Общая характеристика предприятия

 

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «БРАВО». ООО «БРАВО» создано в 2002 году.

Организационно правовая форма предприятия - Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «БРАВО».

Общество с ограниченной ответственностью создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

ООО «БРАВО» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Организационно-правовая форма ООО была выбрана в силу ряда причин, среди которых:

характер основной деятельности;

состав и численность персонала (менее 50 человек);

объем и номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции.

Общество является коммерческой организацией.

Адрес расположения офиса компании: г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 12.

Фирма арендует помещение под офис в десяти минутах ходьбы от станции метро. Таким образом, ООО «БРАВО» расположено в выгодном месте с точки зрения удобства размещения для потребителей (клиентов).

Миссия компании: Содействовать развитию туристской индустрии, предоставляя качественные туристские услуги и удовлетворяя все запросы клиентов по организации отдыха. Компания стремится расширить круг постоянных клиентов и увеличить свою долю на рынке туризма среди туристских агентств.

Принципы отношений с клиентами:

· Коллектив компании «БРАВО» работает для своих клиентов.

·   Клиентом считается любой человек, зашедший в офис.

·   Каждого клиента приветствуют с уважением.

·   У каждого клиента остается впечатление о том, что он самый любимый клиент компании.

·   Любое желание клиента достойно внимания, и работники прилагают все возможные усилия, чтобы его исполнить.

Целью деятельности ООО «БРАВО» является удовлетворение общественных потребностей, и извлечение прибыли, используемой в интересах участников общества, а также для развития общества и укрепления финансового положения организации.

Сфера деятельности: внутренний туризм, международный выездной туризм.

ООО «БРАВО» специализируется на работе с индивидуальными и корпоративными клиентами.

Основными направлениями деятельности работников турагентства являются: предоставление информации клиентам; работа с клиентами; бронирование и оформление авиа - и железнодорожных билетов; продажа туров, маркетинг и реклама; работа с туроператорами; выполнение административных функций.

В состав персонала туристского агентства входят: Генеральный директор, Главный бухгалтер, два менеджера.

 

Рисунок 4. Организационная структура турфирмы ООО «БРАВО»

Генеральный директор выполняет действия, связанные с организацией фирмы (оформляет и переоформляет документы, необходимые для существования фирмы, осуществляет общее руководство деятельностью, подбор и набор персонала, решает текущие проблемы фирмы).

Главный бухгалтер ведет все финансовые дела фирмы, в том числе расчетную документацию, бухгалтерский и налоговый учет.

Основное направление деятельности менеджеров - работа с клиентами (оформление документов для виз, подбор и бронирование туров). Менеджеры помогают клиентам в выборе тура, рассказывают о всех необходимых формальностях путешествия и правилах безопасности, демонстрируют информацию о выбираемых отелях с помощью компьютера и каталогов, оформляют договоры о реализации турпродукта с клиентами (или их представителями).

Организационная структура - линейная. Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Рассмотрев организационную структуру управления туристской фирмы «БРАВО» можно сделать выводы: линейная организационная структура - оптимальна и эффективна для небольшой фирмы, какой является агентство «БРАВО». Обязанности в туристском агентстве ООО «БРАВО» распределены грамотно, сотрудники обладают всеми профессиональными навыками, необходимыми для выполнения своих функций. В целом, туристское агентство «БРАВО» производит благоприятное впечатление четко и хорошо работающей организации, постоянно стремящейся к освоению новых высот, что очень важно для развития современного туристского бизнеса.

Со дня основания деятельность компании «БРАВО» направлена на развитие взаимосвязей с туроператорами Санкт-Петербурга и предоставление качественных туристских услуг своим клиентам.

Турфирма «БРАВО» в сотрудничестве с крупными петербургскими туроператорами отправляет туристов по чартерным направлениям: в Испанию, Тунис, Египет, Болгарию, Хорватию, Грецию, Кипр, Турцию, Таиланд, Бали, Кубу, ОАЭ и по экскурсионным групповым программам в Финляндию, Швецию, Данию, Норвегию, Англию, Австрию, Германию, Францию, Чехию, Швейцарию, Венгрию, Италию, в автобусные туры по Европе.

Турфирма «БРАВО» создана и работает на рынке туристских услуг в целях продвижения и реализации туристского продукта, направленного на широкие слои экономически активного населения.

Турфирма «БРАВО» предоставляет следующие туристские услуги:

· Предоставление турпутевок на требуемые направления в максимально короткие сроки;

·   Осуществление реализации путевок по наиболее удобным для клиента схемам оплаты;

·   Оформление визовой документации в короткие сроки;

·   Разностороннее информирование клиентов компании о преимуществах различных направлений и особенностях стран пребывания;

·   Осуществление сопровождения клиентов и обеспечения мер защиты и безопасности в ходе пребывания в зарубежных странах.

Анализ объема реализации является одним из важнейших показателей деятельности фирмы, с одной стороны величина объема продаж определяет долю фирмы на рынке, а с другой стороны, темпы роста объема реализации непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности.

Проведем анализ объема продаж в стоимостных единицах (см. Таблицу 2).


 

Таблица 2

Анализ объема продаж туристских услуг турфирмы «БРАВО» в стоимостных единицах в 2011-2012 годах

Вид услуг Сумма выручки в год, тыс. руб. 2011 г. Структура выручки, % 2011 г. Сумма выручки в год, тыс. руб. 2012 г. Структура выручки, % 2012 г. Темп роста (%) Отклонение (+,-), тыс. руб.
Египет и Турция 17545 31,85 17973 31,65 102,44 +428
О. Крит и Греция 3567 6,48 3618 6,37 101,43 +51
Болгария, Таиланд, Тунис, Россия 10205 18,53 10568 18,61 103,56 +363
Европейские страны 7875 14,3 8235 14,5 104,57 +360
Финляндия и Скандинавия 4750 8,62 5000 8,81 105,26 +250
Испания 4372 7,94 4720 8,31 107,96 +348
Индивидуальное обслуживание и VIP туризм 1340 2,43 1780 3,13 132,84 +440
Хорватия и Бали 5427 9,85 4890 8,62 90,1 -537
Итого годовая выручка: 55081 100 56784 100 103,09 +1703

 

Построим диаграммы, отражающие структуру выручки турфирмы «БРАВО».

 

Рисунок 5. Структура выручки турфирмы «БРАВО» за 2011 г.

 


 

Рисунок 6. Структура выручки турфирмы «БРАВО» за 2012 г.

 

В структуре выручки турфирмы «БРАВО» существенных изменений не произошло. Наибольшую долю в годовой выручке компании составляет выручка от туров в Турцию и Египет (почти треть). На втором месте выручка от туров в Болгарию, Таиланд, Тунис и по России. Это связано с тем, что указанные направления отличаются наибольшей массовостью, именно на них ориентирована турфирма «БРАВО». Поэтому, несмотря на то, что эти направления относительно недороги, именно они приносят компании наибольшую выручку. В целом, основным направлением деятельности компании является продажа недорогих туров в Турцию и Египет.

На объем продаж по зарубежным направлениям также влияет такой фактор как сезонность (см. Таблицу 3, Приложение 2). В летний период наблюдается резкий скачок продаж путевок в Турцию, в Италию, на Кипр и в Египет. Осенью наблюдается увеличение продаж по направлениям Италия, ОАЭ. В Италии туристов привлекает не только отдых на побережье, но и экскурсионные маршруты по городам, кроме того, очень часто в крупных городах проводятся специализированные выставки, спортивные соревнования, различные симпозиумы. В осенний период начинается активная продажа экскурсионных туров по Европе, турпутевок в Египет и на горнолыжные курорты.

Проведем анализ объема реализации услуг с учетом сезонности (см. Таблицу 3, Приложение 2)

Весной основной объем продаж идет за счет экскурсионных маршрутов по городам Европы, а также за счет продажи путевок в Турцию и Египет.

Таким образом, анализ структуры объема продаж турпутевок показывает, что турфирма «БРАВО» достаточно успешно осуществляет продажи независимо от сезона. Даже в межсезонье объем продаж идет за счет организации различных семинаров, бизнес - выставок.

В туристском бизнесе такое явление как сезонность, определяет спрос на туристские услуги в различные месяцы года.

Можно выделить несколько временных периодов, когда российские туристы проводят отдых за рубежом:

. Два летних месяца июль и август, особенно август - самый большой пик.

. Осенние школьные каникулы и ноябрьские праздники.

. Новый год и зимние школьные каникулы.

. Праздник 8 марта.

. Весенние школьные каникулы.

. Первомайские праздники: 1 мая и День победы.

Необходимо отметить, что объём реализации турфирмы в месяцы финансового кризиса (октябрь, ноябрь, декабрь 2011 г.) оказался значительно выше, чем в соответствующие месяцы прошлого года. На самом деле, количество реализованных туров в данные месяцы оказалось заметно меньше, чем в предыдущем году, и рост выручки был обеспечен повышением рублёвых цен на туры, вызванным ростом курсов доллара США и евро, а также повышения цен на авиаперевозки.

Средний объем продаж за 2011 год равен 4732 тыс. руб. в месяц (56784/12), а средний объем продаж за 2012 год равен 4590 тыс. руб. в месяц (55081/12). Исходя из этих данных, были рассчитаны коэффициенты сезонности (см. Приложение 3).

Коэффициент сезонности рассчитывается как отношение фактической месячной выручки к среднемесячной выручке по итогам всего года.

Вывод:

Сделав анализ доходов и объемов выполненных заказов, можно сделать вывод, что наибольшую прибыль фирма получает в первомайские праздники, летние месяцы (июнь, июль, август) и Новый Год. Для стабильной работы фирмы необходимо сглаживание сезонных колебаний. Так, например, в феврале, марте, а также ноябре, когда идет снижение продаж, можно предлагать скидки туристам для поездок в это время.

Кадровый состав турфирмы «БРАВО»:

Штатный состав фирмы - в штате турфирмы 4 человека:

Генеральный директор

Главный бухгалтер

менеджера

Функции, обязанности, ответственность и права персонала изложены в должностных инструкциях и утверждены Генеральным директором. Персонал должен знать законодательные акты и нормативные документы в сфере туризма, формальности международных норм, правила оформления документов на выезд из РФ (въезд в РФ), иностранный язык в объеме, соответствующем выполняемой работе.

 

Таблица 4

Кадровый состав ООО «БРАВО»

Категории персонала 2011 2012 Отклонение
Административно-управленческий 2 2 -
Производственный 2 2 -
Дополнительный - - -
Всего 4 4 -

 


 

Таблица 5

Характеристика качественного состава кадров

Возраст

Общее количество человек

С высшим образованием

  2011 2012 Отклонение 2011 2012 Отклонение
От 30 до 45 лет 2 2 - 2 2 -
От 45 до 55 лет 2 2 - 2 2 -
Всего 4 4 - 4 4 -

 

Из представленных таблиц видно, что производственный и административно-управленческий персонал имеет высшее образование, что свидетельствует о их высокой квалификации, как специалистов. Генеральный директор имеет высшее образование, владеет иностранными языками, работает в сфере туризма более 10 лет; Главный бухгалтер имеет высшее образование и стаж работы более 10 лет; менеджеры турфирмы имеют опыт работы в туризме более 10 лет, высшее образование (плюс знание английского языка);

Поиском, набором и отбором персонала занимается Генеральный директор - поиск персонала ведется с помощью внутренних связей (среди знакомых), так и с помощью Интернет, объявлений в газетах, оформляются сотрудники по трудовому контракту.

Анализ текучести кадров - все сотрудники работают в туристской фирме «БРАВО» со дня основания;

Условия работы - рабочая неделя с понедельника по пятницу, часы работы с 11-19.00.

Индивидуальные заработки работников определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда, результатами производственно - хозяйственной деятельности фирмы. В качестве базы используется тарифная оплата труда.

Заработная плата работников складывается из: должностного оклада, доплат, премий. Заработная плата выплачивается в сроки: до 10 числа каждого месяца. Премирование работников осуществляется ежемесячно и имеет целью поощрение за качественное выполнение трудовых обязанностей, инициативность и предприимчивость работников. Основным условием начисления премии является безупречное выполнение трудовых функций и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями.

В качестве морального поощрения персонала Генеральный директор предоставляет курсы повышения квалификации; участие в ознакомительных турах за счет фирмы.

Система повышения квалификации в турфирме - посещение обучающих семинаров и курсов в Санкт-Петербурге.

Таким образом, одним из конкурентных преимуществ туристской фирмы «БРАВО» является высокий профессионализм, большой опыт работы сотрудников в сфере туризме и сплоченность коллектива.

Техническое и технологическое оснащение туристской фирмы «БРАВО».

В офисе установлен компьютер, копировальный аппарат, принтер, факс. Программное обеспечение - Windows XP, сотрудники в свое деятельности пользуются пакетом MS Office: Microsoft Exel, Microsoft Word и другие.

Бухгалтер использует в свое работе программу 1С.

Сотрудники турфирмы в своей работе используют Интернет. Для бронирования туров сотрудники используют системы бронирования туров различных туроператоров. Например, master web - бронирование туров через сайт на основании пароля доступа, без установки специальных программных средств в агентствах и без дополнительного описания своих туров и цен для выставления их в Интернет, где вся необходимая информация берется из базы данных «Мастер Тур». Туроператор автоматически получает заявки из системы бронирования, что дает возможность бронирования сложных туров, возможность продажи авиабилетов, обеспечивает высокую скорость работы. В туристской фирме «БРАВО» установлена система бронирования отелей www.hoteltourbook.com, которая дает доступ к просмотру наличия мест в отелях по всему миру от различных поставщиков туруслуг (Travco, Kuoni, Hotelbeds, Miki и других). Сотрудники туристской фирмы «БРАВО» в полной мере владеют навыками работы в системах бронирования, что позволяет повысить скорость и оперативность обслуживания.

Таким образом, ООО «БРАВО» является молодой и динамично развивающейся туристской фирмой, предоставляющей широкий спектр услуг на туристских рынках и уделяющей пристальное внимание повышению своей конкурентоспособности.

 

2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО «БРАВО»

 

Финансово-экономическое состояние - важнейший критерий деловой активности и надежности предприятия, определяющий его конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основная цель анализа - выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности.

Субъектами анализа финансово-экономического состояния предприятия выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.

Финансово-экономическое состояние - важнейшая характеристика надежности, конкурентоспособности, устойчивости предприятия на рынке. Поэтому каждый пользователь финансово-экономической информации изучает её со своих позиций, исходя из своих интересов. Собственников средств предприятия, прежде всего, интересует увеличение или уменьшение доли собственного капитала, эффективность использования ресурсов администрацией предприятия. Кредиторы и инвесторы обращают внимание на целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата денег, доходность вложения своих капиталов. Поставщики и клиенты заинтересованы в платежеспособности предприятия, наличии ликвидных средств и т.п.

Таким образом, анализ финансово-экономического состояния компании очень важен для оценки её конкурентоспособности.

Финансовое состояние организации на определенный момент оценки выражается в соотношении структуры его активов и пассивов. Структурный анализ баланса организации является предварительным этапом, в результате его проведения нельзя дать окончательной оценки финансового состояния организации. Для такой оценки необходим расчет специальных показателей, который будет произведен далее. Тем не менее, структурный анализ баланса является важной составной частью финансового анализа, позволяющей показать общие характеристики финансового состояния, а также выявить возможные проблемные места в деятельности организации.

Суммарная величина активов ООО «БРАВО» за 2010-2012 гг. уменьшилась на 4697 тыс. руб. Темп прироста составил - 4,1%. Внеоборотные активы организации составляют на конец исследуемого периода 5,26% от валюты баланса. На конец 2012 года они на 88,59% состоят из отложенных налоговых активов, стоимость которых в течение исследуемого периода выросла с 2806 до 5110 тыс. руб.

Доля оборотных активов на конец 2012 года составила 94,74%, что свидетельствует о высокой мобильности средств компании и связано со спецификой деятельности ООО «БРАВО».

В структуре оборотных активов организации на конец периода преобладают краткосрочные финансовые вложения. Их доля в валюте баланса за исследуемый период снизилась с 88,84% до 85,4%. Факт преобладания финансовых вложений в составе оборотных активов говорит об активности компании на финансовом рынке. Краткосрочные финансовые вложения являются ликвидным активом. Однако, с другой стороны, финансовые вложения в условиях нестабильного рынка увеличивают степень риска.

Динамика оборотных активов в целом оказывает положительное влияние на оценку финансового состояния компании. У организации невысока доля внеоборотных активов при значительной доле краткосрочных финансовых вложений.

На основе анализа актива баланса производится также оценка имущественного потенциала организации. Для анализа используется ряд показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчетности. Расчет данных показателей представлен в Таблице 6.

 

Таблица 6

Характеристика имущественного положения

Показатель 2010 год 2011 год 2012 год

Прирост

        абс. относит.
Сумма хозяйственных средств на балансе 114456 111495 109759 -4697 -4,1%
Величина собственных оборотных средств 109148 105031 102032 -7116 -6,52%
Чистые активы 112351 108717 106162 -6189 -5,51%
Доля основных средств в валюте 0,65% 0,56% 0,48% -0,17% -26,15%
Соотношение внеоборотных и оборотных активов 3,36% 4,41% 5,55% 2,19% 65,18%

 

Сумма хозяйственных средств, находящихся на балансе дает обобщенную стоимостную оценку величины организации как единого имущественного комплекса. Это - учетная оценка активов, числящихся на балансе организации, необязательно совпадающая с их суммарной рыночной оценкой. Значение показателя определяется удалением из баланса статей, завышающих его валюту, а именно собственных акций в портфеле и задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал.

Сумма хозяйственных средств организации равна сумме активов и составляет на конец 2012 года 109759 руб., что на 4697 тыс. руб. (4,1%) меньше, чем на начало исследуемого периода.

Другим важным показателем, характеризующим имущественное положение организации, является показатель величины собственных оборотных средств. Нормативов в отношении размера собственных оборотных средств нет, поэтому показатель анализируется в динамике. С ростом объемов производства величина собственных оборотных средств обычно увеличивается. За 2010-2012 годы показатель снизился со 109148 тыс. руб. до 102032 тыс. руб. (на 6,52%).

За анализируемый период стоимость чистых активов снизилась с 112351 тыс. руб. до 106162 тыс. руб. Это связано со снижением объёма хозяйственных средств.

Показатель доли основных средств в валюте баланса за 2010-2012 годы уменьшился с 0,65% до 0,48%. Обеспеченность предприятия основными средствами находится на низком уровне. Стабильно низкое значение коэффициента говорит о том, что предприятие по роду своей деятельности не является ресурсоемким.

Соотношение внеоборотных и оборотных активов. Показатель рассчитывается делением итога первого раздела баланса на итог второго раздела. Его экономический смысл таков: сколько рублей, вложенных в долгосрочные активы, приходится на один рубль, вложенный в оборотные средства. Показатель имеет отраслевую специфику, а резкие колебания возможны только в случае коренного изменения вида бизнеса.

В 2010 году коэффициент составил 3,36%, а в 2012 году вырос до 5,55%. Показатель находится на низком уровне, что также связано со спецификой деятельности компании.

За 2010-2012 гг. источники средств предприятия уменьшились (на 4,1%). На конец 2012 года уставный капитал превысил общую величину пассивов, что объясняется наличием непокрытого убытка.

Собственный капитал предприятия уменьшился на 5,51%. Долгосрочные обязательства увеличились на 215%.

При этом общий объем кредиторской задолженности равен 1959 тыс. руб., что на 7925 тыс. руб. меньше, чем объем дебиторской задолженности. 34,92% в объёме кредиторской задолженности занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками (684 тыс. руб. в абсолютном выражении). Предприятию необходимо обратить на этот факт пристальное внимание и оперативно следить за приближением сроков погашения.

По итогам анализа структуры и динамики актива и пассива баланса предприятия можно сделать следующие выводы.

Динамика и структура активов оказывают положительное влияние на оценку финансового состояния предприятия. У предприятия высока доля оборотных активов, что свидетельствует о материалоемкости работы предприятия. В структуре пассива основную долю занимают собственные средства, что положительно характеризует финансовую устойчивость предприятия. Однако динамика большинства показателей за анализируемый период носит отрицательный характер.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Это - условное понятие, характеризующее потенциальную способность фирмы рассчитаться в будущем по своим обязательствам.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств организации может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов (т.е. абсолютно ликвидных активов). Его величина на конец анализируемого периода составила 47,92, что является крайне высоким значением показателя. Обычно краткосрочные обязательства превышают краткосрочные финансовые вложения, но ООО «БРАВО» очень большие средства вложило в акции и корпоративные облигации.

Коэффициент срочной ликвидности определяется как способность покрыть текущие обязательства компании наиболее ликвидной частью активов. Нормальным считается соотношение в пределах 0,5-1. В рассматриваемом случае в 2012 г. он равен 52,96, то есть находится на очень высоком уровне. При этом в 2010 году он был ещё выше - 69,71.Это говорит о том, что темпы роста обязательств опережают темпы роста наиболее ликвидных активов. Но при этом уровень ликвидности очень высок.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. В компании данный коэффициент за анализируемый период уменьшился со значения 69,86 до 53,08 при рекомендуемом уровне от 1 до 2. Несмотря на снижение показателя, запас для компенсации убытков у ООО «БРАВО» просто огромен.

Коэффициент общей платежеспособности определяется как способность покрыть все обязательства предприятия всеми активами. За исследуемый период коэффициент уменьшился со значения 54,37 до 30,51. Положительным моментом является то, что показатель остаётся очень высоким, значительно превышая единицу.

Под финансовой устойчивостью понимается способность предприятия поддерживать целевую структуру источников финансирования. В балансе обособлены три вида источников: собственный капитал, заемный капитал, краткосрочная кредиторская задолженность. Первый источник обеспечивается собственниками предприятия (учредителями, участниками, акционерами), второй - банковскими структурами, третий - текущими кредиторами (поставщиками).

Значения коэффициентов финансовой устойчивости представлены в Таблице 7.


 

Таблица 7

Показатели финансовой устойчивости ООО «БРАВО»

Показатель 2010 год 2011 год 2012 год Отклонение
Соотношение заемных и собственных средств 0,019 0,026 0,034 0,015
Соотношение краткосрочных обязательств и собственных средств 0,014 0,016 0,018 0,004
Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,918 0,984 0,901 -0,017
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств 0,966 0,966 0,931 -0,035
Уровень собственного капитала 0,945 0,932 0,924 -0,021

 

Соотношение заемных и собственных средств меньше 0,1, что положительно характеризует организацию. У неё имеется большой запас прочности и есть возможности для привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами находится на высоком уровне. Высок коэффициент маневренности собственных оборотных средств. При этом необходимо обратить внимание на снижение уровня фактического собственного капитала. Тем не менее, последний показатель находится на достаточно высоком уровне, обеспечивая необходимую финансовую устойчивость компании.

Чистые активы ООО «БРАВО» за 2010-2012 годы снизились на 5,51%, прежде всего, из-за роста обязательств и снижения краткосрочных финансовых вложений, несмотря на увеличение дебиторской задолженности.

По результатам анализа финансовой устойчивости следует отметить, что все долгосрочные активы финансируются за счет собственных источников, что обеспечивает относительно высокий уровень платежеспособности компании в долгосрочном периоде. У компании существует большой запас прочности и есть возможности для привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости. Тем не менее, наблюдается ухудшение ситуации по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Деловая активность находит свое отражение в оборачиваемости средств предприятия, которая выражается при помощи относительных показателей.

Расчет показателей деловой активности представлен в Таблице 8.

 

Таблица 8

Показатели деловой активности

Коэффициент 2010 год 2011 год 2012 год Отклонение
Коэффициент общей оборачиваемости капитала 0,086 0,118 0,169 0,083
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств 0,090 0,123 0,177 0,087
Фондоотдача 2,036 2,799 4,006 1,97
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала 0,086 0,121 0,179 0,093
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств 40,166 55,146 79,052 38,886
Коэффициент оборачиваемости денежных средств 115,689 137,29 227,689 112
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 1,036 1,427 2,038 1,002
Коэффициент среднего срока оборота дебиторской задолженности 352 256 179 -173
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 5,451 7,51 10,729 5,278
Коэффициент среднего срока оборота кредиторской задолженности 67 49 34 -33
Коэффициент соотношения кредиторско-дебиторской задолженности 0,181 0,19 0,198 0,017

 

Для показателей деловой активности наиболее важным является их динамика. Связано это с тем, что средняя величина показателя за период не всегда объективно отражает действительность. Стоит отметить, что показателям деловой активности в силу их природы свойственны большие колебания.

Общая тенденция по всем коэффициентам состоит в их положительной динамике, что обусловлено ростом выручки от реализации за анализируемый период почти в два раза. В целом, это положительно характеризует состояние компании и говорит об ускорении кругооборота её средств. Однако, несмотря на это, показатели сами по себе характеризуют деловую активность компании как достаточно низкую. Это связано с тем, что размер выручки от реализации очень мал по сравнению с соответствующими статьями баланса.

В целом, большинство коэффициентов деловой активности имеет положительную динамику. Тем не менее, некоторые коэффициенты находятся на очень низком уровне и в дальнейшем необходимо обеспечить их рост.

Прибыль (убыток) является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия. От ее величины, структуры и динамики в значительной степени зависит уровень финансовой устойчивости. Основным источником информации для целей финансового анализа на данном этапе является «Отчет о прибылях и убытках».

В Таблице 9 приведены учетные данные по структуре и динамике финансовых показателей.

 

Таблица 9

Анализ финансовых результатов ООО «БРАВО»

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

отклонение

  Сумма (тыс. руб.) Доля (%) Сумма (тыс. руб.) Доля (%) Сумма (тыс. руб.) Доля (%) Абсол. (тыс. руб.). относит. (абс. сумм.) в % относит. (доля 12-доля 10 в %)
Выручка от реализации 9660 100,00 13180 100,00 19012 100,00 9352 96,81 -
Себестоимость 1520 15,73 5231 39,69 10553 55,5 9033 594,28 39,77
Валовая прибыль 8140 84,27 7949 60,31 8459 44,49 319 3,92 -39,78
Управленческие расходы 28951 299,7 27963 212,16 27221 143,18 -1730 -5,98 -156,52
Убыток от реализации 20811 215,43 20383 154,65 18763 98,69 -2048 -9,84 -116,74
Внереализа-ционное сальдо 11618 120,27 14499 110,00 15293 80,44 3675 31,63 -39,83
Убыток до налогообложения) 9193 95,17 5884 44,64 3469 18,25 -5724 -62,26 -76,92
Чистый убыток 7186 74,39 4238 32,15 2283 12,01 -4903 68,23 -62,38

 

За анализируемый период убыток ООО «БРАВО» до налогообложения уменьшился на 62,26%, что показывает позитивный рост в развитии организации за этот период. Однако избавиться от убыточности пока не удаётся.

Валовая прибыль является разницей между выручкой от продаж и себестоимостью продукции. При факторном анализе изменение валовой прибыли является функцией двух факторов - изменения объема производства (с ростом себестоимости пропорционально объему выручки) и изменения себестоимости относительно выручки.

За 2010-2012 годы оба показателя выросли, при этом темпы прироста себестоимости (594,28%) значительно опережали темпы прироста выручки (96,81%). За счет разницы между темпами роста себестоимости и темпами роста выручки валовая прибыль выросла на 319 тыс. руб.

Управленческие расходы снизились и равны 27221 тыс. руб. Показатель управленческих расходов остаётся крайне высоким. Именно высокое значение управленческих расходов является ключевым фактором, обусловливающим получение компанией убытка.

Динамика и структура активов ООО «БРАВО» оказывают положительное влияние на оценку финансового состояния. У компании высока доля оборотных активов, что свидетельствует о материалоемкости работы предприятия. В структуре пассива основную долю занимают собственные средства, что положительно характеризует финансовую устойчивость ООО «БРАВО». Однако динамика большинства показателей за анализируемый период носит отрицательный характер.

Анализ финансовых результатов ООО «БРАВО» за 2010-2012 годы позволяет сделать вывод о том, что факторами снижения убытков компании стали увеличение валовой прибыли, снижение управленческих расходов, а также рост внереализационного сальдо. В целом у компании есть потенциал, чтобы снизить убытки до нуля и начать получать чистую прибыль.

По результатам анализа финансовой устойчивости следует отметить, что все долгосрочные активы финансируются за счет собственных источников, что обеспечивает относительно высокий уровень платежеспособности компании в долгосрочном периоде. У компании существует большой запас прочности и есть возможности для привлечения дополнительных заемных средств без риска потери финансовой устойчивости. Тем не менее, наблюдается ухудшение ситуации по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Большинство коэффициентов деловой активности компании имеет положительную динамику. Тем не менее, некоторые коэффициенты находятся на очень низком уровне и в дальнейшем необходимо обеспечить их рост.

Таким образом, главным положительным фактором, повлиявшим на снижение уровня убытка за анализируемый период, стал рост выручки от реализации продукции/услуг за этот период. Резервом дальнейшего снижения убытка от реализации и достижения прибыльности следует считать замедление темпов роста себестоимости, а также снижение управленческих расходов, которые на данный момент чрезвычайно высоки.

Таким образом, анализ финансового состояния компании положительно характеризует уровень её конкурентоспособности.

 

Оценка конкурентоспособности туристских услуг ООО «БРАВО»

 

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Сегодня в России выдано около 20 тысяч туроператорских лицензий. Поэтому на рынке туристских услуг высока вероятность не выдержать конкуренции. Для успешного функционирования необходимо выбрать правильных партнеров (туроператоров) и правильное место расположения агентства.

Туристская фирма «БРАВО» входит в агентские сети крупных туроператоров. ООО «БРАВО» подписывает с туроператором агентское соглашение, на основании которого получает право продавать продукт, сформированный туроператором. При этом туристская фирма «БРАВО» сохраняет свою юридическую и экономическую самостоятельность, с неё не берутся никакие вступительные взносы, бесплатно проводятся семинары и профильное обучение персонала. Сотрудники туристской фирмы «БРАВО» посещают ознакомительные туры на равных правах с сотрудниками туроператоров.

Расширение сети партнёров-туроператоров происходит постоянно. Для этого и существует необходимость создания службы маркетинга, одной из задач которой будет разработка различных мероприятий по привлечению к сотрудничеству новых туроператоров и поддержанию и развитию сотрудничества с ними.

Таким образом, в работе создаваемого отдела маркетинга можно выделить такое направление как, организация эффективной работы с туроператорами, с целью повышения качества обслуживания туристов и увеличения объема продаж. Для этого следует разработать отдельную бонусную программу, дополнительную систему скидок, поощрений, организацию профессиональных консультаций.

Главным рынком сбыта турпродукта компании является Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Главными проблемами выхода на новые рынки является высокая конкуренция на рынке туруслуг и отсутствие эффективной рекламы в регионах. Пока компания ведет работу по продвижению в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, участвуя в выставках и сотрудничая с туроператорами. С целью выхода компании на новые российские рынки, необходимо разработать соответствующие маркетинговые стратегии. Особое внимание следует уделить разработке рекламных кампаний и участию в региональных выставках, а также расширить сеть туроператоров путем заключения с ними агентских договоров.

Следует проанализировать конъюнктуру каждого рынка, выявить слабые и сильные стороны, а также способы увеличения доли на рынке и привлечения большего числа потребителей.

На это следует направить деятельность создаваемого в турфирме «БРАВО» маркетингового отдела, выделив средства для проведения маркетинговых исследований и других мероприятий, направленных на освоение новых рынков и укрепление позиций на существующих рынках.

Самым оптимальным путем определения политики турфирмы «БРАВО» является анализ основных предложений конкурентов по направлениям, пользующимся наибольшим спросом. По отдыху в Турции лидирующие положения на российском рынке занимают такие крупные туроператоры, как: «TEZ TOUR», «Верса», турфирма «Нева» и турфирма «Ривьера».

Турагентство «БРАВО» предлагает своим клиентам более 10 направлений для отдыха в Турции от разных туроператоров. Среди объектов размещения преобладают отели категорий 3* и 4*, доля пятизвездочных гостиниц и гостиниц 2* меньше.

На сегодняшний день турецкий рынок, взятый для примера, имеет некоторую определенность: выделились явные лидеры, контролирующие основную часть рынка, устоялись турпотоки. Новым фирмам очень сложно прорваться на фактически сформировавшийся рынок, на котором уже работают крупные операторы, предлагающие более выгодные контракты и лучший сервис. Гостиницы предпочитают заключать контракты с крупными туроператорами, что позволяет им заранее продавать большое количество номеров, получая предоплату. Подводя итог, можно выделить основную группу конкурирующих туроператоров по Турции, из которых «БРАВО» и должна выбрать наиболее подходящих для долгосрочного сотрудничества - это компании «TEZ TOUR», «Нева», «Верса» и «Ривьера». В Приложении 4 представлена сравнительная характеристика этих фирм по направлению - Турция.

Из Приложения 4, видно, что наилучшие позиции на рынке занимает туроператор по Турции «TEZ TOUR». Она занимает лидирующее положение по количеству отправленных туристов в Турцию. Кроме этого, туроператор располагает большим количеством чартеров из Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России. Приоритетом в работе «TEZ TOUR» можно назвать и то, что фирма выделяет много средств на проведение рекламных компаний, так в 2010 году компания выделила 90 тыс.$ на рекламную компанию в 31 городе, без учета участия в выставках и work-shop.

«Нева» имеет сильные позиции на турецком рынке: в 2010 году туроператор отправил около 30 тыс. туристов на анталийское побережье, организует чартеры, имеет собственно представительство в Турции, и уже много лет работает с постоянными партнерами в Турции: «SEVENTOUR» и «LE MAR». Имеет большую сеть региональных агентств. Кроме этого одним из преимуществ можно назвать то, что лидирующее положение по этому направлению компания занимает в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе.

Таким образом, у турфирмы «БРАВО» есть неплохие перспективы на установление сотрудничества с турфирмами «TEZ TOUR» и «Нева», что позволит предлагать клиентам большой ассортимент и низкие цены на туры по предлагаемым направлениям.

Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности услуг туристской фирмы:

. Анализ конкурентов

Этому маркетинговому исследованию следует уделить большое внимание. Важную роль играет анализ конкурентов, чтобы расширить сбытовую сеть и повысить объем продаж.

Данный анализ можно проводить следующими методами:

метод наблюдения (например, группа наблюдателей может посетить соседние турфирмы, чтобы изучить их предложения, ценовую политику, понаблюдать за тем, как они обслуживают клиентов, составить представление о том, как эффективнее работать с агентствами)

метод интервьюирования - наиболее универсальный метод. По заранее заготовленным вопросам даются ответы «да»/«нет» - структурированный способ, либо неструктурированный способ, позволяющий управлять опросом в зависимости от ответов (например: Почему вы пользуетесь услугами турфирмы «БРАВО», что вас привлекает? Какого типа люди пользуются услугами «БРАВО»? Почему вы отдаете свое предпочтение турфирме «БРАВО»?)

Этот метод также может включать в себя:

контакт по почте

интервью по телефону

личное интервьюирование [15 с.117]

. Анализ агентств в регионах

Используются те же методы, что и при анализе конкурентов. Главные вопросы, интересующие ООО «БРАВО» в этом анализе:

с кем работают туроператоры

объем продаж

направления, пользующиеся наибольшим спросом в регионах

ценовая политика и т. д.

. Анализ рекламной деятельности

Является одним из наиболее важных этапов всего маркетингового исследования в целом. Важно правильно выбрать средства массовой информации, чтобы рекламная деятельность дошла именно до своего потребителя. ООО «БРАВО» будет заниматься изучением радиоканалов (возрастной состав аудитории, время вещания, подача информационного блока и т.д.), также изучением периодических изданий, рекламных листовок, афиш.

. Анкетирование

Анкетирование производится, как стандартным анкетным способом, так и с помощью ПК. В ООО «БРАВО» разработана программа для анкетирования, которая заполняется каждый раз при бронировании нового клиента. Суть опроса по ПК: из каких источников узнали о «БРАВО»? Предлагается множество ответов, которые выбирает, и заполняет менеджер в зависимости от ответа клиента.

Наиболее распространенные ответы:

от друзей, знакомых

ранее путешествовали с «БРАВО»

в офисе «БРАВО»

Простое анкетирование производится не только непосредственно среди клиентов «БРАВО», но также и сотрудников, в основном менеджеров по продаже туров.

Пример анкеты для менеджера на продаже представлен в Приложении 5. Такое анкетирование может проводиться, как единично, один раз в месяц, так и систематически, каждый день, в зависимости от сезонности и объема продаж.

На сегодняшний день турфирма «БРАВО» успешно работает на туристском рынке, число клиентов компании растет из года в год. С целью развития фирмы, успешного продвижения на рынке, а также увеличения числа клиентов возникает идея создания маркетингового отдела. Видение перспективы направлений своего развития, грамотная постановка маркетинговых целей - основа прогресса и развития фирмы в будущем.

Информация о фирме, как правило, распространяется посредством различных средств (среди них печатные источники, интернет, наружные средства рекламы и многое другое). Рассмотрим средства рекламы, используемые непосредственно ООО «БРАВО» и выявим их эффективность.

В перечень рекламоносителей компании ООО «БРАВО» входят: наружная реклама, рассылка, Интернет.

Информация о фирме размещается бесплатно в справочниках: «Весь Петербург», «Желтые страницы», «Лучшее в Санкт-Петербурге», «Туризм». С помощью информации в справочниках потребитель может найти информацию о фирме и предоставляемых ею услугах.

Широко используется адресная рассылка клиентам по электронной почте о «горящих турах», специальных предложениях и других акциях туристской фирмы. Преимущество данного вида рекламы - низкая стоимость, прямая связь с потребителем, формирование у потребителя положительного образа туристской фирмы о ценности и важности для нее каждого клиента. Данный вид рекламы дает наибольший отклик.

Так как туристская фирма «БРАВО» на рынке с 2002 года, за это время сформировался широкий круг постоянных клиентов, которые рекомендуют услуги фирмы своим друзьям, знакомым и родственникам, и, таким образом количество клиентов постоянно растет, что позволяет туристской фирме отказаться от рекламы в печатных изданиях, которые на практике показывают невысокую эффективность.

Реклама на телевидении и радио пока не используется из-за высокой стоимости.

В последнее время все большее внимание уделяется интернет-технологиям и интернет-коммерции. Во-первых, сайт в Интернет доступен широчайшему кругу людей, как в России, так и за рубежом. Человеку не надо специально приезжать в офис компании, чтобы получить необходимую информацию. Любой клиент может воспользоваться системой бронирования в режиме on-line.

Система бронирования предназначена для просмотра и бронирования туров, а также для получения оперативной информации о «горящих турах». Просмотр туров доступен и частным лицам. Если же клиент все-таки чего-то не нашел, на сайте имеется форма, заполнив которую он может запросить дополнительную информацию. Во-вторых, электронная почта экономит приличные суммы денег на международных контактах, т.к. электронная почта намного дешевле звонков по телефону. И, в-третьих, все большее значение приобретает реклама в Интернет (баннерные сети, регистрация в поисковых системах и каталогах, обмен ссылками с сайтами данной тематики и др.). Каждый желающий может подписаться на рассылку компании и регулярно получать новые предложения от компании по e-mail. Фирма также располагает списком клиентов для рассылки. Он постоянно пополняется и используется для налаживания отношений и оперативности передачи информации. В письме указывается информация о новых предложениях и ценах. Таким образом, компания расширяет каналы сбыта.

Сайт компании должен посещаться регулярно. Для этого на сайте регулярно публикуются новости, посвященные туризму (новости консульств и посольств, о паспортно-визовом порядке, об изменениях и нововведениях в туристском законодательстве), новости Санкт-Петербурга и новости фирмы. Это позволит привлечь «потенциальных клиентов» на сайт не в разовом порядке, а заинтересовать их и создать мотивацию для его постоянного посещения.

В данный момент, ООО «БРАВО» находится на стадии роста. Для того чтобы продлить этот период, компания должна использовать стратегии повышения конкурентоспособности туристского продукта.

Удержание позиций на рынке - является одной из главных целей деятельности фирмы ООО «БРАВО» в настоящее время. Фирма уже несколько лет работает на рынке и установила тесные отношения с большинством крупнейших туроператоров.

В качестве одной из ценовых стратегий предлагается введение системы скидок для привлечения большего количества клиентов (см. Приложение 6).

В рамках маркетинговой деятельности турфирмы «БРАВО» можно выделить три главных средства продвижения турпродукта:

· Реклама

·   Стимулирование сбыта и продвижение продаж

·   Персональные продажи

Реклама предполагает, что рекламируемый товар или услуга соответствуют стандарту и закону; используется в целях создания долгосрочного имиджа для товара/услуги и стимулирования быстрых продаж. конкурентоспособность туристский услуга

Стимулирование сбыта включает набор таких инструментов, как купоны, конкурсы, премии и др. Привлекает внимание потребителей и предоставляет им соответствующую информацию; создает более сильную и быструю ответную реакцию. Стимулирование сбыта активизирует предложение услуги и способствует повышению уже падающих продаж. Продолжительность его воздействия считается недолгой.

Персональные продажи предполагают, что продавец создает с клиентами личные отношения, формирует с клиентами долгосрочные связи и осуществляет персональные взаимодействия. Персональные продажи также рассматриваются как наиболее дорогое средство продвижения для установления контактов. Обслуживание клиентов на стадии приобретения путевок в удобных для них режимах (очные контакты, режим телекоммуникаций, с помощью Интернет).

Сопровождение клиентов фирмы вне времени отдыха с предоставлением информации об изменениях в работе компании, специальных предложениях, «горящих турах», поздравлений с праздниками.

В целях оценки конкурентоспособности туристских услуг ООО «БРАВО» проведём SWOT-анализ турфирмы.анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия. В ходе этого анализа проверяется, в какой области фирма наиболее компетентна, а в какой - нет. SWOT-анализ - это оперативный диагностический анализ предприятия (фирмы) и его среды, который осуществляется с целью: выявления потенциала силы (S), слабости (W); установления возможностей (О), предоставляемых организации ее внешней средой; выявления угроз (Т) для фирмы со стороны внешней среды. SWOT-анализ туристской фирмы «БРАВО» представлен в Таблице 10.

 

Таблица 10

Матрица SWOT-анализа турфирмы «БРАВО»

  Возможности: 1. Расширение сферы деятельности (организация делового и образовательного туризма) 2. Активная рекламная политика 3. Внедрение информационных технологий 4. Проведение маркетинговых исследований 5. Рост благосостояния населения Санкт-Петербурга Угрозы: 1. Ожесточение конкуренции 2. Изменение визовых формальностей 3. Политическая и экономическая обстановка в стране 4. Угроза терроризма и катастроф (природного и техногенного характера)
Сильные стороны: 1. Квалифицированный, опытный персонал 2. Удобное месторасположение 3. Наличие эксклюзивных туров и разнообразие программ 4. Наличие постоянных клиентов 5. Работа с надежными поставщиками услуг 1-1: будет способствовать привлечению новых клиентов 4-1: даст возможность удовлетворить предпочтения постоянных клиентов 2-2: поможет более быстрому нахождению турфирмы 3,4-2, 5: будет способствовать привлечению клиентов и увеличению прибыли турфирмы 1-4: улучшит работу турфирмы 1, 5-1: позволит турфирме противостоять конкурентам 5-2, 3: позволит быстрее реагировать на внешние изменения
Слабые стороны: 1. Небольшое помещение 2. Высокая арендная плата 3. Недостаточно активная рекламная деятельность 4. Отсутствие собственного веб-сайта 1,2 - 6: будет способствовать повышению имиджа, привлечению клиентов, арендной платы не будет (только коммунальные услуги) 3-2: активная рекламная политика повысит уровень узнаваемости турфирмы, 4-3: привлечет большое внимание потенциальных клиентов 3,4-1: спровоцирует уход потенциальных клиентов к конкурентам 1,2-1:приведет к ухудшению конкурентоспособности турфирмы

 

Таким образом, по результатам проведенного SWOT - анализа можно сделать следующие выводы:

Одной из сильных сторон турфирмы «БРАВО» является высококвалифицированный персонал - персонал с опытом работы в сфере туризма, знанием иностранных языков, владением вопросами межличностного общения. Персонал в индустрии туризма является важнейшей составной часть конечного продукта, одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ турфирмы, и, следовательно, качество обслуживания в турфирме зависит от мастерства и сознательности менеджеров по туризму.

Удобное месторасположение турфирмы «БРАВО» можно отнести также к сильным сторонам. Турфирма располагается в центре города. Это способствует более быстрому ее нахождению клиентами.

Турфирма «БРАВО» большое внимание уделяет выбору партнеров - поставщиков услуг. Работа ведется с проверенными партнерами, с которыми турфирма работает не первый год.

Одной из слабых сторон в деятельности турфирмы «БРАВО» является небольшое помещение. Особенно ощутимы неудобства связанные с этим обстоятельством в летний период, когда начинается «наплыв» туристов.

Высокая арендная плата за офис и услуги связи также существенно осложняют работу турфирмы.

Далее было отмечено, что турфирма «БРАВО» проводит недостаточно активную рекламную деятельность. Информацию о своей деятельности турфирма размещает, периодически, в газете бесплатных объявлений. Также информация имеется в виде вывески на этаже, на котором располагается турфирма.

Одним из слабых моментов в деятельности турфирмы является отсутствие веб-сайта. Необходимо учесть тот факт, что в настоящее время все больше людей пользуются Интернетом для поиска информации о турфирмах.

Для более конкретного и наглядного выявления конкурентных позиций турфирмы «БРАВО» используем метод построения карт стратегических групп. Этот метод сравнения соперничающих фирм является весьма эффективным.

Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым подходом к конкуренции, одинаковым положением на рынке, сходными масштабами деятельности.

Карта - удобное средство для анализа положения в целом на рынке туризма и для определения позиции каждой фирмы, входящей в данный рынок. Особенно наглядна карта, когда соперничающие производители многочисленны и каждого в отдельности оценивать нецелесообразно. Карта стратегической групп составляется путем нанесения по горизонтали и по вертикали двух переменных величин, значимых с точки зрения реализации продукции, рыночной позиции каждой из конкурирующих фирм. По осям могут быть отложены различные показатели. В данном случае это - возраст клиентов, основные направления деятельности турфирмы, доминирующий вид туризма, класс обслуживания туристов и т.д.

Была построена карта стратегических групп по таким показателям, как «класс обслуживания» и «доминирующий вид туризма» (см. Таблицу 11, Приложение 7).

По данной карте можно сделать следующие выводы:

. Самыми многочисленными являются следующие стратегические группы:

- Организация пляжных, спортивных, лечебных, шоп-туров эконом-класса;

- Организация пляжных, спортивных, лечебных, шоп-туров туристского класса.

2. Мало представлены на рынке деловой и образовательный туризм.

. Конкурентами турфирмы «БРАВО» при предложении туров с обслуживанием класса «люкс» и первого класса являются - «Натали», «V-LETO.RU», «Парадиз-Турне».

Аналогичным образом была построена карта по показателям «направление деятельности» и «класс обслуживания» (см. Таблицу 12).

Таблица 12

Карта стратегических групп (направление деятельности - класс обслуживания)

Направление деятельности

Класс обслуживания

  экономический туристский «люкс», первый класс
Отправка туристов по России «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Океан» «Горячие туры» «Дискавери» «Людмила» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Океан» «Горячие туры» «Дискавери» «Людмила» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU»
Отправка за рубеж «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Океан» «Горячие туры» «Дискавери» «Людмила» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Океан» «Горячие туры» «Дискавери» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Парадиз-Турне»
Отправка по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Дюна» «Океан» «Коста» «V-LETO.RU» «Дюна» «Коста» «V-LETO.RU»  

 

Эта карта позволила сделать следующие выводы:

. Наибольшая плотность турфирм наблюдается в направлениях:

- Отправка за рубеж эконом-классом и туристским классом.

- Отправка по России эконом-классом и туристским классом.

2. Низкий уровень конкуренции для турфирмы «БРАВО» отмечен на рынке при предложении турпродуктов первого класса и класса «люкс».

Следующими параметрами для исследования были выбраны направление деятельности турфирмы и возраст клиентов (см. Таблицу 13)

 

Таблица 13

Карта стратегических групп (направление деятельности - возраст клиентов)

Направление деятельности

Возраст клиентов

  18 - 25 26 - 35 36 - 45 46 - 55 Старше 55
Отправка туристов по России «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Дискавери» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Парадиз-Турне» «Дискавери» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Парадиз-Турне» «Людмила» «Дюна» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Парадиз-Турне» «Натали» «Парадиз-Турне»
Отправка за рубеж «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Океан» «Горячие туры» «Дискавери» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Океан» «Горячие туры» «Дискавери» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Парадиз-Турне» «Горячие туры» «Арктик-Сов» «Парадиз-Турне» «Океан» «Горячие туры» «Дюна» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Океан» «Горячие туры» «Дискавери» «Дюна» «БРАВО» «Натали» «Парадиз-Турне» «Арт-тур»
Отправка по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Дюна» «Океан» «Коста» «V-LETO.RU» «Дюна» «Океан» «Коста» «V-LETO.RU» «Дюна» «Океан» «Коста» «V-LETO.RU»    

 

. Основными направлениями деятельности петербургских турфирм - конкурентов «БРАВО» являются:

- Отправка за рубеж туристов в возрасте 26-55 лет;

- Организация туров по России для туристов в возрасте 26-35 и 36-45 лет.

2. Меньшая интенсивность конкуренции проявляется на рынке, ориентированном на организацию туров по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Следующими параметрами для исследования были выбраны параметры возраст клиентов - виды туров (см. Таблицу 14)

 

Таблица 14

Карта стратегических групп (возраст клиентов - виды туров)

Виды туров

Возраст клиентов

  18-25 26-35 36-45 46-55 Старше 55
Индивидуальные «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Парадиз-Турне» «Дискавери» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Океан» «Дискавери» «Людмила» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Дюна» «Коста» «Парадиз-Турне» «Океан» «Дискавери» «Людмила» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Арктик-Сов» «Парадиз-Турне» «Дискавери» «Людмила» «БРАВО» «Натали» «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Дюна» «Парадиз-Турне» «Океан»
Групповые «V-LETO.RU» «Арт-тур» «Парадиз-Турне» «Океан» «V-LET

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow