Вопрос 31. Специальные налоговые режимы их роль и основные характеристики

Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 18) предусмотрена возможность введения специальных налоговых режимов, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Таким образом, специальные налоговые режимы (далее СНР) применяются параллельно со стандартной системой налогообложения. К ним относятся: упрощенная система налогообложения субъе­тов малого предпринимательства; система налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ); система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО); система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Следует обратить внимание на то, что при установлении СНР определение элементов налогообложения и налоговых льгот не может носить произвольного характера, а регулируется Налоговым кодексом. СНР вводятся в действие одновременно с частью второй НК РФ при условии признания утратившим силу Федерального закона «Об основах налоговой системы». Однако данные режимы применялись в Российской Федерации и до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ, наибольшее значение и распространение среди плательщиков получила упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (см. п. 13.1).

К началу 2003 года, как это предусмотрено разделом VIII.1 части второй НК РФ, были введены в действие три специальных режима: 1 упрощенная система налогообложения; 2 система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельхозналог); 3 система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Как можно видеть, последние два режима не представлены в перечне, определенном в ст. 18 НК РФ, что свидетельствует о том, что как сам перечень режимов, так и целесообразность

их введения остается предметом обсуждения и выбора. Например, признано нецелесообразным введение специальных режимов в СЭЗ и ЗАТО в силу их низкой эффективности и создания «почвы» для ухода от налогов. В целях формирования стабильных условий для работы инвесторов тщательно готовится законодатель­ство по специальному налоговому режиму для участников соглашений о разделе продукции, соответствующая глава НК РФ будет обсуждаться в Государственной думе РФ весной 2003 г. В данном разделе учебника представлена краткая харак­теристика специальных режимов налогообложения с учетом действующего зако­нодательства на начало 2003 г.

Упрошенная система налогообложения

Специфика налоговых поступлений в России такова, что наибольшие суммы в бюджет поступают от крупных организаций. Одновременно большое количество плательщиков малого бизнеса создает серьезные проблемы в осуществлении налогового контроля. Налоговые правонарушения в небольших организациях нередки, причем зачастую они не носят преднамеренного характера. Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов малого предпринимательства.

До 1 января 2003 г. данный налоговый режим регулировался Федеральным законом от 29.12.95 №122-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Этот Закон предусматривал возможность замены на добровольной основе совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства за отчетный период. На упрощенную систему налогообложения учета и отчетности имели право перейти индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работников до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.

С 1 января 2003 г. вступила в силу гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», введение в действие которой определено Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ...» (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 31.12.2002 г. № 191-ФЗ). Правилами применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003 г. не предусмотрено принятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу. Таким образом, в общем и целом порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне. Методические рекомендации по применению УСН утверждены Приказом МНС РФ от 10.12.2002 № БГ-3-22/706. Применение УСН организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности органи­заций за налоговый период. Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также исполняют обязанности налогового агента в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: