Манипуляция и манипулятивное поведение

Манипулятор – человек, который знает, как заставить человека делать то, что ему необходимо, не ставя в известность объекта манипулирования.

Действия манипулятора:

1. Создать повторяющуюся ситуацию (паттерн).

2. Ввести человека в ступор:

- двойные послания

- демонстрация непонимания [9]

- т рактование метафоры как реальность [10]

- линия времени [11].

Есть явные манипуляторы-враги (соперники, конкуренты, неприятели), которые враждуют открыто и не скрывают, что их задача – встроить в человека состояние никчемности, сделать его цель недостижимой. А цель скрытого манипулятора, который прячется за маской друга, – желание контролировать. И те, и другие желают, чтобы вы действовали по их сценарию.

Защита от манипуляций.

1. Манипулятор всегда проверяет потенциальную жертву, поэтому сначала нападает аккуратно. Действия:

- войти в состояние хозяина (спокойное дыхание, расслабленная поза;)

- нельзя много говорить, оправдываться, испытывать эмоции;

- на протяжении всего разговора важно удерживать выражение лица, содержащее печаль, сожаление и снисходительную улыбку («Коктейль Молотова»).

2. Разрешить себе быть плохим и не удобным:

- говорить людям, что они не правы, мешают вам;

- избавиться от установки: «я должен быть хорошим»;

- научиться разрывать шаблоны мышления;

- научиться устанавливать свои правила игры.

3. Разговаривать с манипулятором на его языке.

4. Выходить из коммуникации, не объясняя причин.

ТИПЫ МАНИПУЛЯТОРОВ

I. Демонстративный (истероидный)

Поведение отличается капризами, истериками, несчастной мимикой, позицией жертвы, чрезмерной демонстрацией болезни, экзальтированностью эмоций. Демонстративные манипуляторы «играют» на эмоциях: от оскорбления самолюбия, унижения чувства собственного достоинства, до вызова на «слабо» и лести. Очень часто они весьма артистичны.

Часто встречающаяся тактика манипулирования:

˗ ролевые отношения, где есть возможность у манипулятора судить о вас, давать оценку вам как личности и вашим действиям;

˗ негативная обратная связь;

˗ переопределение[12]:

˗ приписывание вам негативных намерений: ты специально здесь встала, чтобы меня разозлить. ты не подготовил отчет, чтобы опозорить шефа. ты не слушаешься мать, т.к. хочешь ей смерти

˗ сравнение с другими, которые лучше вас

˗ ссылка на авторитетное мнение

˗ раскачка по эмоциям

˗ встраивание негативных состояний: чувства вины, страха, беспомощности.

II. Агрессивный (эпилептоидный)

Поведение отличается оскорблениями, подавлением, жестким поведением и речью, стремлением управлять. Он навязывает свои правила игры, свою модель мира, «наказывает» за иные взгляды, ссылается на правильные примеры, на внешнереферентный прошлый опыт. Директивно ограничивает коммуникацию, часто ведет свернутый диалог (монолог), ведет интриги.

Методы агрессивного манипулятора, провоцирующие на эмоцию гнева – это всегда жесткие лингвистические конструкции:

- сравнение с метафорой [13]

- уничижительное сравнение [14]

- негативная трактовка вашего поведения [15]

- критика, публичное унижение / оскорбление (открытое или завуалированное) [16]

- ссылка на авторитетное мнение [17]

- приписывание нарушения «своего критерия» [18].

III. Лже-заботливый (шизоидный)

В манипулятивном поведении част использует двойные послания. Его цель добиться своего через подавление, встраивание беспомощности.

Примеры двойных лингвистических посланий:

˗ мы свободные люди в этой несвободной стране

˗ учение Маркса верно, потому что оно истинно

˗ парень мужественный, потом что он парень

˗ мне понравилось, но я не в восторге

Примеры невербальных двойных посланий (тело противоречит словам):

˗ «Скажи что-нибудь, только не молчи!», а когда человек говорит – отвернуться;

˗ «Сидите, вставать не надо», а невербально показать иное;

˗ с кривой улыбкой: «Я рад вас видеть»;

˗ «Ваш звонок важен для нас» - ожидание полчаса, пока оператор возьмет трубку;

˗ «Как твои дела в школе, мне очень интересно?», при этом заниматься своими делами.

Признаки манипуляций:

- после разговора с человеком у вас есть чувство, что вас использовали;

- появляются негативные чувства: вины, стыда, никчемности, беспомощности;

- приходит ощущение отвращения к себе или к ситуации, а ваш собеседник при этом успокаивается, потому что получает разрядку.

Виды манипуляций:

- явная, уничижительная [19]

- скрытая, завуалированная под комплимент или заботу [20].

Провокативное поведение

Провокация - ускоренная манипуляция. Цель – вызвать в другом человеке сильные эмоции - гнев и отвращение. Субъекты, которые избрали провокативное общение стилем взаимодействия, часто выступают в качестве абьюзеров и склонны разрушать нервную систему партнера по общению и отношения.

К основным приемам взаимодействия с провокатором-манипулятором, относятся следующие:

1 Максимальное дистанцирование от этого человека.

2 При взаимодействии надевать на себя «маску» из смеси эмоций: печаль, сожаление и снисходительная улыбка.

3 Давать оппоненту обратную связь случайного характера: положительную реакцию на плохое, и отрицательную на хорошее.

 

Контрольные вопросы и задания

1 Раскройте понятие «личность».

2 Каково соотношение социализации и индивидуализации?

3 Каково место и значение Я-концепции в структуре личности?

4 В чем состоит ответственность по интернальному и по экстернальному типу?

5 Раскройте содержание двух любых психологических теорий личности.

6 Охарактеризуйте типологические особенности личности.

7 Что такое характер человека?

8 Перечислите маркеры вступления в контакт человека-провокатора.

9 Что такое манипулятивное поведение?

10 Назовите тип манипуляторов и специфику их взаимодействия с людьми.

Рекомендуемая литература

1 Задорожная, О.В. Актуализация потенциальных возможностей субъекта в системе высшего образования /О.В. Задорожная //Научно-международная конференция. Университет Месроп МАШТОС, Степанокерт, 2012.

2 Задорожная, О.В. Психология и педагогика. Учебное пособие для студентов технических вузов / О.В. Задорожная, И.В. Леусенко - Ростов-на-Дону: Издательство НМЦ «ЛОГОС», 2012. - 233 с. ISBN 5-7051-0286-0

3 Гуревич, П. С. Психология: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 465 с. – (Авторский учебник). – ISBN 978-5-9916-5042-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431923.

4 Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / Р. С. Немов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 292 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-9198-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434250.

5 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан, В.А. Аверин, И.А. Зимняя / Под общей редакцией А. А. Реана – СПб.: АСТ, 2015. – 714 с.

6 Высоков, И. Е. Общепсихологический практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / И. Е. Высоков, Ю. Е. Кравченко, Т. А. Сысоева. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 507 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-4897-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/432833.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: