Переход от индустриальной к информационной эпохе вызывает необходимость изучения способов управления в новой эре, требующей постоянной поддержки новшеств и адаптации к ним. Более того, разнообразие оценок происходящих структурных изменений делает актуальным перспективное прогнозирование, которое становится характерной чертой сетевой экономики.
Некоторые видят в появлении новой экономики подрыв и угрозу. Другие считают это неопасным, игнорируя социальные напряжения, создаваемые постоянным изменением и неравным распределением затрат и выгод. Они же исключают какую-либо роль правительства. Треть населения поддерживает новые возможности, порождаемые предпринимательской энергией на базе технологического и экономического прогресса. Это происходит благодаря политике, способствующей росту и внедрению научно-технических достижений и обеспечивающей всех граждан инструментами успеха. Сетевая экономика - это средство продвижения к тем же благородным целям: новые экономические возможности и более высокий жизненный уровень, большее количество индивидуального выбора и свободы, больше достоинства и автономии для работающих граждан, усиление общин и более широкое участие каждого жителя страны в общественной жизни.
|
|
Переход к цифровой экономике связан с увеличением доли электронных средств производства, потенциально способных поддержать рост производительности и заработной платы в Америке в будущем. Большинство индикаторов, характеризующих этот переход, предсказывает устойчивый прогресс. Затраты на вычисление и телесвязь резко сократились. Поэтому Интернет в Америке проектировали таким образом, чтобы его стоимость достигла
млрд. дол. к 2001 г., а 40% американцев начали работать в Интернете из дома. Но оценка потенциала цифровой экономики зависит и от политики правительства, регулирующей налоги и условия приобретения электронных средств таким образом, чтобы не просто устранять препятствия, но поддерживать их применение в различных областях повседневной жизни, например осуществление коммунальных платежей.
Сторонники сетевой экономики - Пауль Ромер, Ричард Нельсон и Роб Шапиро - исследовали, как знания и технологии влияют на экономический прогресс? Они выяснили, что инвестиции, направленные на развитие и коммерциализацию научно-технических и технологических исследований, играют ведущую роль в увеличенных уровнях жизни населения США. Но в течение последних пяти лет 20 столетия федеральная поддержка фундаментальных и прикладных исследований сократилась очень резко. Инвестиции промышленности в фундаментальных исследованиях также уменьшились. При этом в течение последних десяти лет 20 в. парк машин и оборудования, используемый в производстве, сократился. Это повлияло на его долю в валовом национальном продукте.
|
|
Образование - эта другая область экономики, отражающая недостатки на пути к прогрессу общества. Общие расходы на обучение служащего в 1990-е гг. сократились как доля ВНП. Тем временем, выполнение программы K-12 (обучение в колледже до 12-го класса) просто не могло отставать от потребности в квалифицированной рабочей силе. Несмотря на увеличение расходов на образование, США нуждаются в политических средствах, гарантирующих, что компании имеют квалифицированных рабочих с навыками, позволяющими им ориентироваться, приспосабливаться и процветать в сетевой экономике.
Исследуя сетевую экономику, нобелевский лауреат, экономист Дуглас Норт выявил «адаптивную эффективность» - способность организаций внедрять новшества, непрерывно заниматься исследованиями и прогрессировать. В традиционной экономике активы компании, стабильное финансирование и квалифицированная рабочая сила являются основными источниками конкурентоспособного преимущества. В настоящее время, когда технология ускоряет целые сегменты рынков и конкуренты появляются с самой неожиданной стороны, способность к изучению, творческий потенциал персонала и способность организации к адаптации становятся основными источниками конкурентоспособного преимущества во многих отраслях промышленности. Постоянное внедрение новшеств - цель любой направленной на процветание организации - должно также стать целью общественной политики в новой экономике (табл. 1).
Институт прогрессивной политики определил, что прогрессивно ориентированная на новшества структурная политика опирается на:
) инвестиции в специализированное образование, производственное обучение и научные и технологические исследования;
) создание открытого и гибко регулируемого торгового режима, поддерживающего прогресс и новаторство, включая политику, укрепляющую эту революцию;
) развитие политики, позволяющей Американским рабочим ориентироваться, приспосабливаться и процветать в непрерывно изменяющемся экономическом окружении;
) переустройство правительства, основанное на внедрении в его работу информационных технологий, делающих его быстро реагирующим, отзывчивым и гибким.
Если общество хочет, чтобы его работающая часть взяла на себя риски, свойственные сетевой экономике, то необходимо создать условия, позволяющие работающим людям процветать и справляться с изменениями и неуверенностью. Если же страна не в состоянии вкладывать капитал в мировую инфраструктуру, поддерживающую знания, обучение, науку и технологии, то наши предприятия не получат квалифицированных рабочих и инструменты, они не смогут создавать высокооплачиваемые рабочие места. И если правительство Индустриальной эпохи не трансформирует себя в правительство Века Информации, то оно окажется неэффективным, анахроническим учреждением, препятствующим прогрессу.
Таблица 1. Основные отличия традиционной и сетевой экономик
Показатель | Экономика | |||
Традиционная | Сетевая | |||
Общеэкономические характеристики | ||||
Рынки | устойчивый | динамичный | ||
Масштаб конкуренции | национальный | глобальный | ||
Организационная форма | иерархическая, бюрократическая | сетевая | ||
Промышленность | ||||
Организация производства | массовое производство | гибкое адресное производство | ||
Ключевые факторы роста | капитал, рабочая сила | новшества, знания | ||
Ключевые факторы развития технологии | механизация | информатизация, автоматизация, роботизация | ||
Источник Конкурентоспособного преимущества | понижение стоимости продукции через экономию затрат | новшества, качество, ускорение продаж, понижающее стоимость | ||
Значение исследований и внедрения новшеств | низкое или умеренное | высокое | ||
Отношения с другими фирмами | связь один к одному | союзы и сотрудничество | ||
Рабочая сила
| ||||
Цель политики | полная занятость населения | повышение реальной заработной платы и доходов | ||
Навыки, мастерство | Навыки, определяемые работой | широкие навыки и универсальный тренинг | ||
Необходимое образование | Квалификация или ученая степень по специальности | Пожизненное изучение в различных областях знаний | ||
Отношения в процессе управления трудом | соперничество | сотрудничество | ||
Характер (природа) занятости | устойчивый | связанный с риском и возможностью нестабильности | ||
Правительство | ||||
Связь между правительством и бизнесом | Накладывает требования | Поощрение возможности роста | ||
Регулирование | команда и контроль | гибкие рыночные инструменты |