить

 

в своем внимании развитие достаточно большой раковой опухоли, которая в итоге приводит к довольно быстрой гибели организма.

 

Перед описанием второй категории фильтроввосприятия необходимо чуть глубже разобраться в самомпонятии речевой картины мира.

 

Речевая картина мира.

 

Чтобы понять глубже, что такое речевая картина мира, давайте попробуем разобраться, откуда она появилась. Речь – это особый способ восприятия и кодирования информации о мире, объединяющий в себе три способа хранения и воспроизведения информации, мысленный (внутренняя речь), устный и письменный. Единица информации в речи - фиксируется буквой, её представляемым (образно, или в виде звука), графически изображенным, или звуковым аналогом. Откуда же она появилась?

 

Чтобы постараться понять, откуда появилась буква, давайте вспомним, как выглядели первые информационные сообщения, которые использовались людьми. И давайте попробуем предположить, для чего они могли использоваться.

 

~ 42 ~


Для удобства, мы условно представим все человечество в виде одного племени, или стаи древних пещерных людей.

 

Вероятнее всего, первыми информационными сообщениями, использовавшимися людьми были рисунки, с помощью которых пещерные люди старались передать друг другу информацию о своем образном мыслительном процессе. Если, например, задачей было договориться о том, что делать в данной конкретной ситуации, например, как атаковать жертву на охоте, то инструментом решения такой задачи могут быть недолговечные рисунки, сделанные на земле. Но если задачей является передача информации между поколениями, например, информации о том, как организуется жизнь племени, то возникает потребность в более устойчивых изображениях, таких, как наскальные рисунки, сделанные в пещерах, которые являлись местом проживания древних людей.

 

Устойчивость наскальных рисунков очевидна, с учетом того, что некоторые из них сохранились до сих пор, но, во время переселения племени она перестает иметь значение, так как скалу с собой на новое место не заберешь. Можно, конечно попробовать отколоть от стены кусок камня с изображением, но инструментов, позволяющих сделать это не нарушив целостность изображения, у племени пещерных людей нет. Так появляется необходимость копировать рисунки на более мобильный, чем скала в пещере, материал. То есть, на камни, либо на засохшие куски глины. Возможно, что изображения наносились и на обратную сторону шкур животных, или на какой-то еще материал из обихода пещерных людей, но до наших дней такие рисунки не дошли.

 

~ 43 ~


При копировании рисунков, постепенно от изначальных изображений оставались лишь основные черты, которые давали понять, какой объект был на изначальном рисунке. Таким образом, рисунки становились все меньше и меньше, а изображенные объекты постепенно сменили свой смысл, от изначальной, условно, фотографической передачи, до сменившей её символической передачи. В результате чего, рисунок все меньше и меньше напоминал рисунок. Это был

 

разбросанный набор символов. Символ, изначально появившийся от изображения охотника, мог означать и абстрактного охотника, и какого-то конкретного охотника,

 

и действие охоты. Таким образом, появились написанные имена, которые изначально описывали социальное положение, то есть, роль человека в племени, и первые глаголы, дающие информацию о том, какое действие совершается объектом. С появлением глаголов, появилась возможность описывать событие в строчку. Это удобно, в том числе и для экономии пространства на материале. Так появилась первая письменная речь. Вероятнее всего, практически одновременно с ней появилась и устная речь, вероятнее всего, это возникло в результате того, что указывая на объекты в изображении, люди произносили звуки, ассоциативно связанные с объектом на изображении. Точно так же, люди, ассоциировали со звуками свои действия.

 

После того, как сформировались первые слова, словосочетания и фразы, появилась возможность организовывать быт племени с помощью устной речи. Понимая примитивную речь, каждый член племени получал свое имя. Он мог понять ту роль, которую племя на него возлагает. Он мог понять, каких действий племя от него

 

~ 44 ~


ждет. И он мог понять, какие претензии у племени лично к нему в отношении того, каким образом он исполняет свою роль. Вероятнее всего, именно так и сформировались условия для возникновения личности, или субъективно ощущаемого социально ориентированного «Я» в восприятии людей. Далее стало понятно, что устная речь является таким же эффективным инструментом передачи информации, как и письменная, а во многом даже превосходит. Освоив примитивную устную речь, пещерные люди избавили себя от необходимости рисовать, так как, чтобы передать ход мыслей, им было достаточно его озвучить. Племени было совершенно не обязательно брать с собой камни или шкуры с изображениями сцен охоты и бытовых процессов, им было достаточно научить потомство тому, как озвучиваются объекты окружающего мира и действия, совершаемые с ними, чтобы потом им просто все объяснить. Так сформировалась основа для развивающейся речевой картины мира. Поскольку основным носителем информации стал человек, резко возросла значимость фактора субъективного отношения к миру.

 

Мыслительный процесс перестал быть только образным, так как, фотографические образы ассоциативно дополнились, и частично сменились символами (будущими буквами), а символы ассоциативно дополнились, и частично сменились звуками (будущими словами, словосочетаниями). При чем, несмотря на ассоциативную связь, субъективное отношение к одному и тому же объекту, описанному в восприятии разными способами, существенно отличалось. Образ льва, символ, обозначающий льва, и набор звуков,

 

~ 45 ~


являющийся речевым аналогом льва, рождал совершенно разную эмоциональную реакцию у субъекта.

 

Таким образом, благодаря возможности сложного ассоциирования, стали развиваться различные способы кодирования информации об одних и тех же объектах в субъективном восприятии, и появилась возможность регулировать субъективную значимость информации. Если субъекту необходимо эмоционально отстраниться и обдумать стратегию охоты, он использует для мыслительного процесса речь. Если же, он участвует в брачном обряде и ему необходима эмоциональная включенность, он использует в мыслительном процессе образ. Возможно отсюда стремление примитивных племен (отчасти сохранившееся и в современном обществе) сделать свой внешний образ более ярким, чтобы продемонстрировать так свою эмоциональную включенность в какой-либо социальный процесс.

 

Речевая картина мира отдельного индивида стала приобретать системный вид, включая в себя систему описанных речью представлений о мире. В которую входила, по большей части, организация жизни внутри племени, и описание объектов и свойств пространства в котором живет племя. А также, комплексную систему описанных речью представлений о самом себе. В которую входили, заданные племенем и принятые на себя роли.Которые в последствии, проявились в поведении и приобрели характер индивидуальных качеств. А также индивидуальные притязания на роль в племени и представление о собственном поведенческом потенциале.

 

~ 46 ~


То есть, речевая картина мира – сформировалась как система взаимоотношения субъективно ощущаемого «Я» с миром. Система отношений «Я-Мир». В ней раскрылось огромное количество противоречий между биологическими стремлениями субъекта, и теми поведенческими требованиями, которые диктовало ему племя.

 

Внутренняя воображаемая голосовая речь стала связующим звеном между системой представлений об объектах окружающего мира, и системой представлений о себе и о своей роли в окружающем мире. Возможность ведения внутреннего диалога стала основой для достижения био-социального компромисса.

 

Чем разностороннее становилась деятельность племен, и чем сложнее становился социум, тем больше увеличивалась и развивалась речевая картина мира и её роль в процессе организации деятельности, ориентированной на удовлетворение доминирующих потребностей. И когда в какой-то момент примитивная устная речь перестала удовлетворять потребность в хранении и передаче социально значимой информации, племя было вынуждено целенаправленно заняться развитием письменной речи, поскольку количество необходимой для хранения информации увеличивалось все больше и больше, так появились первые языки.

 

Постепенно, в филогенезе речь из технического орудия человеческого труда, из инструмента, который пещерные племена использовали для организации примитивного быта и коллективной добычи пропитания, превратилась в высшую

 

~ 47 ~


психическую функцию. Развивая эту функцию, человечество смогло усовершенствовать свою деятельность настолько, что к настоящему моменту, находится на вершине пищевой цепочки.

 

Речь, как высшая психическая функция – формирует новую систему восприятия, встроенную в изначальную систему восприятия психики. При чем, встроенную буквально, поскольку в филогенезе, в мозге человека сформировались, так называемые речевые зоны, основная задача которых – восприятие, обработка и воспроизведение речи.

 

И поскольку основной продукт речи – это сформированная речевая картина мира, то есть система отношений «Я-Мир», можно сделать вывод, что поскольку в настоящее время сама природа создает у человека физиологические условия для формирования и развития речевой картины мира. Это косвенно говорит о том, что речевая картина мира – является не случайно сформировавшимся в истории явлением, а естественным и закономерным результатом эволюционного изменения человечества как вида. При чем, инициированного самой природой, задача которого обеспечить виду выживаемость в условиях угрозы вымирания, в процессе формирования иерархии пищевой цепочки.

 

Но пребывание человечества на вершине пищевой цепочки не закрыло, а скорее расширило список увеличивающихся рисков вымирания человечества как вида. В связи с этим, необходимость продолжения эволюционного скачка вида с целью выживания не сократилась с появлением и

 

~ 48 ~


развитием речевой картины мира, а лишь наоборот, увеличилась. В связи с этим, я рассчитываю, что моя попытка

 

в настоящей теории предположить, что такой эволюционный скачек человечество совершает в настоящее время, причем довольно давно, и использует при этом буквально те же инструменты, никого существенно удивит.

 

Речь имеет, как свою систему анализаторов, так и свою систему индикации. В какой-то момент, ребенок начинает выделять из общего количества звуков окружающей среды, целостные звуковые объекты, с помощью которых устанавливает сложные ассоциативные связи между действиями тех, кто учит его говорить, исходящими от них звуками, и происходящим вокруг. У современного ребенка элементарная речевая картина мира, которая включает в себя первые простейшие речевые понятия, формируется еще до того, как он обучается воспроизведению элементарных речевых фраз. Этот удивительный феномен является прямым следствием эволюционного скачка, совершенного человечеством как видом, после появления речи. В процессе развития речевой картины мира у ребенка усложняется так же и система фильтров восприятия речевой картины мира. Так, к примеру, ради защиты интенсивно развивающейся, системы отношений «Я-Мир», вокруг неё формируется целый пласт защитных механизмов. Задача этих защитных механизмов - сохранить в неизменном виде ключевые понятия и убеждения, из которых формируется актуальное в настоящее время, целостное представление о Я. А также, о взаимоотношениях Я с миром. Эти защитные механизмы проявляются в виде искажения, или разрушения ассоциативных связей между различными единицами информации в суммарной призме восприятия, а основным

~ 49 ~


инструментом искажения или разрушения неугодных ассоциативных связей является внутренний диалог.

 

Существование третьей категории фильтров восприятия не является научно подтвержденным фактом. Во многом, описание этого элемента системы восприятия основано на субъективном опыте автора теории в проведении экспериментов связанных с развитием возможностей собственного восприятия, и на опыте участников учебных групп в работе которых этот опыт был получен.

 

Но, тем не менее, не как научная концепция, а просто как идея имеющая право на существование, это описание может косвенно опираться на некоторые высказанные ранее научные идеи, и на некоторые подтвержденные научным экспериментом, описанные факты.

 

Теория может опираться на доказанный научный факт существования инфракрасного теплового свечения исходящего от кожного покрова человека вовне, а так же более слабого, но тем не менее, тоже исходящего вовне биологического тела человека радиотеплового и акустотеплового излучения, исходящего от внутренних органов и мышц организма. Для настоящей теории из этого факта является примечательным то, что в электромагнитном излучении транслируемом телом вовне, проявляется уровень физического состояния организма, то есть информация о том, насколько биологические жизненные процессы организма протекают гармонично.

 

А также, на теорию квантовой эволюции вида Дж. Симпсона. Изложенная им в 1948 году, сегодня она находит подтверждение в современных эксперементах ученых в области квантовой биологии. Согласно этой теории, эволюция

 

~ 50 ~


инициируемая природой ради выживания вида, начинается с синхронного аномального поведения протонов в молекулах ДНК, которое приводит к эволюционной мутации всего вида. Для настоящей теории из современной биофизики важным является предположение о квантовой природе эволюции. В настоящей теории это интерпретируется, как предположение о возможной инициации эволюционного процесса квантовыми частицами в случае угрозы вымирания вида.

 

А также, на «Теорию Хамероффа-Пенроуза», предложенную в 1994 году, согласно которой, активность мозга рассматривается как в существенной степени квантовый процесс, подчиняющийся закономерностям квантовой физики. Для настоящей теории из этого предположения является ценной идея о том, что психика отдельного человека способна инициировать активность частиц на квантовом уровне. То есть, мозг как неотъемлемая часть психики человека способен быть генератором импульса, приводящего в действие квантовые частицы.

Итак, предположение настоящей теории заключается в том, что в основе механизма регуляции жизнедеятельности любого организма, лежит некий аналог сознания, существующий в микромире, который представляет собой набор ключевых программ, описывающих алгоритмы всех материальных процессов жизнедеятельности. Условно можно назвать этот аналог процессором (микропроцессор,квантовый процессор), по аналогии с тем, какие функции выполняет процессор в компьютере. Этот процессор способен проявлять себя в качестве инициатора и организатора процесса взаимодействия между собой квантовых частиц, в каждой молекуле ДНК, в период эволюционного изменения вида и в этом и заключается основной смысл его существования. Из чего он состоит, мы не имеем представления, и никаких предположений на этот счет не выдвигаем. Мы видим лишь его проявления в психологической практике, при работе с измененными состояниями сознания. Точнее сказать, мы видим некие проявления коллективного сознания в психотерапевтическом процессе, и предполагаем, что это коллективное сознание существует именно как средство реализации эволюционного потенциала человеческого вида, либо всего живого на земле.

 

~ 51 ~


Эволюционное изменение происходит в случае проявления угрозы вымирания. А это означает, что если микропроцессор существует  в микромире, он должен иметь систему тестирования реальности макромира, которая распространятся

 

и на молекулу, и на клетку, и на организм человека, и на весь человеческий вид, и тестируя ситуацию, делает вывод об актуальности угрозы существования вида. Эта система должна тестировать уровень угрозы вида, и в случае преодоления определенного порога, инициировать эволюционное изменение вида с целью приспособиться и преодолеть угрозу.

 

В настоящей теории высказывается предположение, что анализатором этого микропроцессора в макро «физическом» мире, могут являться именно физические поля человека, в которых отражается состояние всех биологических процессов организма. Поскольку именно проекция в физических полях тела процессов организма происходящих в макромире может являться связующим звеном с микромиром квантовых частиц. Связь эту может обеспечивать мозг человека, являющийся аналогом квантового компьютера согласно теории Хамероффа-Пенроуза.

 

При этом в настоящей теории мы не отвергаем и не стремимся к противоречию с теорией Дарвина о случайных биологических изменениях, которые приводят к эволюционным изменениям видов, а наоборот. В способности видов приспосабливаться к вызовам окружающей среды, посредствам случайных изменений в биологических структурах мы видим реализацию одной из программ эволюционного потенциала.

 

 

~ 52 ~


 

 

Вымирание различных видов мы связываем с полной реализацией, либо с отсутствием необходимой энергии эволюционного потенциала вида для удовлетворительного ответа на актуальные угрозы вымирания вида.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: