Началом изобразительного периода условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел», то есть цель нарисовать что-либо, и лишь затем производится сам рисунок. По мнению B.C. Мухиной, переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий (ассоциативная стадия), затем - намеренное изображение [17].
Изобразительный период также является продолжительным и неоднородным и делится на несколько стадий.
Стадия примитивных изображений (3-5 лет). У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, утлы, отрезки линий. Ребенок может нарисовать множество изображений, похожих на круги, и сказать: «Это камушки». Спустя несколько месяцев «камушки» становятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза и две отходящие линии, а также рот. «Это мама и Таня», - говорит ребенок.
Так в рамках данной стадии выделяется подстадия головоногов, когда в рисунках детей человек представлен только двумя элементами: головой и ногами. Иногда от головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую -руки (рис. 5).
Рис. 5. Человек
О возрастных особенностях изображения человека более подробно будет сказано далее в соответствующем параграфе.
Стадия схематических изображений. Она длится очень долго, и в ней, в свою очередь можно выделить ряд ступеней, в зависимости от того, как первые совсем примитивные схемы наполняются мало по малу более существенным содержанием.
Человек, например, сначала изображается в высшей степени упрощенно, слагаясь только из двух основных частей головы и какой-либо подпорки. При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Они рисуются наиболее простым способом в виде полок, идущих под некоторым углом.
Далее выделяются новые части человеческой фигуры и среди них прежде всего туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму: овальную, почти квадратную, удлиненной полоски и т.д. Иногда обособление от ног делается прямой горизонтальной линией. Руки в большинстве случаев изображаются с пальцами.
Там, где из туловища выделяется шея, она получает несоразмерно большую длину. Лицо, которое фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно некоторыми чертами. В большинстве случаев это глаза, рот и намек на нос. Ухо удостаивается чести попасть на рисунок лишь в последнюю очередь. Брови отсутствуют также очень долго, зато то, что при взгляде на лицо не бывает видно, а именно зубы, выступает на сцену довольно часто.
При всем несовершенстве таких портретов ребенок все же старается снабдить изображенного на них человека какой-либо эмблемой. Одежда обычно обозначает свое присутствие только пуговицами. Эти изображения чаще всего представляют человека анфас. Лишь постепенно совершается переход к профилю. Промежуточная ступень характеризуется тем, что часть рисунка изображает человека в профиль, а часть в анфас.
Здесь еще не соблюдаются пропорции, поэтому изображаемые люди чаще всего представляются в виде головастиков.
Нужно специально отметить, что на данной стадии изобразительной деятельности дети еще не исправляют ошибки в своих рисунках или делают это очень |
В целом схематичность наблюдается в любых рисунках этого возраста (животное, дом, паровоз). Больше всего привлекают динамичные предметы (люди, животные, если дом, то обязательно из трубы валит дым). Для этой стадии характерно руководство внутренними представлениями о предмете рисования по памяти (образу). Рисование только самого существенного. Фактически это графический рассказ о том, что ребенок знает (рис. 6, 7).
редко. Самый обычный способ исправления для данного возраста - прекращение начального рисунка и переход к новому изображению на новом листе бумаги.
Дальнейшая, четвертая стадия - это стадия правдоподобных изображений. Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Ноги приобретают уже некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Находят себе применение руки: они держат какой-нибудь предмет. Голова обрастает волосами, иногда тщательно причесанными. Шея имеет значительно меньший объем. Появляется округлость плеч. Наконец, весь человек облачается в какую-либо одежду (рис. 8).
Рис. 8
Конечно, все это достигается не сразу. Поэтому вначале приходится встречаться с промежуточной стадией - стадией смешанной схемы - на которой часть рисунка передается почти схематически.
В соответствии с переменами в изображении человека меняются и рисунки животных, домов и т.п. Корова наделяется рогами, широкой шеей, выменем, прямой спиной. Дом покрывается соломой, снабжается дверью и ведущим к ней крылечком, его окна украшаются занавесками, иногда становится понятно, из какого материала он выстроен.
Наряду с этим происходит значительное тематическое обогащение рисунков: появляются пейзажи, деревни, целые поезда, идущие по рельсам, со столбами и семафором возле них, внутренний вид домов и т.д.
Несмотря на большой соблазн, вряд ли можно приурочить каждую из намеченных выше стадий детского художественного творчества к строго определенному возрасту. Здесь больше, чем где-либо сказываются и индивидуальная одаренность ребенка и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется. Но приблизительную закономерность мы можем все же получить, руководствуясь статистической обработкой больших коллекций детских рисунков. В этом отношении весьма показательны результаты, полученные Г. Кершенштейнером. Однако следует иметь в виду, что приводимые показатели развития рисунка соответствуют периоду начала XX века.
Данные Г. Кершенштейнера [22] позволяют судить о степени распространенности различных типов рисунка в разном возрасте (табл. 4).
Как видно из таблицы, шестилетние дети рисуют обычно схему, и только начиная с 11 -летнего возраста мы встречаемся с ней реже, чем с остальными, более совершенными способами изображения. Правдоподобный рисунок выступает на первый план только после 13 лет.
Безусловно, тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью к определенному полу и соответствующей идентификацией. Так, мальчики чаще всего рисуют машины, самолеты, корабли, войну, а девочки - семью, принцесс, цветы, маленьких животных, узоры бус, тканей. Кроме того, к одним из главных сюжетов детских рисунков принадлежит изображение человека. В зависимости от возраста рисунок человека меняется, приобретая новые черты. Н. Семаго [25] вслед за И. Шванцарой представляет возрастную последовательность в развитии рисунка человека.