Возрастные особенности психического развития детей

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.2. Возрастные особенности психического развития детей

1.3. Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательная часть

2.1 Организация жизни и воспитания детей

2.2 Режим дня

2.3 Система непосредственно образовательной деятельности

2.4 Учебный план непосредственно образовательной деятельности

2.5 Содержание психолого-педагогической работы

2.6 Перспективное планирование

2.7 Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

2.8 Взаимодействие с родителями воспитанников

3. Организационный раздел

3.1 Программно-методическое обеспечение

 

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

 

Рабочая программа Первой группы раннего возраста разработана в соответствии с:

· Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;    

· Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155;

· Конвенцией ООН о правах ребенка;

· Декларацией прав ребенка;

· Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);

· Основной образовательной программой филиала МБОУ «В-Матигорская СШ» - Детский сад № 30 «Ромашка» (Приказ № 334/1-О от 16.09.2015г.).

 

Цель программы: Раскрытие и комплексное развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей 1-2 лет путем интеграции художественно – эстетического и умственного воспитания.

Задачи программы:

1. Развитие устойчивого познавательного процесса;

2. Развитие основных когнитивных процессов (ощущения, восприятия, памяти, внимания);

3. Развитие различных форм мышления (наглядно- действенного, наглядно – образного, вербально – логического);

4. Формирование представлений о единстве многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях развития;

5. Развитие творческо – речевой деятельности, формирование устойчивого интереса к художественному слову, эстетического восприятия литературы.

Эти задачи реализуются на каждом занятии через фрагменты по развитию речи, ознакомлению с окружающим, сенсорики.

6. Обогащение духовного мира различными средствами (музыка, пение, танцевальные движения, изобразительная деятельность, драматизация, кукольный и настольный театры);

7. Формирование эстетического отношения к окружающему миру: природы, взрослым;

8. Развитие крупной и мелкой моторики, жестикуляционной и мимической выразительности;

9. Приучение детей к выполнению правил этикета, культуры поведения и общения;

10. Формирование навыков эстетического оформления окружающего пространства.

Эти задачи решаются на занятии через все виды деятельности.

 

Принципы и подходы к формированию Программы

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка раннего возраста.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Рабочая программа:

 Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

 Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

 Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

 Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии детей данного возраста;

 Строится с учетом принципов интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

 Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

 Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

 Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми раннего возраста и ведущим видом их деятельности является игра;

 Строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами.

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.

Возрастные особенности психического развития детей

Напра-вление развития Характеристика возрастных возможностей детей
Физическое развитие   Темпы роста и физического развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Однако постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, их уравновешенность, повышается функциональная работоспособность, увеличивается период активного бодрствования ребенка. Интенсивно созревают сенсорная и моторная зоны коры мозга; отмечается тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды. Своеобразие психо-физического развития ребенка на стыке первого и второго года жизни в значительной мере обусловлено овладением ходьбой. Двигательная активность на втором году жизни детей строится преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазание, прыжки с места. Детям второго года жизни свойственна частая смена движений и поз – до 550-1000раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых групп мышц, поэтому дети не устают. В этом возрасте не отмечается существенных различий двигательной активности мальчиков и девочек.  
Социально-личностное развитие   В период от года до двух лет существенно изменяется социальная ситуация развития ребенка. Наряду с близкими взрослыми в круг общения ребенка начинают включаться и другие взрослые (персонал детского учреждения), которые должны удовлетворять в первую очередь потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе. На этом фоне у детей раннего возраста развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними. В первые дни и месяцы посещения дошкольного учреждения для маленького ребенка самое сложное - отрыв от матери и замена ее другим, незнакомым взрослым, потому что происходит ломка привычного ему образа жизни. Это вызывает у многих детей негативные эмоции. При доброжелательном и терпеливом отношении педагогов эти нарушения проходят в течении 3-6 недель, хотя у некоторых детей могут встречаться и дольше. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его эмоциональные связи в системе отношений «ребенок – взрослый» дополняются отношениями «ребенок – сверстник». Дети раннего возраста большую часть времени проводят в одиночных играх, играх рядом. Детские игровые объединения - диады (по двое), возникающие по их инициативе, неустойчивы. К концу первого года жизни ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего пространства. В результате предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы на третьем году жизни возникает такой важный момент в развитии самосознания, как отделением ребенком своего действия от предмета, за которым раннее оно было жестоко закреплено. У детей порой возникают желания, не совпадающие с желаниями взрослых, действия, к которым ребенок относится как к своим: «Я играю», «Я ем». Происходит переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению «Я». Самооценка ребенка ярко эмоционально окрашена, связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение. Ребенок по внешним признакам начинает различать свою половую принадлежность: «Я – мальчик!», «Я – девочка!».  
Познавательно - речевое развитие   Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности, придавая ребенку раннего возраста неповторимый облик практического исследователя. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: расчленять, сочленять, конструировать из предметов, экспериментировать с ними. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем. Развитие восприятия детей этого возраста связано с практическими действиями; путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера. Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. К 1году 9меяцам у ребенка формируется зрительное восприятие и он может оценивать отношения между предметами (статичных и динамичных). Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание. Что создает для ребенка зону его дальнейшего развития. Ребенок усваивает слова - названия для обозначения величины, формы, цвета. В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно – действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей (например, достает закатившийся мяч палкой). На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представления об окружающем.   
Художественно-эстетическое развитие   В раннем возрасте формируются предпосылки эстетического отношения к окружающему и элементарные виды художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой. С раннего детства ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора; знакомится с формами и красками орнаментов на игрушках и предметах интерьера. У большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных и музыкальных способностей – сенсорных, интеллектуальных и музыкальной памяти. Отличительная особенность художественной деятельности – ее синкретичность и импровизационность: в своих свободных творческих построениях дети легко объединяют различные виды искусства. Дети второго года жизни еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с карандашом. Ребенок перекладывает его, стучит по столу, прислушивается к стуку, шуршанию листа бумаги. В процессе этих действий у него случайно возникают на листе линии, штрихи, точки. У детей от полутора до двух лет постепенно исчезает хаотичное нагромождение линий и появляются округлые и удлиненные изображения форм. Ребенка привлекает протяженность линий. Получившиеся изображения он ассоциирует по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки назвать изображение. Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности. От манипуляций карандашом, комком пластилина ребенок постепенно переходит к изображению простейших предметов и явлений.  

Планируемые результаты освоения программы

•   Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

•   Специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

•   Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

•   Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

•   Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

•   Стремится за взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

•   Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

•   Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

•   Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

•   С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

•   Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

•   У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Содержательная часть

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: